г. Вологда
19 августа 2009 г. |
Дело N А13-5434/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2009 года по делу N А13-5434/2009 (судья Парфенюк А.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Соколгорводоканал" (далее - общество, ООО "Соколгорводоканал") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным и отмене постановления от 14.05.2009 N 38 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2009 года требования общества удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилось и обратилось в апелляционной с жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование своей позиции указывает, что факт неоприходования обществом денежных средств 16.03.2009, 18.03.2009, 19.03.2009, 25.03.2009 доказан, поскольку в кассовой книге общества отсутствует запись о поступившей выручке в полном размере.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 27.04.2009 административным органом на основании поручения от 23.03.2009 N 129 проведена проверка деятельности общества на предмет полноты учета выручки и соблюдения порядка работы при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01.01.2009 по 31.03.2009.
В ходе проверки административным органом установлено, что в период с 11.01.2009 по 31.03.2009 общество не оприходовало в кассу полученную с применением контрольно-кассовой техники модели Касби-02К (заводской номер 20404113) выручку в сумме 8631 руб. 86 коп., в том числе: за январь 2009 года - 241 руб. 10 коп., включая 16.01.2009 в сумме 149 руб. 27 коп., 23.01.2009 - 0 руб. 06 коп., 30.01.2009 - 91 руб. 77 коп.; за февраль 2009 года -7112 руб. 49 коп., включая 02.02.2009 в сумме 1085 руб. 07 коп., 06.02.2009 - 0 руб. 03 коп., 10.02.2009 - 2700 руб., 12.02.2009 - 1240 руб. 05 коп., 16.02.2009 -1428 руб. 53 коп., 18.02.2009 -500 руб., 25.02.2009 - 158 руб. 81 коп.; за март 2009 года - 1008 руб. 27 коп., включая 11.03.2009 -329 руб. 07 коп., 13.03.2009 - 0 руб. 05 коп., 16.03.2009 - 03 руб. 00 коп., 18.03.2009 - 529 руб. 45 коп., 19.03.2009 - 146 руб. 50 коп., 25.03.2009 - 0 руб. 20 коп. Оправдательных документов на корректировку выручки не представлено, записи в журнале кассира-операциониста по графе 15 отсутствуют, что нашло отражение в акте проверки полноты учета выручки от 27.04.2009 N 129.
В связи с этим, налоговым органом сделан вывод о нарушении обществом пунктов 3, 22, 24, 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок N 40), пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), пункта 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 N 51 (далее - Методические рекомендации).
Данные обстоятельства указаны в протоколе об административном правонарушении от 08.05.2009 N 38, составленном в присутствии директора общества.
Начальник инспекции, рассмотрев материалы административного дела, 14.05.2009 вынес постановление N 38, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что инспекций не доказан факт неоприходования обществом наличных денежных средств 16.03.2009, 18.03.2009, 19.03.2009, 25.03.2009, по остальным эпизодам истек срок привлечения общества к административной ответственности.
Апелляционная инстанция не может согласиться с выводом о недоказанности факта неоприходования выручки по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
Согласно пункту 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. В силу пункта 23 Порядка каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу.
Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В пункте 25 Порядка определено, что на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Пунктом 11 Методических рекомендаций и пунктом 6.1 Типовых правил установлено, что кассир предприятия составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из изложенного также следует, что оприходование денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников предприятия, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершенным. Одним из критериев установления факта неоприходования (неполного оприходования) наличных денежных средств является разница между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из материалов дела следует, что согласно показателям контрольно-кассовой техники за 16.03.2009 получена выручка в размере 26 430 руб. 26 коп., в кассу предприятия оприходована выручка в сумме 26 427 руб. 26 коп., за 18.03.2009 получена выручка в размере 6767 руб. 12 коп., в кассу оприходована выручка в сумме 6237 руб. 67 коп., за 19.03.2009 получена выручка в размере 13 046 руб. 26 коп., в кассу оприходована выручка в сумме 12 900 руб. 42 коп., за 25.03.2009 получена выручка в размере 6738 руб. 26 коп., в кассу оприходована выручка в сумме 6738 руб. 06 коп.
Следовательно, налоговым органом правомерно сделан вывод о неоприходовании обществом в кассу полученной с применением контрольно-кассовой техники модели Касби-02К (заводской номер 20404113) выручки за 16.03.2009 в размере 03 руб. 00 коп., за 18.03.2009 - 529 руб. 45 коп., за 19.03.2009 - 146 руб. 50 коп., за 25.03.2009 - 0 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции неправомерно принял во внимание свидетельские показания кассира Веденеевой Т.И., исходя из которых неоприходование выручки в полном размере произведено в связи с ошибочным пробитием чеков на большую сумму, чем следовало, а также в результате описок.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтены положения пункта 4.3 Типовых правил, которым предусмотрен порядок действий кассира в случае ошибки, а именно:
- при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
- в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
- составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме N 54 (приложение N 5) (в настоящее время взамен формы N 54 введена в действие форма N КМ-3) о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию (где они хранятся при текстовых документах за данное число);
- записать в "Книгу кассира - операциониста" суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков.
В соответствии с постановлением Госкомстата от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) составляется акт формы N КМ-3. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека.
Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии, подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.
В данном случае обществом не представлены доказательства составления актов по форме N КМ-3 по ошибочно пробитым кассовым чекам и занесения соответствующих сведений об уменьшении выручки кассы в журнал кассира-операциониста.
Суд не может принять во внимание представленную в материалы дела квитанцию за коммунальные услуги за февраль 2009 года на сумму 162 руб. 42 коп. Согласно штампу на квитанции за коммунальные услуги за февраль 2009 года сумма 162 руб. 42 коп. уплачена 13.03.2009 и, соответственно, данная квитанция не может свидетельствовать о неправильном пробитии чека на сумму 165 руб. 42 коп. за 16.03.2009.
Представленный в материалы счет-извещение за март 2009 года, а также свидетельские показания Катаевой З.А. и объяснения кассира также не могут быть приняты во внимание, так как содержат противоречивые сведения.
Как указано выше, за 18.03.2009 обществом получена выручка в размере 6767 руб. 12 коп., в кассу оприходована выручка в сумме 6237 руб. 67 коп., за 18.03.2009 неоприходована выручка в сумме 529 руб. 45 коп.
В то же время согласно счету-извещению за март 2009 года и свидетельским показаниям Катаевой З.А. кассиром 18.03.2009 был ошибочно пробит чек на сумму 593 руб. 08 коп., а не на 529 руб. 45 коп. Кроме того, в соответствии с объяснениями кассира ею за 18.03.2009 была допущена описка на сумму 90 руб.
Исходя из указанного счета, свидетельских показаний Катаевой З.А. и объяснительной кассира выручка за 18.03.2009 должна составлять 6084 руб. 04 коп., а не 6237 руб. 67 коп., как указанно в кассовой книге (6767,12 - 593,08 - 90,00).
Также следует отметить, что доказательства исправления допущенной кассиром описки за 18.03.2009 обществом представлено не было.
Суд не может принять во внимание представленный акт о возврате денежных сумм покупателям от 04.06.2009 N 2 на сумму 146 руб. 50 коп., поскольку он составлен за пределами сроков проведения проверки.
Административным органом также выявлено, что 25.03.2009 обществом не оприходовано 20 коп., которые образовались при приеме обществом денежных средств от населения - чек пробит на сумму 6115 руб. 22 коп., а в кассовой книге оприходовано 6115 руб. 02 коп.
Исходя из показаний кассира указанная недостача образовалась также в результате ошибки, сделанной при записи суммы в кассовую книгу. Из этих же показаний следует, что вышеуказанные 20 коп. включены во вкладной лист кассовой книги за 30.04.2009. Вместе с тем, обществом в судебное заседание первой инстанции представлен вкладной лист кассовой книги за 25.03.2009, который составлен 06.05.2009 и также включает неоприходованные ранее 20 коп. Какой именно из указанных документов подтверждает оприходование ранее ошибочно не указанных в чеке 20 коп., из материалов дела и пояснений общества установить невозможно. Кроме того, оба названных вкладных листа составлены уже после проведения инспекцией проверки, следовательно, изначально не могут являться надлежащими доказательствами по делу. Иных доказательств наличия ошибки кассира и оприходования выручки обществом не представлено.
В связи с вышеизложенным суд апелляционной инстанции считает установленным и доказанным факт неоприходования обществом выручки за 16.03.2009, 18.03.2009, 19.03.2009 и 25.03.2009.
Вместе с тем, апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об истечении установленного статей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения общества к ответственности по эпизодам неоприходования выручки 16.01.2009, 23.01.2009, 30.01.2009, 02.02.2009, 06.02.2009, 10.02.2009, 12.02.2009, 16.02.2009, 18.02.2009, 25.02.2009, 11.03.2009, 13.03.2009.
С учетом вышеизложенного наличие установленных фактов правонарушений по эпизодам неоприходования выручки за 16.03.2009, 18.03.2009, 19.03.2009 и 25.03.2009 достаточно для привлечения общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ. Следовательно, постановление от 14.05.2009 N 38 о привлечении общества к административной ответственности является законным.
Апелляционной инстанцией не установлено каких-либо нарушений порядка привлечения общества к ответственности, являющихся основаниями для отмены оспариваемого акта инспекции.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2009 года по делу N А13-5434/2009 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Соколгорводоканал" в удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области от 14.05.2009 N 38 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5434/2009
Истец: ООО "Соколгорводоканал"
Ответчик: МИФНС России N 9 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3874/2009