г. Вологда
07 сентября 2009 г. |
Дело N А44-1865/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федосеевой О.А., судей Писаревой О.Г. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хачировой З.Т.,
при участии от Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Чистяковой А.А. по доверенности от 23.07.2009 N 2039/ю, индивидуального предпринимателя Федотова Николая Анатольевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федотова Николая Анатольевича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 июня 2009 года по делу N А44-1865/2008 (судья Чепрасов А.В.),
установил
Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице отдела Новоселицкого лесничества (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Федотова Николая Анатольевича (далее - предприниматель) задолженности по арендной плате по договору аренды участков лесного фонда от 17.06.04 N 13 в общей сумме 3 180 099 руб. 65 коп.
Истец в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требования, просил взыскать с ответчика задолженность по арендной плате в сумме 3 542 220 руб. 37 коп. Производство по делу в части взыскания суммы 319 343 руб. 92 коп. просил прекратить в связи с отказом от иска в данной части. Судом принято уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суд Новгородской области от 29 июня 2009 года с предпринимателя взыскано в пользу Комитета 3 542 220 руб. 37 коп. задолженности по арендной плате, в доход федерального бюджета -28 260 руб. 07 коп. госпошлины. Производство по делу в части взыскания 319 343 руб. 92 коп. прекращено.
Предприниматель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести по делу новое решение. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Лесорубочных билетов ему выписано на 15 302 куб.м, недоиспользованный лесосечный фонд на 01.01.2007 составил 19 129 куб.м и соответственно древесины выписано на 15 302 куб.м. На неоднократные обращения за выдачей лесорубочных билетов Новоселицкий лесхоз отказывал в их выписке. Кроме того, договор аренды от 17.06.2004 N 13 не приведен в соответствии с новым Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и действовал в прежней редакции. Изменения в договор аренды не прошли государственной регистрации, а поэтому не имеют юридической силы. Указывает, что фактически лесосечный фонд, выделенный ему по заявкам, полностью освоен в соответствии со сроками действия лесорубочных билетов. Выписанные объемы на 2007 год не были освоены ввиду того, что выписка лесорубочных билетов проводилась в ноябре - декабре 2007 года со сроком действия до 31.12.2007. Податель жалобы считает, что Комитет не является стороной по договору аренды участка лесного фонда от 17.06.2004 N 13.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу в ее удовлетворении просил отказать, решение суда - оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции предприниматель доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что до августа 2007 года лесорубочные билеты ему не выдавались в связи с имеющейся задолженностью по арендной плате, заявки он не писал. После внесения арендной платы ему выдали лесорубочные билеты. В 2009 году он сдал все лесорубочные билеты за 2008 год, так как отказался от дальнейшей аренды.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что предпринимателю выписаны лесорубочные билеты по всем его заявкам, объемы выделяемого в рубку лесосечного фонда не занижались, однако ответчик заготовил древесины даже менее, чем выписано по лесорубочным билетам.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Федеральным государственным учреждением "Новоселицкое опытное лесное хозяйство" и предпринимателем 17.06.2004 заключен договор N 13 на аренду участка лесного фонда на территории Новоселицкого опытного лесного хозяйства общей площадью 11 783 га сроком на 5 лет. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.
Годовой размер лесопользования на арендуемом участке лесного фонда определен сторонами в разделе 3 договора в объеме 31 тыс. куб.м отпуска древесины на корню по рубкам главного пользования (в том числе 3,7 тыс. куб.м по хвойному хозяйству). Пунктом 3.2 предусмотрено, что после утверждения в установленном порядке Плана рубок главного пользования ежегодный объем заготовки древесины, указанный в пункте 3.1 настоящего договора, в месячный срок приводится сторонами в соответствие с Планом рубок. Обязанность предоставить данный План в течение года с момента заключения настоящего договора, возложена на предпринимателя (пункт 7.2.15 договора). В связи с утверждением Плана рубок главного пользования ежегодный объем заготовки древесины на арендованном участке лесного фонда был увеличен до 36,7 тыс.куб.м.
В пункте 5.1 договора также согласован ежегодный размер арендной платы за весь арендованный участок лесного фонда в сумме 2 313 308 руб. 20 коп. из расчета 63 руб. 03 коп. за 1 куб.м обезличенной древесины на корню по действующим ставкам, в том числе по минимальным ставкам - 1 445 817 руб. 60 коп. из расчета 39 руб. 40 коп. за 1 куб.м обезличенной древесины на корню (с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2007 N 4).
В соответствии с пунктом 5.3 договора начиная с 2005 года арендная плата вносится арендатором в процентном отношении от ежегодно установленного размера арендной платы в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Комитетом и предпринимателем 07.02.2008 подписано соглашение о переводе на Комитет лесного хозяйства Новгородской области прав и обязанностей по договору аренды участка лесного фонда от 17.06.2004 N 13.
В связи с невыполнением предпринимателем обязанности по внесению арендных платежей за 2006 год: в части минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, - 207 292 руб. 96 коп., в части ставок, превышающих минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - 394 199 руб. 73 коп.; за 2007 год: в части минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, - 1 409 472 руб. 90 коп., в части ставок, превышающих минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - 417 490 руб. 56 коп.; за 2008 год: в части минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, - 904 429 руб. 90 коп. в части ставок, превышающих минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - 199 284 руб. 32 коп. Комитет обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции посчитал их обоснованными.
Аренда участков лесного фонда на момент заключения сторонами договора аренды регулировалась Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года.
Статьей 42 названного Кодекса установлено, что осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Одним из оснований выдачи лесорубочного билета является договор аренды участка лесного фонда.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года, которым изменены условия и порядок осуществления заготовки древесины, в частности не предусмотрено оформление лесорубочных билетов для осуществления лесопользования.
Статьей 6 Вводного закона предоставлено право органам государственной власти и органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, для осуществления использования лесов выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
До приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года (статья 13 Вводного закона).
Аренда участков лесного фонда, помимо Лесного кодекса Российской Федерации, регулируется также гражданским законодательством, а до 11.06.2007 регламентировалась Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде).
Согласно пунктам 7.1 и 7.1.1 договора аренды N 13, а также подпункту "б" пункта 30 Положения об аренде, действовавшего до 11.06.2007, арендатор вправе осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором, при условии получения лесорубочных билетов.
Обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена независимо от использования лесосеки и не обусловлена выдачей лесорубочных билетов.
Таким образом, из упомянутых норм права следует, что арендатор независимо от того, воспользуется он правом на лесопользование (заготовку древесины) или нет, обязан внести арендную плату за весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке.
Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года и Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не была до 01.01.2008 предусмотрена возможность выписки лесорубочных билетов по долгосрочным договорам аренды участков лесного фонда. Изменения в Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ, касающиеся выдачи арендаторам лесорубочных билетов, вступили в действие с 01.01.2008. В период с 17.06.2007 по 11.09.2007 выписка лесорубочных билетов в Новгородской области осуществлялась на основании распоряжений администрации Новгородской области от 05.06.2007 N 157-рз и от 05.07.2007 N 179-рз арендаторам, не имеющим задолженности по арендной плате.
Поскольку материалами дела подтверждается наличие у предпринимателя задолженности по арендной плате, Комитет не мог выписать ему лесорубочные билеты.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик своевременно не подал заявку на выписку лесосечного фонда 2007 года в установленном договором объеме заготовки древесины.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель по вине арендодателя не имел возможности в 2007 году реализовать свое право на заготовку древесины в том объеме, который был разрешен ему по договору аренды, не основан на материалах дела. Он приводился предпринимателем в суде первой инстанции, им исследован и обоснованно отклонен. Доказательств наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих предпринимателю подать заявки на выписку лесорубочных билетов в счет лесосечного фонда 2007 года, суду не представлено.
При принятии обжалуемого акта судом первой инстанции правомерно учтено то обстоятельство, что факт невыполнения предпринимателем своих обязательств по внесению арендных платежей по договорам признан им в актах сверки расчетов по арендной плате в бюджет по данному договору за 2006, 2007 и 2008 годы.
Согласно справке об объемах подготовленного лесосечного фонда по договору аренды от 17.06.2004 N 13 (т. 2, л. 56) предприниматель часть лесосечного фонда по выписанным лесорубочным билетам не освоил.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Ссылка подателя жалобы на неприменение судом первой инстанции положений статьи 614 ГК РФ является несостоятельной, поскольку предприниматель в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказал, что неосвоение им лесосеки в объеме, установленном договором, произошло по вине арендодателя.
Другие доводы апелляционной жалобы также не могут быть признаны состоятельными, подвергающими сомнению обжалуемый судебный акт и не имеют правового значения в силу изложенных обстоятельств дела, поэтому подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 июня 2009 года по делу N А44-1865/2008 оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя Федотова Николая Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Федосеева |
Судьи |
О.Г. Писарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1865/2008
Истец: Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице отдела Новоселицкого лесничества, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области
Ответчик: Предприниматель Федотов Николай Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3802/10
23.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3802/10
03.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А44-1865/2008
07.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4357/2009