Вправе ли налогоплательщик учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по проведению адресной почтовой рассылки материалов рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей?
В соответствии с п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
К расходам организации на рекламу для целей налогообложения прибыли относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):
расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
При отнесении тех или иных затрат налогоплательщика к рекламе необходимо руководствоваться п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (вступил в силу с 1 июля 2006 г.), согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из анализа указанных норм следует, что затраты по проведению адресной почтовой рассылки материалов рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей не могут относиться к расходам рекламного характера в целях налогообложения прибыли, так как данные материалы предназначены для конкретных лиц, указанных в почтовых отправлениях. Кроме того, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 18.01.06 г. N 03-03-02/13, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 16.03.05 г. N 20-08/16391). Отметим, что в арбитражной практике по данному вопросу встречаются решения в пользу налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 4.08.05 г. N КА-А40/7346-05).
Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, правомерность учета в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затрат по проведению адресной почтовой рассылки материалов рекламного характера по базам данных потенциальных покупателей, очевидно, придется доказывать в суде.
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
14 сентября 2006 г.
"Финансовая газета", N 37, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71