13 августа 2009 г. |
г. Вологда Дело N А66-7797/2008 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Писаревой О.Г. и Федосеевой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Удомля на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 мая 2009 года по делу N А66-7797/2008 (судья Истомина О.Л.),
установил
администрация города Удомля (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" (далее - ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1") об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Просит суд обязать ответчика освободить помещения N 1, 2, 4, 6, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, расположенные по адресу: Тверская область, г. Удомля, пр. Курчатова, д. 10 а.
Определением суда от 06 октября 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 мая 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд ошибочно указал на несоблюдение порядка передачи имущества и отсутствие решения Правительства Российской Федерации, поскольку согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества принимается не Правительством Российской Федерации, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, которым является Территориальное управление, принявшее распоряжение от 15.12.2006 N 594 о передаче в муниципальную собственность спорных помещений. Учредитель образовательного учреждения в установленном порядке помещения за ответчиком на праве оперативного управления не закреплял. Здание, имевшее статус общежития, передано в собственность города уже как жилой дом.
ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Территориальное управление отзыв на жалобу не представило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность принятого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, на жилой дом N 10 а по адресу: Тверская область, г. Удомля, пр. Курчатова, зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования "Город Удомля", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2007 серии 69 АБ N 012166 (т. 1, л. 43).
Установив, что помещения N 1, 2, 4, 6, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 в указанном доме находятся во владении ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1", Администрация на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, признал недействительным распоряжение Территориального управления от 15.12.2006 N 594 о прекращении права хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (концерн "Росэнергоатом") (далее - ФГУП "Концерн Росэнергоатом") на жилой дом N 10 а по пр. Курчатова в г. Удомля и передачу его в муниципальную собственность муниципального образования "Город Удомля". Кроме того, суд признал ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" ненадлежащим ответчиком по требованию в отношении помещения N 42, так как им владеют граждане, а не ответчик.
Апелляционный суд считает необоснованным вывод суда первой инстанции о недействительности распоряжения Территориального управления от 15.12.2006 N 594 ввиду следующего.
Жилой дом по адресу: Тверская область, г. Удомля, пр. Курчатова, д. 10 а являлся федеральной собственностью и был закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Концерн Росэнергоатом", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2004 серии 69 АА N 601935.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в случаях:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Территориальное управление, осуществляющее полномочия собственника федерального имущества на территории Тверской области приняло распоряжение от 15.12.2006 N 594 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Концерн "Росэнергоатом" в собственность муниципального образования "Город Удомля". По акту от 15.01.2007 имущество передано в муниципальную собственность муниципального образования "Город Удомля". Право собственности муниципального образования "Город Удомля" на жилой дом по адресу: Тверская область, г. Удомля, пр. Курчатова, д. 10 а зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством от 03.04.2007 серии 69 АБ N 012166.
Вывод суда первой инстанции о том, что для изъятия спорных помещений в составе жилого дома требовалось согласие Министерства образования Российской Федерации и Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, не соответствует обстоятельствам дела.
Действительно, пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" установлен запрет на изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у жилого дома N 10 а по пр. Курчатова в г. Удомля статуса служебного здания - общежития ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1".
Решение Удомельского городского совета народных депутатов от 21.01.1988, предписывающее Управлению строительством Калининской АЭС решить вопрос о передаче СПТУ N 25 (правопредшественник ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1") общежития по адресу: г. Удомля, пр. Курчатова, д. 10 а, таким документом не является. Документов, подтверждающих исполнение этого решения, не представлено.
Согласно справке отдела архитектуры администрации Удомельского района от 14.04.2009 N 57 жилой дом по пр. Курчатова, 10 а это дом N 160 по генплану 60 квартирный 5-ти этажный для малосемейных (т. 3 л. 144 - 145). Из акта приемки законченного строительством объекта от 15.12.1982 N 37 следует, что к приемке предъявлен 5-ти этажный 60-ти квартирный жилой дом N 160 (по генплану). Документов о присвоении данному дому статуса общежития и передаче его во владение ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" как целиком, так и в виде отдельных помещений в материалах дела не имеется.
В связи с этим, по мнению апелляционной инстанции, согласие Министерства образования Российской Федерации и Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации для изъятия спорных помещений в составе жилого дома из хозяйственного ведения ФГУП "Концерн "Росэнергоатом" не требовалось.
Тот факт, что ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" на протяжении ряда лет заключало договоры на предоставление коммунальных услуг и заселяло в спорные помещения своих учащихся, не имеет правового значения для дела, так как не является предусмотренным законом основанием для возникновения у ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" вещных прав в отношении спорного имущества.
При указанных обстоятельствах суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о законности владения спорными помещениями ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1". На основании статьи 301 ГК РФ требование Администрации об освобождении Училищем помещений N 1, 2, 4, 6, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48 в доме N 10 а по пр. Курчатова г. Удомли подлежит удовлетворению.
По помещению N 42 имеется справка Управления Федеральной миграционной службы по Тверской области о том, что в нем зарегистрированы граждане Фирсова Ольга Владимировна, Плужникова Татьяна Дмитриевна, Фирсова Анастасия Владимировна (т. 2, л. 6). Суд первой инстанции правомерно признал ГОУ НПО "Профессиональное училище N 1" ненадлежащим ответчиком в части иска об освобождении данного помещения.
В связи с частичным удовлетворением иска расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Администрации при предъявлении иска надлежало уплатить госпошлину 2000 руб., а фактически уплачено 50 449 руб. 31 коп., излишне уплаченная госпошлина в сумме 48 449 руб. 31 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета. Расходы Администрации по уплате госпошлины за рассмотрение иска в соответствии со статьей 110 АПК РФ в сумме 1875 руб. относятся на ответчика. Также с ответчика в бюджет подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 937 руб. 50 коп.
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 мая 2009 года по делу N А66-7797/2008 изменить.
Обязать государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" передать администрации муниципального образования "Город Удомля" по акту в течение месяца с даты принятия настоящего постановления помещения N 1, 2, 4, 6, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48 расположенные по адресу: Тверская область, г. Удомля, пр. Курчатова, д. 10 а.
Взыскать с государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" в пользу администрации муниципального образования "Город Удомля" 1875 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение иска.
Возвратить администрации муниципального образования "Город Удомля" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 48 449 руб. 31 коп., перечисленную по платежному поручению от 16.09.2008 N 526. Платежное поручение остается в деле.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 1" в федеральный бюджет 937 руб. 50 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
О.Г. Писарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7797/2008
Истец: Администрация города Удомля
Ответчик: Государственное образовательное учреждение НПО "Профессиональное училище N 1"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3349/2009