13 августа 2009 г. |
г. Вологда Дело N А13-2490/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
при участии от закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" Малышевой Е.В. по доверенности от 18.03.2009 N 4-10/648, от Региональной общественной организации Вологодской областной Федерации профсоюзов Черепановой О.А. по доверенности от 12.01.2009 N 7-8,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2009 года по делу N А13-2490/2009 (судья Киров С.А.),
установил
закрытое акционерное общество "Горстройзаказчик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации города Вологды (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы города Вологды от 08.10.2008 N 5647 "О внесении изменений в постановление главы города Вологды от 13.10.2005 N 3082".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных правоотношений Вологодской области (далее - департамент), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее - управление), Региональная общественная организация Вологодская областная Федерация профсоюзов (далее - областная федерация профсоюзов).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2009 года по делу N А13-2490/2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что 13.10.2005 главой города Вологды вынесено постановление N 3082 о предварительном согласовании обществу земельного участка по улице Предтеченской для проектирования административного здания из земель поселений, находящийся в государственной собственности и не закрепленный за конкретными лицами, в границах кадастрового квартала 35:24:02 02 005, площадью 1400 кв. м. В ходе проведения обществом землеустроительных работ по установлению границ земельного участка от смежного землепользователя - областной федерации профсоюзов получен отказ в согласовании границ земельного участка. В дальнейшем областная федерация профсоюзов 16.07.2008 поставила земельный участок площадью 4272 кв. м на кадастровый учет, при этом часть площади, которая была согласована обществу, отошла общественной организации. В связи с необоснованным отказом в согласовании земельного участка по улице Предтеченской и угрозы потери всего земельного участка общество было вынуждено обратиться с заявлением в администрацию о внесении изменений в постановление главы города Вологды от 13.10.2005 N 3082 относительно площади земельного участка. Общество указывает, что на участке площадью 653 кв. м невозможно произвести строительство административного здания.
Департамент в ходатайстве от 03.08.2009 просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Управление в ходатайстве от 04.08.2009 просит рассмотреть дело без своего участия.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель областной федерации профсоюзов в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (деле - АПК РФ) в отсутствие представителей департамента, управления и администрации, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав представителей общества и областной федерации профсоюзов, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы города Вологды от 13.10.2005 N 3082 обществу предварительно согласован земельный участок из земель поселений, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами, в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 35:24:02:02005 по улице Предтеченской площадью ориентировочно 1400 кв. м для проектирования административного здания. Пунктом вторым данного постановления утвержден проект границ предварительно согласованного земельного участка в соответствии с приложением.
Во исполнение указанного постановления администрацией и обществом заключен договор N 24-7666А о резервировании земельного участка в г. Вологде, в котором указано, что администрация берет на себя обязательство за плату зарезервировать за обществом земельный участок из земель поселений ориентировочной площадью 1400 кв. м по улице Предтеченской для проектирования административного здания.
Постановлением главы администрации города Вологды от 08.10.2008 N 5647 в постановление от 13.10.2005 N 3082 внесены изменения, в силу которых обществу предварительно согласовано место размещения административного здания по улице Предтеченской и утвержден согласно приложению проект границ земельного участка по улице Предтеченской площадью 653 кв. м (категории земель - земли населенных пунктов), образуемого из части земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами в границах кадастрового квартала 35:24:0202005. Установлено назначение вновь образуемого земельного участка - строительство административного здания.
Общество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно исходил из следующего.
Из статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 данного Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В статье 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
На основании пунктов 6, 7, 8 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Статьей 32 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, законодательством установлена определенная процедура представления земельных участков для строительства. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства принимается в отношении земельного участка, который не сформирован в действительности, следовательно, его границы и площадь точно не определены и могут измениться в результате проведения землеустроительных работ.
Постановлением от 13.10.2005 N 3082 обществу согласован земельный участок в границах кадастрового квартала 35:24:0202005 по улице Предтеченской города Вологды ориентировочной площадью 1400 кв. м. Однако площадь участка и проект его границ носили условный характер, так как точные границы самого участка и земельного участка смежного землепользователя (обозначенного на проекте границ под номером 17) были неизвестны.
На основании постановления администрации от 06.10.1992 N 1532 и государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 27-336 земельный участок по адресу: город Вологда, улица Зосимовская, дом 17 (ранее улица Калинина, дом 17) площадью 0,4272 га с кадастровым номером 35:24:0202005:24 был предоставлен областной федерации профсоюзов. Границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Процедура согласования границ земельного участка, предварительно согласованного ЗАО "Горстройзаказчик", проведена 26.11.2007. Областная федерация профсоюзов как смежный землепользователь отказала в согласовании границ вновь образуемого земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что на основании задания на межевание областной федерации профсоюзов 05.05.2008 открытое акционерное общество "ВологдаТИЗИС" выполнило комплекс землеустроительных работ по уточнению границ и по составлению землеустроительного дела земельного участка по улице Зосимовской, дом 17. Границы земельного участка были надлежащим образом согласованы с Департаментом земельных правоотношений Вологодской области.
На основании заявления областной федерации профсоюзов 04.07.2008 сведения об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202005:24 были внесены в государственный реестр кадастра недвижимости.
Общество с ограниченной ответственностью "Землемер" (далее - ООО "Землемер") по заявке ЗАО "Горстройзаказчик" выполнило землеустроительные работы, в соответствии с которыми площадь земельного участка, согласованного обществу, с учетом границ земельных участков смежных землепользователей и красных линий составила 653 кв. м. Землеустроительное дело по межеванию земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202005 площадью 653 кв. м было представлено в администрацию и в департамент.
Департаментом 23.09.2008 издано распоряжение N 493-р об образовании в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202005:160, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами, на территории муниципального образования "Город Вологда" земельного участка площадью 653 кв. м. Этим же распоряжением утвержден проект территориального землеустройства, представленный заявителем.
Основанием для внесения администрацией изменений стали выполненные ООО "Землемер" землеустроительные работы, заказчиком которых выступило ЗАО "Горстройзаказчик", которое и согласовало проект территориального землеустройства. Далее общество 08.10.2008 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:24:0202005:163 площадью 653 кв. м для строительства Договор аренды указанного земельного участка заключен с обществом 19.03.2009. Следовательно, обществу был предварительно согласован земельный участок той площади, в отношении которой были предоставлены землеустроительные документы и которую общество просило предоставить для строительства.
Таким образом, основанием для принятия оспариваемого постановления явилось землеустроительное дело по формированию спорного земельного участка, представленное обществом, а также распоряжение департамента от 23.09.2008 N 493-р.
Исходя из изложенного постановление главы города Вологды от 08.10.2008 N 5647 "О внесении изменений в постановление главы города Вологды от 13.10.2005 N 3082" соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что договор так же как и постановление от 13.10.2005 N 3082 заключен относительно земельного участка, площадь которого определена ориентировочно, то, соответственно, предполагалась возможность ее изменения после проведения землеустроительных работ. При этом ни в договоре, ни в постановлении от 13.10.2005 N 3082 не содержится условий об обязательном согласовании в последующем администрацией земельного участка площадью 1400 кв. м.
Таким образом, доказательств нарушения прав и законных интересов общества принятием оспариваемого постановления и изменением площади и границ согласованного земельного участка не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2009 года по делу N А13-2490/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2490/2009
Истец: ЗАО "Горстройзаказчик"
Ответчик: Администрация г. Вологды
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по Вологодской области, Региональная общественная организация Вологодская областная Федерация профсоюзов, Департамент земельных отношений Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3845/2009