22 июля 2009 г. |
г. Вологда Дело N 05-4972/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
при участии представителей от общества Новиковой Е.А. по доверенности от 02.06.2009 N 117, от таможенного органа Корельского А.В. по доверенности от 11.07.2008 N 32,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2009 года по делу N А05-4972/2009 (судья Козьмина С.В.),
установил
закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Северо-Запад" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2009 по делу об административном правонарушении N 10203000-30/2009 по статье 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2009 года заявленные обществом требования удовлетворены: оспариваемое постановление таможенного органа от 16.03.2009 признано незаконным и отменено.
Таможня с данным судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2009 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что процедура предварительного декларирования не предусматривает временного хранения товаров в пределах сроков, установленных статьей 103 Таможенного кодекса российской Федерации (далее - ТК РФ), и без уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку при данной процедуре таможенные платежи уплачиваются в первую очередь, а после предъявления товаров таможенному органу производится и их выпуск.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы таможни; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе, представитель общества - доводы и требования, содержащиеся в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.01.2009 таможенным брокером ООО "Регионтехнохим" - ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад" в таможенный орган в порядке статьи 130 ТК РФ подана предварительная грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10203100/120109/П000009 в отношении товара - гидроксида алюминия весом нетто 5005000 кг в режиме "выпуск для внутреннего потребления". В графе 47 названной ГТД общая сумма таможенных платежей отражена в размере 8 439 151 руб. 85 коп., из них 1 765 512 руб. 94 коп. - ввозная таможенная пошлина, 6 673 638 руб. 91 коп. - налог на добавленную стоимость.
По коносаменту от 31.12.2008 N 1 теплоходом "Пионер Литвы" 19.01.2009 осуществлен ввоз задекларированного товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Таможенным органом в порядке пункта 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации в адрес таможенного брокера 12.01.2009 выставлено требование N 10203100, согласно которому в срок до 23.01.2009 предлагалось представить платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей в сумме 8 439 151 руб. 85 коп.
Уведомлением от 02.02.2009 N 07-01/25/106 ответчик сообщил об истечении 02.02.2009 срока уплаты таможенных платежей по вышеуказанной ГТД.
В ответ на это таможенный брокер в тот же день направил письмо N 80, сообщив о невозможности уплаты таможенных платежей в установленный срок.
Ответчиком 09.02.2009 направлено уведомление о необходимости уплаты пеней в порядке статьи 359 ТК РФ.
Таможней 10.02.2009 от общества получены оригиналы платежных документов и заявления о распоряжении денежными средствами для уплаты пеней, принято решение о выпуске товара.
Должностным лицом таможенного органа с участием представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.02.2009 N 10203000-30/2009 по признакам состава нарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП РФ.
Заместитель начальника таможни, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, в отсутствие представителей общества, извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынес оспариваемое постановление от 16.03.2009 N 10203000-30/2009, которым признал общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Не согласившись с таким постановлением ответчика, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в деянии общества события вмененного ему в вину нарушения.
Статья 16.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность для юридических лиц за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 328 ТК РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.
В силу пункта 1 статьи 320 ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 ТК РФ.
На основании пункта 2 статьи 144 ТК РФ таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.
Следовательно, таможенный брокер является лицом, ответственным за уплату таможенных платежей.
В силу договора от 13.03.2007 N 0368/02-А-07-089 декларирование товара по предварительной ГТД от имени ООО "Регионтехнохим" осуществлял таможенный брокер - ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад".
Пункты 1, 2 статьи 77 ТК РФ предусматривают, что после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78 ТК РФ), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10). С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 103 ТК РФ определено, что срок временного хранения товаров составляет два месяца.
Из анализа данных правовых норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении вне зависимости от фактического помещения их на склад временного хранения. Ввиду того, что Таможенный кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо различий между хранением на складе временного хранения и хранением с разрешения таможенного органа в месте разгрузки товаров, то при временном хранении товаров в месте их разгрузки на этот товар в полном объеме распространяются условия временного хранения товаров, установленные главой 12 ТК РФ.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 78 ТК РФ места разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров являются зоной таможенного контроля. Указанные места должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы была обеспечена сохранность товаров и был исключен доступ к ним лиц, не участвующих в проведении грузовых операций. По запросу лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту, товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков, установленных в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.08.2003 N 939 утверждена Инструкция о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем.
Пунктом 7 названной Инструкции определено, что для хранения товаров в зоне таможенного контроля без их помещения на склад временного хранения лицо, осуществляющее грузовые операции в порту, подает письменный запрос в таможню, в регионе деятельности которой расположена зона таможенного контроля.
Из пункта 8 данной Инструкции следует, что решение о хранении товаров в зоне таможенного контроля принимает начальник таможни в письменном виде в сроки не более трех рабочих дней на основании письменного запроса лица, осуществляющего грузовые операции в порту.
В данном случае 11.01.2009 ОАО "Архморторгпорт", осуществляющее грузовые операции в порту, обратилось в таможенный орган с запросом о разрешении выгрузки и хранения перемещаемого товара на время таможенного оформления до 2 месяцев в зоне таможенного контроля ПРР "Бакарица", который имеет соответствующие условия хранения названного товара.
Письмом ответчика от 13.01.2009 N 07-03-18/18 разрешена выгрузка и хранение товара после прибытия на таможенную территорию Российской Федерации в зоне таможенного контроля ОАО "Архморторгпорт" ПРР Бакарица на срок до 2 месяцев без обеспечения уплаты таможенных платежей.
Следовательно, товар находился в месте его разгрузки без помещения на склад временного хранения. При этом данный товар имел статус находящегося на временном хранении, что таможенный орган не отрицает.
Таможенная процедура временного хранения товаров регламентируется положениями главы 12 ТК РФ.
Согласно статьей 99 ТК РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.
С учетом названной правовой нормы суд первой инстанции обоснованно установил, что при временном хранении товара в месте его разгрузки при условии соблюдения требований пункта 3 статьи 78 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин не возникает.
В данном случае из отчета от 22.01.2009 N 0000001 следует, что товар принят на хранение 22.01.2009, срок временного хранения определен до 22.03.2009. Нарушений данной процедуры не установлено.
Следовательно, срок временного хранения товара, установленный статьей 103 ТК РФ, истек 22.03.2009. До истечения названного срока товар имел статус находящегося на временном хранении с применением к нему условий оплаты, установленных статьей 99 ТК РФ. В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что до 22.03.2009 общество не могло допустить нарушения сроков уплаты таможенных платежей, является правильным.
С учетом изложенного подлежит отклонению ссылка подателя жалобы о том, что процедура предварительного декларирования не предусматривает временного хранения товаров в пределах сроков, установленных статьей 103 ТК РФ, и без уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку при данной процедуре таможенные платежи уплачиваются в первую очередь, а после предъявления товаров таможенному органу производится и их выпуск.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что у ответчика не имелось правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности за неуплату в установленный срок налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в связи с чем в деянии общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление таможенного органа от 16.03.2009 N 10203000-30/2009 правомерно признано незаконным и отменено.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы и обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2009 года по делу N А05-4972/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4972/2009
Истец: Закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Северо-Запад"
Ответчик: Архангельская таможня