г. Вологда
27 августа 2009 г. |
Дело N А05-5356/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федосеевой О.А., судей Зайцевой А.Я. и Писаревой О.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хачировой З.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Департамента лесного комплекса Архангельской области - Яренского лесничества на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2009 года по делу N А05-5356/2009 (судья Бабичев О.П.),
установил
Территориальный орган Департамента лесного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество (далее - Лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Яренскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального сервиса (далее - Предприятие) с требованием о взыскании 1 437 037 руб. 12 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Лесничество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Предприятию лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в период действия Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации". Считает, что Предприятие при лесопользовании по лесорубочным билетам обязано соблюдать правила, которые существовали на момент возникновения правовых отношений по осуществлению лесопользования. Такие правила были установлены Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551, предусматривающие обязанность лесопользователя платить неустойку за нарушение лесохозяйственных требований.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Предприятие на основании лесорубочных билетов от 08.11.2006 N 164, от 27.12.2006 N 22, 26, 30, от 29.12.2006 N 84 использовало для рубок главного пользования участки лесного фонда, перечисленные в указанных лесорубочных билетах.
После окончания срока действия названных лесорубочных билетов Лесничество произвело освидетельствование заготовленной древесины и мест рубок. Освидетельствование мест рубок проведено им 28.05.2008, о чем составлено 5 актов освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок от указанной даты. За выявленные в результате проведения освидетельствования нарушения лесохозяйственных требований Лесничеством ответчику начислена неустойка в сумме 1 437 037 руб. 12 коп.
Поскольку Предприятие добровольно не произвело уплату неустойки, Лесничество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствовали правовые основания для возбуждения предусмотренной Правилами процедуры привлечения лесопользователя к ответственности и начисления неустойки, установленной Правилами.
Порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры определялись Правилами. В соответствии с разделом VI Правил освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев является способом контроля за соблюдением лесопользователями требований Правил.
Акт освидетельствования в случае выявления нарушений служил основанием для начисления неустоек и являлся официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований названных Правил (пункт 65 Правил). Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 169 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, регулирующим лесные отношения" Правила признаны утратившими силу и после 1 апреля 2008 года применению не подлежат.
Неустойка, предусмотренная разделом VIII Правил "Ответственность за нарушения лесохозяйственных требований", являлась, по сути, административной санкцией, установленной актом публичного права за определенные нарушения правил поведения, общеобязательных для неограниченного круга лесопользователей.
Поскольку к моменту проведения освидетельствований (28.05.2008) и выявления нарушений лесохозяйственных требований Правила как нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия привлечения к ответственности, а также устанавливающий размер административной санкции, были отменены, у истца отсутствовали правовые основания для возбуждения предусмотренной Правилами процедуры привлечения лесопользователя к ответственности и начисления неустойки, установленной ими.
В случае выявления нарушений лесного законодательства после отмены Правил органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной либо уголовной ответственности, а также меры обязывающие таких лиц устранить выявленные нарушения и возместить причиненный ими вред в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Лесничества о взыскании неустойки в сумме 1 437 037 руб. 12 коп., заявленные на основании недействующего нормативного правового акта.
С учетом вышеуказанных обстоятельств апелляционная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июня 2009 года по делу N А05-5356/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Департамента лесного комплекса Архангельской области - Яренского лесничества - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Федосеева |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5356/2009
Истец: Территориальный орган департамента лесного комплекса Архангельской области - Яренское лесничество
Ответчик: Яренское Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального сервиса
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3945/2009