Чрезвычайные обстоятельства в практике работы бухгалтерии
Определяя чрезвычайные доходы и расходы как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, ПБУ 9/99 и 10/99*(1) не дают определения таких обстоятельств. В других нормативных актах по бухгалтерскому учету нет ни дополнительных требований к признанию чрезвычайных доходов (расходов), ни дополнительных признаков чрезвычайных обстоятельств. Есть ли критерии отнесения тех или иных обстоятельств к чрезвычайным? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться в такой ситуации?
На наш взгляд, понятия "чрезвычайное обстоятельство" и "чрезвычайная ситуация" следует рассматривать с точки зрения двух различных отраслей российского права: административной и гражданско-правовой. Данные отрасли раскрывают эти понятия и позволяют выделить критерии отнесения тех или иных обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайным.
Административное регулирование
Для раскрытия понятия "чрезвычайная ситуация" сточки зрения административного права следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принятыми в соответствии с ним законами и другими нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 1 указанного Закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери. Данное определение позволяет выделить квалифицирующие признаки чрезвычайной ситуации: причину - опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия и следствие - наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.
Законодательство РФ не содержит четких определений понятий "катастрофа", "стихийное бедствие", "авария", поэтому обратимся к специальным нормативным правовым актам, а также к Государственным стандартам Российской Федерации.
Наиболее многозначным термином, раскрывающим понятие "чрезвычайная ситуация", является термин "авария". Согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" радиационной аварией является потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести либо привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью населения.
Стандарт ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" содержит следующее определение: авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Определения понятий "стихийное бедствие" и "катастрофа" даны в ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения":
стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть либо возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, т.е. катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы, нанести существенный материальный ущерб юридическим и физическим лицам, а также окружающей природной среде;
природно-техногенная катастрофа - это разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей при родной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.
Таким образом, ситуация будет являться чрезвычайной, если в результате указанных выше событий (аварии, стихийного бедствия, катастрофы) наступили или могут наступить такие последствия: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, нарушение условий жизнедеятельности людей и значительные материальные потери.
Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, подразделяет все чрезвычайные ситуации на шесть видов: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями отнесения чрезвычайной ситуации к тому или иному виду являются:
количество людей, пострадавших в этих ситуациях;
количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушены в результате данной чрезвычайной ситуации;
размер материального ущерба;
границы зон распространения поражающих факторов.
Критерий значительности материальных потерь законодательно не установлен. В Положении указано, что материальный ущерб при чрезвычайной ситуации локального характера (т.е. зона ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения) не должен превышать 1000 МРОТ. Однако нижний предел ущерба в данном нормативном акте не определен. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает среди прочего обязательное проведение инвентаризации имущества организации в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. В данном случае инвентаризация позволит определить и оценить масштаб последствий той или иной чрезвычайной ситуации, возникшей в ходе ведения организацией обычной хозяйственной деятельности.
Следовательно, значительность материальных потерь оценивается применительно к каждому пострадавшему хозяйствующему субъекту в каждой конкретно взятой ситуации, а размер потерь определяется на основании инвентаризационных описей и актов инвентаризации.
Размер потерь определяется на основании инвентаризационных описей пактов инвентаризации
Кроме того, для наступления определенных правовых последствий (возмещение ущерба, страховые выплаты) факт возникновения чрезвычайной ситуации и признания ее таковой должен быть документально подтвержден письменным заключением служб, занимающихся ее ликвидацией: МЧС России, Государственной противопожарной службой, Росгидрометом, иными уполномоченными органами. Распространяется практика подтверждения наличия чрезвычайной ситуации и правовыми актами. Например, Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июня 1998 г. ситуация, сложившаяся в Республике Саха (Якутия) в результате наводнения, повлекшего за собой человеческие жертвы и большие разрушения, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня.
Отсутствие такого подтверждения может повлечь за собой определенные правовые последствия, в частности невозможность отнесения материальных потерь организации, возникших в результате чрезвычайной ситуации, к чрезвычайным расходам. На необходимость и обязательность получения подтверждающих документов указывает судебная практика (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 июня 2005 г. по делу N А40-8097/05-118-92).
Гражданско-правовое регулирование
С точки зрения гражданского права при определении критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайной ситуации следует обратиться к нормам международного права, а также Гражданского кодекса РФ.
Нормы международного права при регулировании порядка освобождения от ответственности сторон обязательственного правоотношения используют понятие "непреодолимая сила" или "форс-мажор". В соответствии с п. 7.1.7 Принципов международных коммерческих договоров, разработанных Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), сторона освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий. Согласно ст. 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий.
Данные положения международных правовых актов нашли свое отражение в гражданском законодательстве Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, неисполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при ведении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайные обстоятельства могут являться или не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от того, можно ли их было предотвратить.
Таким образом, основными признаками обстоятельств непреодолимой силы являются непредотвратимость наступления и чрезвычайный характер обстоятельств. И чрезвычайность, и непредотвратимость могут быть отнесены как к природным явлениям стихийного характера, так и к действиям людей.
Непредотвратимость исходя из доктрины гражданского права означает отсутствие необходимых и достаточных организационно-технических средств, обязательных для предотвращения наступления разрушительных природных сил, социальных явлений, недопущения возникновения тех тяжелых материальных последствий, которые оказываются неизбежными при возникновении данных обстоятельств. По мнению специалистов, непредотвратимость носит относительный характер, поскольку приобретает черты непреодолимой силы не только вследствие наличия внутренних свойств, но и в зависимости от существования ряда внешних условий, таких как состояние науки и техники, развитие производительных сил общества.
Чрезвычайный характер обстоятельств означает неожиданность, отсутствие необходимой закономерности в развитии событий, фактов, среди которых возникает явление, характеризуемое в качестве непреодолимой силы. Данный вывод относится к событиям (природным явлениям - например, непрекращающиеся дожди в период созревания хлебов), общественным явлениям (военные действия, забастовки), а также к действиям, поступкам отдельных личностей (незаконное задержание, лишение свободы).
Четкого и закрытого перечня обстоятельств непреодолимой силы гражданское законодательство РФ не содержит. Исходя из правоприменительной практики представляется целесообразным относить к обстоятельствам непреодолимой силы землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, публикацию нормативных правовых актов запрещающего характера. Однако не всегда чрезвычайное обстоятельство, например пожар, может быть признано судом обстоятельством непреодолимой силы. Суды проверяют соответствие обстоятельств пожара критерию непредотвратимости, учитывают наличие вины пострадавшей стороны в возникновении пожара. Данные положения подтверждаются судебной практикой (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000).
Классификация доходов и расходов
При классификации чрезвычайных расходов и доходов необходимо обратиться к определению термина "чрезвычайная ситуация", содержащемуся в гражданской и административной отраслях российского права.
Различие в определениях заключается в том, что причины возникновения чрезвычайной ситуации сточки зрения административного права (авария, катастрофа и др.) четко регламентированы, в то время как в гражданском праве указывается лишь на независимость возникновения чрезвычайной ситуации от волеизъявления организации или ее работников. Кроме этого чрезвычайная ситуация с точки зрения административного права признается таковой независимо от того, была ли возможность ее предотвратить. В этом случае для квалификации обстоятельств хозяйственной деятельности организации в качестве чрезвычайной ситуации имеет значение наступление предусмотренных законодательством последствий.
Отметим, что суды при рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования используют понятие "чрезвычайная ситуация", раскрывая его содержание с точки зрения административного права (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 февраля 2004 г. по делу N А66-5321-03).
При рассмотрении частноправовых споров суды раскрывают понятие "чрезвычайная ситуация" с точки зрения гражданского права (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000, от 10 сентября 1998 г. по делу N А44-915/98-С1, ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. по делу N АЗЗ-10697/02-с2-Ф02-1865/03-С2).
Обстоятельства могут являться или не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от того, можно ли их было предотвратить
При рассмотрении споров в сфере публично-правового регулирования возможно привлечение к ответственности лиц, виновных в наступлении чрезвычайной ситуации и ее последствий, однако бремя доказывания вины лица лежит на стороне обвинения (принцип презумпции невиновности). При рассмотрении частноправового спора также возможно привлечение виновного лица к ответственности, однако бремя доказывания отсутствия вины лица лежит на нем самом (принцип презумпции виновности). Таким образом, в каждом конкретном случае при разрешении возникшего спора необходимо определить его характер (частноправовой или в сфере публично-правового регулирования), что позволит определить правовую позицию виновного лица с точки зрения доказывания отсутствия вины.
При решении вопроса о классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете следует рассматривать причины возникновения чрезвычайных обстоятельств: зависимость их возникновения от действий организации и ее работников, возможность предотвратить возникновение этих обстоятельств. Например, если авария на производстве возникла из-за того, что не выполнялись правила эксплуатации оборудования, не были созданы необходимые условия, предусмотренные требованиями техники безопасности, последствия аварии не должны признаваться в бухгалтерском учете в качестве чрезвычайных расходов (доходов). Если дорожно-транспортное происшествие, в результате которого нанесен ущерб транспортному средству организации, произошло не по вине водителя организации, то затраты на ремонт, страховое возмещение классифицируются как чрезвычайные доходы и расходы. Если же была установлена вина водителя организации, то доходы и расходы к чрезвычайным не относятся.
Следует также иметь в виду, что существовавшая неопределенность и возможность организации оценочно подходить к классификации обстоятельств в качестве чрезвычайных привели к необходимости принять изменения в международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Из новой редакции МСФО 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" было исключено понятие "результаты чрезвычайных обстоятельств". При этом в п. 85 МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" указано, что организация обязана исключить представление каких-либо статей доходов и расходов в качестве чрезвычайных статей как непосредственно в отчете о прибылях и убытках, так и в примечаниях к финансовой отчетности. Организации, составляющие отчетность по МСФО, обязаны применять указанный стандарт в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты.
Таким образом, единый подход к определению критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организаций к чрезвычайным, необходимый в том числе для классификации чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов в бухгалтерском учете, в Российской Федерации отсутствует. По нашему мнению, в каждом конкретном случае при возникновении той или иной ситуации и для признания ее чрезвычайной необходимо определить тип правоотношений - административные или гражданско-правовые, для целей которых требуется отнести возникшую ситуацию к чрезвычайной.
Н.Ю. Голдыбан,
юрист компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2006 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru