г. Вологда
26 августа 2009 г. |
Дело N А66-4378/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокина Н.Н., судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгородское жилищное управление" на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2009 года по делу N А66-4378/2009 (судья Рощина С.Е.),
установил
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кимры и Кимрском районе Тверской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Белгородское жилищное управление" (далее - Общество) о взыскании 688 577 руб. 59 коп. задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию и пеней.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и оставить заявление Управления без рассмотрения. Считает, что требования Управления должны рассматриваться в деле о банкротстве Общества, так как заявленные ко взысканию платежи не являются текущими.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Общество и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 10.11.2008 по делу N А66-1683/2009 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство.
Требованием по состоянию на 07.04.2009 N 708 Управление предложило Обществу уплатить страховые взносы, направляемые на фиксирование страховой части трудовой пенсии, в размере 569 353 руб. и пени - 60 068 руб. 31 коп., и взносы, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 54 476 руб. и пени - 4680 руб. 28 коп., за период с 01.10.2008 по 31.12.2008.
Общество в установленный требованием срок не уплатило указанные суммы взносов и пеней.
В связи с этим Управление обратилось в суд с требованием о взыскании с Общества задолженности по страховым взносам и пеням.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 23 данного Закона под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
На основании пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрена процедура взыскания недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней.
Согласно пункту 1 названной нормы до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона; а в случае превышения указанных сумм - в судебном порядке.
На основании представленной в материалы дела декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицами за 2008 год, Общество обязано уплатить за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 предъявленные к взысканию сумма страховых взносов.
Общество ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не оспаривает данные факты.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В силу статьи 2 Закона N 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 данного Закона определено, что текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В данном случае обязанность по уплате страховых взносов за спорный период возникла у Общества после признания его банкротом и открытия конкурсного производства.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Вместе с тем, в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Пленум ВАС РФ N 25) разъяснено, что указанные положения пункта 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ не подлежат применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 названного Закона).
Таким образом, требование Управления в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежит исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке, то есть вне очереди. Указанные требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов и удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней по всем видам задолженности должника.
Названное положение применяется к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
В рассматриваемом случае Управление начислило пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в спорной сумме на недоимку, возникшую после признания Общества банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства.
Кроме того, исходя из указанного выше особого характера страховых взносов, они не являются задолженностью Общества по смыслу абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, а следовательно, на них не распространяется ограничение, установленное названной нормой.
Этот вывод следует и из толкования положения абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ, содержащегося в абзаце втором пункта 29 Пленума ВАС РФ N 25, согласно которому требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.
Таким образом, поскольку задолженность Общества по уплате страховых взносов за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 относится к текущей, то взыскание пеней, начисленных на эти суммы, должно производиться в общем порядке вне рамок дела о банкротстве.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июня 2009 года по делу N А66-4378/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгородское жилищное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4378/2009
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кимры и Кимрском районе Тверской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Белогородское жилищное управление"
Кредитор: Конкурсный управляющий ООО "Белогородское жилищное управление" Мировов Александр Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1964/10
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1964/10
02.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-4378/2009
26.08.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4053/2009