21 августа 2009 г. |
г. Вологда Дело N А66-8077/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Федосеевой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Хачировой З.Т.,
при участии от муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия города Твери Густова В.Ф. по доверенности от 23.07.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 июня 2009 года по делу N А66-8077/2008 (судья Рожина Е.И.),
установил
муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие города Твери (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области, указав в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент соцзащиты), Департамент транспорта и связи администрации Тверской области (далее - Департамент транспорта) о взыскании 950 849 руб. 26 коп. убытков, понесенных в результате недоплаченной компенсации за перевозку льготной категории граждан по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) за период апрель, май, июнь 2007 года.
Определением суда от 13 января 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери (далее - Отдел соцзащиты).
Определением суда от 16 февраля 2009 года к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечена Тверская область в лице Департамента финансов Тверской области (далее - Департамент финансов).
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил сумму иска до 1 076 029 руб. 21 коп., просил взыскать убытки, полученные в результате неполной компенсации расходов за перевозку льготной категории граждан по ЕСПБ за период март, апрель, май 2007 года.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11 июня 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области за счет средств казны Тверской области в пользу Предприятия взыскан 1 076 029 руб. 21 коп. убытков, 16 008 руб. 49 коп. расходов по уплате госпошлины.
Департамент финансов с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к тому, что Предприятие необоснованно отказывало гражданам льготных категорий в праве проезда по ЕСПБ на маршруте N 119. Факт заключения истцом и Отделом соцзащиты договора от 30 января 2007 года сам по себе не является основанием для удовлетворения требований перевозчика о взыскании неполученных доходов. Ответчиком по данной категории дел является главный распорядитель средств областного бюджета - Департамент соцзащиты, таким образом, Департамент финансов - ненадлежащий ответчик. Кроме того, меры социальной защиты относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Департамент транспорта в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда отменить полностью.
Истец в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.
Департамент финансов направил ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы в связи с нахождением в отпуске своего представителя Носкова Дмитрия Александровича.
Апелляционный суд на основании части 4 статьи 158 АПК РФ отклонил данное ходатайство, поскольку признал указанную в нем причину неуважительной, так как интересы юридического лица, коим является Департамент финансов, в арбитражном суде может представлять любой сотрудник на основании доверенности. Кроме того, явка представителя Департамента финансов в судебное заседание апелляционной инстанции не признана обязательной.
Департамент соцзащиты, Отдел соцзащиты отзывы на жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Департамента соцзащиты, Отдела соцзащиты, Департамента транспорта, Департамента финансов в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителя Предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность принятого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па (далее - Постановление N 32-па) на территории Тверской области с 01.03.2005 введен ЕСПБ, утверждено Положение о порядке приобретения ЕСПБ для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан, перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ (далее - Положение).
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что органы социальной защиты населения заключают договоры с транспортными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки на основании ЕСПБ. В соответствии с пунктом 3.2 Положения стоимость льготного проезда отдельных категорий граждан определяется протоколом, подписанным администрацией Тверской области и транспортными предприятиями, и указывается в договоре, заключаемом органом соцзащиты и транспортным предприятием.
Указанный договор между Предприятием и Отделом соцзащиты заключен 30.01.2007. В соответствии с пунктом 2.1.3 договора Отдел соцзащиты принял на себя обязательство не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять на расчетный счет Предприятия средства из расчета 250 руб. с учетом показателей фактической транспортной работы за предшествующий отчетному период согласно представленным Предприятием счету, счету-фактуре и акту выполненных работ. Показатели фактической транспортной работы ежемесячно предоставляются Отделу соцзащиты Департаментом транспорта не позднее 10 числа отчетного месяца за предыдущий.
Пунктом 3.8 Положения и пунктом 2.2.4 договора Отделу соцзащиты предоставлено право в случае необоснованного уменьшения исполнителем транспортной работы, введения ограничений по количеству маршрутов, времени перевозок, необоснованного отказа в предоставлении транспортных услуг льготникам по ЕСПБ уменьшать сумму компенсаций в соответствии с административным регламентом по распределению средств между перевозчиками.
Проверкой транспортной работы, осуществленной Департаментом транспорта за март - май 2007 года, установлено, что Предприятие за этот период необоснованно отказывало льготникам в проезде по ЕСПБ по маршруту N 119 (г. Тверь - пос. Н. Орша).
На основании результатов проверки соответствующая информация об уменьшении Предприятию суммы компенсации за март - май 2007 года направлена Департаментом транспорта в Отдел соцзащиты. Данный факт Департамент транспорта подтвердил в отзыве на иск и в отзыве на апелляционную жалобу.
Согласно отчетам Предприятия фактическая транспортная работа Предприятия составила: за март - 26 883 068,9 м/км, за апрель - 26 148 967,3 м/км, за май - 27 761 501 м/км.
В процентном соотношении объема выполненных перевозок истцом к объему перевозок, выполненному всеми перевозчиками пассажиров по ЕСПБ, сумма, подлежащая компенсации, по данным истца составляет 8 034 638 руб. 55 коп., фактически компенсация составила 6 958 609 руб. 34 коп., что ответчиками не оспаривается. Сумма убытков истца составляет 1 076 029 руб. 21 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме за счет казны субъекта Российской Федерации - Тверской области, пришел к выводу о необоснованном занижении Департаментом транспорта объема перевозок, выполненных истцом, поскольку отсутствовал утвержденный регламент применения ответственности за нарушения, допущенные перевозчиками.
У суда апелляционной инстанции нет оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку в период март - май 2007 года не был утвержден административный регламент, в соответствии с которым согласно пункту 2.2.4 договора может быть уменьшена сумма компенсаций, то у Отдела соцзащиты как заказчика по договору, не имелось правовых оснований для уменьшения суммы компенсации Предприятию на основании представленной Департаментом транспорта информации о допущенных перевозчиком нарушениях.
Размер транспортной работы, выполненный истцом за спорный период и послуживший основанием для расчета суммы иска, Департаментом транспорта не оспорен. Поскольку объем предоставленных истцом услуг по льготным ценам составил больший размер, чем полученное возмещение, требования истца обоснованно удовлетворены судом.
Апелляционная инстанция считает ошибочным утверждение Департамента финансов о том, что Тверская область не является надлежащим ответчиком по делу, так как источником финансирования расходов по компенсации затрат транспортным организациям являются средства областного бюджета и дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 5.1 Постановления N 32-па, пункт 9 Постановления N 164-па).
Субъект Российской Федерации - Тверская область, установив в постановлениях от 03.07.2006 N 164-па, от 16.02.2005 N 32-па льготы по пассажирским перевозкам, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств областного бюджета. В связи с этим иск правомерно удовлетворен за счет казны субъекта Российской Федерации - Тверской области.
Ввиду изложенных обстоятельств выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 июня 2009 года по делу N А66-8077/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8077/2008
Истец: Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие города Твери
Ответчик: Администрация Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области
Третье лицо: Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери, Департамент транспорта и связи администрации Тверской области, Департамент социальной защиты населения Тверской области