г. Вологда
09 сентября 2009 г. |
Дело N А05-5006/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
при участии от Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ Гарькавенко Е.И. по доверенности от 16.07.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2009 года по делу N А05-5006/2009 (судья Никитин С.Н.),
установил
Архангельская квартирно-эксплуатационная часть 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ (далее - КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к мэрии города Архангельска (далее - Мэрия), Архангельскому городскому Совету депутатов о признании незаконными действий, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, находящегося у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
КЭЧ в апелляционной жалобе и ее представитель в судебном заседании, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагают, что ответчиками не доказана законность изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 10 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Валявкина, 2 (кадастровый номер 29:22:023013:0015).
Мэрия, Архангельский городской Совет депутатов отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской обрасти от 06.03.2008 N 367-р "О предоставлении земельного участка ГУ "Архангельская КЭЧ района" КЭЧ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование находящийся в федеральной собственности земельный участок площадью 10 451 кв.м с кадастровым номером 29:22:023013:0015, расположенный примерно в 50 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание ресторана, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Валявкина, д.2, из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием для нужд Министерства обороны. Право постоянного (бессрочного) пользования на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2007 серии 29-АК N 229989.
КЭЧ обратилась в Департамент градостроительства Мэрии г.Архангельска с заявлением, в котором просила в связи со строительством жилых домов на принадлежащем ему земельном участке разрешить установку забора под стройку по границам, определенным кадастровым паспортом земельного участка N 29:22:023013:0015.
Письмом от 18.02.2009 N 523/154-45 директор Департамента градостроительства мэрии г. Архангельска (далее - Департамент) отказал в выдаче разрешения на ограждение спорного земельного участка для последующего строительства на участке жилых домов, указав, что согласно новому генеральному плану города земельный участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования, то есть в зоне рекреационного назначения. В силу пункта 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство жилья на таких территориях не предусматривается.
Не согласившись с решением Департамента, КЭЧ обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2009 года по делу N А05-3749/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Из заявления КЭЧ следует, что в действовавшем на момент обращения заявителя в суд генеральном плане г. Архангельска спорный земельный участок отмечен как земли общественно-деловой зоны.
В проекте нового генерального плана г. Архангельска земельный участок с кадастровым номером 29:22:023013:0015 отнесен к землям, занятым зелеными насаждениями.
Посчитав, что Мэрия неправомерно в нарушение пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации перевела принадлежащий Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ земельный участок из одной категории в другую, заявитель обратился в Мэрию г. Архангельска (Департамент градостроительства Мэрии) с письмом от 23.03.2009 N 562 о рассмотрении вопроса об отнесении спорного земельного участка к землям, используемым под жилищную застройку в связи с планируемым строительством жилых домов.
Не получив положительного ответа на свое заявление от 23.03.2009 N 562, КЭЧ обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в их числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ определены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в: актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 названного Кодекса).
Информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка (статья 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, принадлежащий заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок находится в собственности Российской Федерации, вид разрешенного использования - для нужд Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2007 серии 29-АК N 229989, кадастровым паспортом земельного участка N 29:22:023013:0015.
Решением Архангельского городского Совета депутатов (тридцать восьмая сессия двадцать четвертого созыва) от 19.11.2008 N 779 принят в первом чтении проект "Генеральный план муниципального образования "Город Архангельск".
Из имеющихся в материалах дела фрагментов генерального плана города Архангельска от 2009 года и генерального плана города Архангельска от 1983 года следует, что спорный земельный участок отмечен цветом, обозначающим "зеленые насаждения общего пользования".
Доказательств совершения Мэрией, Архангельским городским Советом депутатов действий по переводу спорного земельного участка из одной категории в другую, как и доказательств того, что действиями ответчиков изменено разрешенное использование спорного земельного участка: для нужд Министерства обороны Российской Федерации заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Архангельской области правомерно не усмотрел противоправных действий, связанных с изменением вида разрешительного использования земельного участка общей площадью 10 451 кв. м, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Валявкина, 2, находящегося у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования (кадастровый номер N 29:22:023013:0015).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы права для удовлетворения требования о признании ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела не подтверждено наличие указанных оснований для удовлетворения требований заявителя.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2009 года по делу N А05-5006/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5006/2009
Истец: Архангельская квартирно-эксплуатационная часть 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ
Ответчик: Мэрия города Архангельска, Архангельский городской Совет депутатов