Российские банки и МСФО
Девяностые годы прошлого столетия ознаменовались принятием решения о переходе России на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Банковский сектор в числе первых стал применять на практике элементы МСФО. Официальное сообщение Банка России о переходе банковской системы на международные стандарты было опубликовано в июне 2003 г. Сегодня стоит вспомнить пройденный путь, подвести итоги сделанному, выявить нерешенные проблемы, оценить положительные моменты перехода на МСФО.
Законодательное обеспечение перехода
Отправной точкой к переходу на МСФО банковского сектора стали официальное сообщение Банка России и ряд последовавших за ним нормативных документов. В частности, указанием от 25 декабря 2003 г. N 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями" Банк России установил обязанность кредитных организаций составлять и представлять финансовую отчетность в соответствии с Методическими рекомендациями Банка России "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности"*(1). В этом документе было указано, что финансовая отчетность формируется путем перегруппировки статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, внесения необходимых корректировок и применения профессиональных суждений, т.е. используется метод трансформации. В примечания к финансовой отчетности включается существенная, полная и наиболее полезная информация для пользователей финансовой отчетности кредитной организации, в частности:
описание характера операций и основной деятельности кредитной организации, справочная информация, включая количество работников. Если кредитная организация является дочерней или зависимой по отношению к другой компании, указывается наименование и местонахождение материнской (головной) организации и т.д.;
вспомогательная информация, необходимая для восприятия финансовой отчетности пользователями (характеристика экономической ситуации в стране (странах) или регионе (регионах), в которых ведет деятельность кредитная организация);
дополнительная аналитическая информация по всем существенным статьям баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета об изменении собственных средств (капитала) в соответствии с требованиями МСФО;
описание деятельности кредитной организации по управлению финансовыми рисками;
описание условных обязательств кредитной организации и операций с производными финансовыми инструментами. Раскрывается информация: о текущих и возможных судебных разбирательствах;
об обязательствах налогового, кредитного характера, а также связанных с финансированием капитальных вложений и операционной арендой; операциях с производными финансовыми инструментами, активами, находящимися на ответственном хранении, в залоге и т.д.;
информация о справедливой стоимости финансовых инструментов, определяемая в соответствии с требованиями МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка".
В декабре 2004 г. во втором чтении Государственной Думой был принят законопроект "О консолидированной финансовой отчетности", в котором предлагалось российским компаниям готовить отчетность по международным стандартам, предусматривался механизм введения МСФО, консолидированной финансовой отчетности придавался официальный статус.
Введение МСФО для консолидированной финансовой отчетности будет важным шагом в обеспечении прозрачности и открытости российских компаний, повышении их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, снижении стоимости привлекаемых ими заемных средств. Согласно законопроекту консолидированную финансовую отчетность по МСФО должны представлять общественно значимые компании. В первую очередь открытые акционерные общества, ценные бумаги которых котируются на рынках, банки и иные финансовые институты.
Все это обеспечило бы законодательную основу для действий правительства в вопросах применения МСФО российскими организациями. Однако пока данный документ законом так и не стал.
Отметим, что целью принятой на саммите Россия-ЕС в мае 2005 г. программы ""Дорожная карта" по общему экономическому пространству", в частности, является повышение транспарентности экономики и защиты акционеров, создание благоприятных условий для инвестиций путем применения самых высоких международных стандартов и норм в этих областях.
Одна из задач Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу*(2) - создание инфраструктуры, обеспечивающей использование международных стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности непосредственно хозяйствующими субъектами. Среди основных элементов инфраструктуры выделим следующие:
консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, должна получить законодательное признание, приобрести статус официальной отчетности;
процедура одобрения МСФО - включение в систему нормативных правовых актов РФ - должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта, придания юридической силы МСФО на территории РФ;
механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и как результат сопоставимости финансовой информации о них;
применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. Необходимо создать постоянно действующий негосударственный орган, который призван готовить официальный текст на русском языке, своевременно вносить изменения, вести глоссарий терминов на русском языке;
контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудита;
обучение применению МСФО.
Проблемы перехода
Трудности методологического характера
Переход на использование МСФО - сложная задача для многих компаний и банков в том числе. Ведь МСФО по некоторым вопросам учета разительно отличается от российских Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Выделим наиболее существенные различия между МСФО и ПБУ.
1. Один из обязательных принципов МСФО, но не всегда применяемый в ПБУ - приоритет содержания над формой. Российские принципы бухгалтерского учета основываются на строгом соблюдении законодательных норм, т.е. отдают пальму первенства форме. А международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание. Таким образом, по ПБУ юридическая форма преобладает над экономической, а по МСФО - наоборот. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российском учете, является вексельная задолженность третьих лиц.
2. Различные требования к отражению доходов и расходов. В МСФО главенствует принцип начисления, согласно которому операции отражаются в учете в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств (их эквивалентов). ПБУ также требуют соблюдения данного метода в отношении банковской отчетности, но при этом имеются существенные различия.
Основные из них (если говорить об отчете о прибылях и убытках) связаны с необходимостью создавать резервы под возможные потери по ссудам, которые являются составной частью отчета о прибылях и убытках и соответственно оказывают влияние на показатель чистой прибыли банка. Таким образом, банкам придется проводить реальную оценку активов с учетом реальных рисков, и вот тогда затраты могут быть разными. Если система корпоративного управления банка и до введения международных стандартов была нормальной и банк не брал на себя чрезмерные риски, ему не придется создавать большие резервы и для него переход на МСФО будет относительно безболезненным. Есть довольно много банков, которым будет сложно выполнить нормативы достаточности капитала в случае переоценки активов с учетом рисков. Однако появятся банки, у которых по международным стандартам капитал окажется даже больше, чем по российским. В значительной степени это обусловлено различиями международной финансовой отчетности и российской отчетности и в первую очередь разными подходами к оценке активов.
По российским стандартам активы в основном оцениваются по цене приобретения, а по МСФО - по реальной рыночной стоимости. Реальная оценка активов субъекта экономики позволяет иметь представление не только о его финансовом состоянии, но и об эффективности системы управления. А действительное понимание сути рисков поможет вовремя принять упреждающие меры, локализовать либо снизить угрозу.
Кроме того, МСФО предусматривают сложные правила разграничения привлеченных и собственных средств. В результате применения этих правил возможна переклассификация средств, считающихся собственными в соответствии с требованиями национального законодательства, в разряд привлеченных.
Применение МСФО в отношении производных финансовых инструментов и хеджирования может значительно понизить показатель стабильности доходов, поскольку такие инструменты следует отражать в бухгалтерском балансе по их справедливой стоимости.
Таким образом, финансовая отчетность компании по МСФО может радикально отличаться от бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов. Разрешение данной проблемы неминуемо приведет к пересмотру Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Наиболее существенные изменения произойдут в отношении:
учета финансовых инструментов, активов или обязательств по отложенному налогообложению;
объединения компаний;
коррективов налогового законодательства;
рабочих инструкций и подходов, в частности, в вопросах анализа качества активов и порядка резервирования.
Внедрение МСФО в российскую банковскую систему существенно осложняется в связи с постоянными изменениями законодательства. Ведь применение принципов сопоставимости финансовой отчетности потребует ее подготовки в соответствии с МСФО не только за текущий, но и за предыдущий год, что приведет к дополнительным трудовым и материальным затратам.
3. Международные стандарты финансовой отчетности ориентированы на использование рыночных оценок активов и обязательств компании. При подготовке отчетности по МСФО возникнут проблемы оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Ведь в Российской Федерации нет развитых рынков подержанного оборудования, не распространена система купли-продажи долгов компаний.
Как видим, использование МСФО в России имеет ряд естественных ограничений. Многие вопросы могут быть решены только на основе субъективной оценки специалистов, формирующих отчетность, что, естественно, скажется на качестве показателей.
Прочие различия между МСФО и ПБУ, затрудняющие переход, могут быть разделены на две группы: принципиальные различия отчетности банков (табл. 1) и частичное соответствие (табл. 2).
Таблица 1. Принципиальные различия отчетности банков в МСФО и ПБУ
По МСФО | По ПБУ |
Отчетность показывается в сравнительном разрезе (за текущий и предыдущий годы) |
Отчетность формируется только за отчетный период |
В отчетности не показываются межфилиальные обороты |
В отчетности фигурируют межфилиальные обороты, что приводит к увеличению итоговых активов |
В отчетности отсутствуют счета двойного счета | В отчетности еще присутствуют счета двойного счета |
Комментарии как отчетный документ детально раскрывают банковские операции и придают отчетности полноту и прозрачность |
Комментарии носят формальный характер |
В учете показывается величина ОВП в отчетном периоде |
ОВП за отчетный период не показывается |
Учитывается инфляционная составляющая в доходах (расходах) при пересчете активов |
Инфляционная составляющая учитывается только при переоценке основных средств |
Выделяется статья "Сомнительные кредиты" с расшифровкой их составляющих и резервов |
Показывается суммарная ссудная и приравненная к ней задолженность |
Выделяются в балансе заимствованные средства центрального банка страны как кредиты в ликвидности и учете векселей |
В ПБУ целевое кредитование банков Банком России не раскрывается |
Инвестиции отражаются по справедливой стоимости | Инвестиции отражаются в сумме фактических расходов |
Деловая репутация учитывается и оценивается | Деловая репутация не учитывается |
Таблица 2. Частичное соответствие отчетности банков в МСФО и ПБУ
По МСФО | По ПБУ |
Реальное отражение активов и обязательств | Полной реальности нет |
Полное раскрытие (открытость) деталей в учете и отчетности |
Полного раскрытия нет |
Приоритет содержания над формой | Полного приоритета нет - учет строится не из-за финансово-экономической целесообразности операции, а из юридической необходимости (обоснованности) |
Существует консолидация учета основного банка с учетом и отчетностью своих дочерних предприятий и филиалов |
Консолидированная отчетность делается, но на несколько других принципах |
Данные различия как существовали на момент начала перехода, так и остаются неликвидированными и по сей день. Организациям банковской системы приходится сложнее, чем другим компаниям, чей бухгалтерский учет регулируется ПБУ, около 80% которых составлено в соответствии с требованиями международных стандартов. Нормативные акты Банка России меняются значительно медленнее. Кроме того, МСФО модифицируются достаточно быстро с учетом изменений бизнес-среды. Так, с 1 января 2005 г. вступили в силу новые версии стандартов, официальный перевод которых на русский язык отсутствует.
Приведем несколько примеров изменений из наиболее сложного для понимания и применения МСФО (IAS) 39*(3).
Термин "предоставленные кредиты и дебиторская задолженность" изменен на "кредиты и дебиторская задолженность". Теперь эта категория включает предоставленные или приобретенные кредиты и дебиторскую задолженность, по которым отсутствуют котировки активного рынка.
Прекращение признания финансовых активов в первоначальном варианте ранее выполнялось на основе нескольких принципов. В новом варианте МСФО 39 используются только два: риски и выгоды, контроль. При этом оценка передачи рисков и выгод должна предшествовать оценке передачи контроля. В соответствии с переходными положениями стандарта пересмотренная учетная политика должна применяться ретроспективно, за исключением разъясненных правил прекращения признания, которые предусматривается использовать перспективно с 1 января 2004 г.
Выпущенные финансовые гарантии (за исключением ранее отнесенных компанией к страховым договорам) должны признаваться по справедливой стоимости, а впоследствии оцениваться по большей из неамортизированных стоимостей, связанных с договором полученных и отложенных комиссий и расходов, которые необходимы для урегулирования обязательства по состоянию на отчетную дату. К последующей оценке предоставленных финансовых гарантий применяются другие требования, которые не позволяют прекращать признание финансовых активов либо результатом которых будет учет в качестве постоянно используемых активов (непрерывного процесса).
Для обеспечения успешного перехода следует не только привести нормативную базу в соответствие с МСФО, но и задействовать сотрудников различных подразделений банка. Таким образом, переход на МСФО - это нечто большее, чем просто изменение правил бухгалтерского учета. Спустя время становится очевидной необходимость кардинальных преобразований во всех областях. Более того, полноценная перестройка по ходу непрерывной и эффективной деятельности банка скорее всего потребует значительного времени.
Организационные проблемы
Начав составлять отчетность, банки осознали, что их автоматизированные банковские системы (АБС) просто не позволяют составлять отчетность по МСФО без дополнительных расшифровок. Все еще актуальной остается разработка соответствующего программного обеспечения. Учитывая, что за переходом на международные стандарты финансовой отчетности должно последовать внедрение соответствующих принципов ведения бухгалтерского учета, необходимо, чтобы уже сейчас это программное обеспечение имело возможность текущего отражения операций. Это нужно для анализа информации в режиме on-line.
Пока что российские учет и отчетность и МСФО - два параллельных процесса. Впрочем, некоторые сдвиги уже наметились. Так, активно внедряется специализированное решение, созданное компанией "Диасофт" в рамках партнерской программы с "ФБК" - одной из ведущих российских аудиторско-консалтинговых компаний. В соответствии с методикой формирования отчетности по МСФО, предложенной "ФБК" на основе рекомендаций Банка России, специалисты "Диасофта" создали программную часть комплекса. Установив такое приложение, банк может оперативно формировать отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов.
Еще одна проблема на стыке организационных и кадровых - участие большого числа людей в процессе составления отчетности, что требует четкого распределения позиций и ответственности по персоналиям в банке при выработке мотивированных суждений.
Перед руководством банка стоит задача организовать процесс выработки суждений, обучить принципам и практическим навыкам применения МСФО не только специалистов учетного сектора, но и сотрудников бизнес-подразделений. Ведь именно им придется формулировать мотивированные суждения в соответствии с требованиями международных стандартов.
Наконец, нельзя не сказать о существующем уровне финансового управления. До сих пор большинство предприятий и банков воспринимают отчетность как инструмент налогового планирования, не рассматривая в качестве источника объективную информацию о деятельности компании в целом. Поэтому крайне актуальна проблема построения систем управления, внутреннего контроля и учета.
В отличие от национальных стандартов применение МСФО базируется на общих принципах, а не на четком выполнении конкретных правил ведения бухгалтерского учета
Кадровая проблема
Внедрение МСФО повлечет за собой ужесточение требований к профессиональным обязанностям сотрудников, преобразования в области стратегического управления деятельностью компании. Ключевая проблема при массовом внедрении МСФО - кадровая. В большинстве российских банков отсутствуют сотрудники, обладающие необходимой квалификацией в области МСФО. Кроме того, высококвалифицированные специалисты ценятся очень дорого, значительные затраты требуются и на обучение своих сотрудников. Тем более что повышение квалификации целесообразно проводить с отрывом от производства, "с полным погружением" в международные стандарты.
Банк России целенаправленно проводит работу по обучению банковских работников международным стандартам. Так, в 2003-2004 гг. был организован цикл семинаров с руководителями банков (участвовало 1094 человека), обучение прошли 2242 специалиста из 1088 кредитных организаций. В настоящее время реализуется следующий этап, начавшийся с 2005 г., - обучение бухгалтеров и внутренних аудиторов кредитных организаций по более углубленной программе.
Кроме того, подготовка кадров ведется и на базе Лондонской школы экономики. На российском рынке появилось несколько квалификаций специалистов в области МСФО, например АССА DipIFR, CAP/CIPA, IAB. Однако таких специалистов крайне мало: на конец 2005 г. насчитывалось около 550 человек с аттестатом АССА и около 1000 - с аттестатом DipIFR. К тому же большинство из них специализируются не на банковском секторе.
Несмотря на то что многие учебные заведения предлагают специальные программы по применению международных стандартов, там нет систематизированного подхода к процессу обучения. Российское образование не в состоянии переучить всех бухгалтеров и аудиторов. Для создания полноценной системы образования нужны помощь и финансовые вложения со стороны государства. И начать следует с подготовки преподавателей, они в свою очередь будут обучать аудиторов и специалистов, необходимых российским компаниям. На такое поэтапное обучение потребуются годы.
Казалось бы, проблему дефицита кадров можно решить путем подготовки и аттестации главных бухгалтеров банков - ключевого звена, способного обеспечить успешное реформирование бухгалтерского учета в банковской системе. Однако здесь на пути встает проблема человеческого фактора, которая выражается в психологической неготовности кадров к переходу на МСФО. Как уже отмечалось, в отличие от национальных стандартов применение МСФО носит концептуальный характер и базируется на общих принципах, а не на слепом выполнении конкретных инструкций и правил ведения бухгалтерского учета, к чему привыкли российские специалисты.
МСФО - не инструкция, а система принципов, поэтому бухгалтер должен не только отлично знать эти стандарты, принимать самостоятельные решения, но и быть банковским аналитиком.
МСФО - универсальные стандарты, они не содержат четких правил для каждого отдельного случая. Процесс подготовки профессиональных (мотивированных) суждений довольно сложный и непривычный для российских специалистов, поэтому при их обучении особое внимание следует уделять выработке навыков к самостоятельному принятию решений и готовности брать на себя ответственность за реализацию.
Мотивированные суждения - это профессиональные оценки, базирующиеся на объективных фактах. В силу неопределенности применения того или иного стандарта менеджерам банка необходимо выработать подход при составлении отчетности в соответствии с МСФО и отразить его в соответствующей учетной политике. Кредитные организации самостоятельно формируют и утверждают учетную политику и регламент составления финансовой отчетности, содержащий в том числе задокументированные профессиональные суждения, что должно облегчить процесс их рассмотрения как внутри банка, так и проверяющими инстанциями.
Для выработки профессионального суждения необходимы как минимум базовые знания МСФО и опыт применения стандартов на практике. Такими знаниями обладают главным образом специалисты ведущих международных и российских аудиторских фирм, а также пилотных банков - участников проекта Банка России.
Следует отметить отсутствие стимула к переходу на МСФО у средних и малых банков, поскольку они действуют во внутренней денежно-кредитной системе. Такая ситуация в будущем может привести к поглощениям мелких банков более крупными.
Языковые проблемы
Официальный текст международных стандартов принимается и распространяется на английском языке. Успех введения МСФО в России зависит от наличия высококачественного перевода. Однако трудность в том, что, даже если качественный перевод верен оригиналу, сохраняется опасность его неверного трактования, поскольку текст не будет вписываться в российскую традицию. С другой стороны, попытка при переводе приблизить стандарт к действующим правилам или действующим нормативным актам, сохраняя при этом суть МСФО, приводит к тому, что его нельзя считать переводом. Для подготовки точных переводов оригинального английского текста МСФО следует обращаться в Комитет по МСФО (КМСФО) за рекомендациями и разъяснениями.
Сборник "Международные стандарты финансовой отчетности 2006", выпущенный в текущем году издательством "Аскери" и включающий перевод на русский язык полного официального текста всех МСФО, действующих в Европейском союзе (ЕС) с 1 января 2006 г., значительно облегчает подготовку отчетности. Однако возникла новая проблема. Так, МСФО 39 принят в ЕС с рядом исключений (например, статей по хеджированию), а ведь именно эти стандарты имеют ключевое значение для любых финансовых институтов. Таким образом, получается, что данное издание содержит неофициальный перевод текстов МСФО, одобренных ЕС, а не перевод стандартов, принятых КМСФО. Итог: проблема отсутствия официального перевода действующих стандартов на русский язык осталась.
Для русифицирования МСФО важно не только сделать официально подтвержденный перевод стандартов, принятых КМСФО, но и заручиться согласием Комитета на проведение своевременного перевода принимаемых изменений и поправок.
Кроме того, необходимо исключить возможность частичного одобрения МСФО или утверждения отдельных стандартов с сокращениями и (или) модификациями. Неприменение стандарта должно рассматриваться как исключительная мера и только на временной основе. Выборочное соблюдение стандартов влияет на мнение аудиторов, которые отмечают это обстоятельство в своем заключении. В конечном итоге это может поставить под угрозу признание бухгалтерских отчетов российских компаний, имеющих листинг за рубежом.
Учитывая последствия негативного заключения, Россия должна тесно взаимодействовать с КМСФО, чтобы сократить риск неодобрения, и применять последовательный и полный набор МСФО. Любые издаваемые Правительством РФ рекомендации не должны расходиться с МСФО. Также следует структурировать процесс перевода, чтобы обеспечить точный и последовательный перевод новых стандартов и других документов Комитета по МСФО в будущем. Перевод на русский язык самих стандартов и справочных материалов по ним имеет принципиальное значение.
Роль и значение аудита возрастают
Введение МСФО в российскую банковскую систему усилит роль и значение внешнего аудита. От уровня квалификации внешних аудиторов, опыта и субъективной оценки будет зависеть признание отчетности коммерческих банков. Министерство финансов Российской Федерации (регулятор аудиторской деятельности в РФ) на основе международных стандартов аудита, международной практики и опыта стран с развитой рыночной экономикой определяет критерии, предъявляемые к аудиторским организациям, которые проводят аудит российских кредитных организаций. Минфин России аттестовал уже около 30 000 аудиторов, часть из них в состоянии консультировать компании, составляющие отчетность по МСФО.
Банк России и Минфин России рекомендуют организациям, проводящим аудит финансовой отчетности по МСФО, иметь не менее четырех специалистов, обладающих дипломами признанных международных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций. Более того, двое из них должны быть руководителями и совладельцами аудиторской организации.
В то же время Банк России будет принимать годовую финансовую отчетность, составленную по МСФО, в случае подтверждения ее аудиторскими организациями, не отвечающими перечисленным условиям. Однако такую отчетность Банк России будет анализировать с особой тщательностью.
Сегодня на российском рынке работает ряд российских аудиторских организаций и российских дочерних компаний международных аудиторских организаций, располагающих достаточными условиями для проведения аудита по МСФО. Но вряд ли они в состоянии проверить и заверить отчетность более 1000 банков в установленные для сдачи отчетности сроки.
Перспективы перехода на МСФО
Рассмотренные проблемы перехода на МСФО российских банков будут наиболее ощутимы в краткосрочной перспективе. В будущем же проявятся положительные составляющие перехода на МСФО, особенно важные и ощутимые для крупных клиентов.
Одним из плюсов станет преимущество формата отчетности, составленной в соответствии с МСФО. На основе открытых данных все партнеры и предприятия получат возможность оценить доходность и риски взаимоотношений с банком, выявить наиболее эффективные и платежеспособные банки, выбрать привлекательные для инвестиций предприятия. При этом особое внимание к балансу, отчету о прибылях и убытках, пояснениям к ним уделяется, как правило, иностранными партнерами организации.
Международная отчетность все чаще учитывается инвесторами и собственниками при принятии решений. Компании, работающие по МСФО, могут рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении кредитов, поскольку инвестор может объективно оценить свои риски. Цель применения МСФО - получение максимально достоверной информации о состоянии компании, необходимой инвесторам для корректной оценки и составления достоверных прогнозов.
Не менее важна отчетность МСФО для акционеров и кредиторов, она будет использоваться ими при выработке решений о кредитовании, внесении крупных депозитов. В этих условиях возникает потребность в подготовке публикуемых данных по МСФО (IAS) или национальным стандартам других государств (US GAAP). Наиболее часто такие требования предъявляются при обращении за иностранными кредитами и займами, работе на международном рынке капиталов. Кроме того, требования МСФО выполняются большинством компаний - дочерних предприятий крупных транснациональных корпораций, компаний с иностранными инвестициями.
Преимущество применения МСФО - использование полученной информации для управленческих целей. Российский банковский сектор постепенно уходит от стереотипа, что отчетность по МСФО нужна российским банкам и компаниям лишь для ее представления внешним пользователям. Многие руководители осознают: такая отчетность необходима им для более эффективного управления организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний система управленческого учета уже строится на принципах МСФО.
Таким образом, основными преимуществами работы банков в соответствии с МСФО можно считать:
рост доли стратегических инвесторов в результате "прозрачности" бизнеса;
повышение доверия к менеджменту;
сближение курса акций с инвестиционной стоимостью компании;
снижение затрат на привлечение капитала.
С точки зрения регулирующего органа можно говорить о следующих положительных аспектах введения МСФО:
получение реальной оценки состояния банковского сектора в целом и каждой из кредитных организаций в отдельности;
повышение прозрачности информации о деятельности кредитных организаций и ее владельцах;
в долгосрочной перспективе уменьшение объема отчетности кредитных организаций;
применение МСФО - безусловный плюс в связи с грядущим вступлением в ВТО.
Е.А. Костенко,
консультант-аудитор
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Были утверждены письмом Банка России от 25 декабря 2003 г. N 181-Т. Утратили силу в связи с изданием письма Банка России от 10 февраля 2006 г. N 19-Т.
*(2) Одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180.
*(3) МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка: выбор справедливой стоимости" (IAS 39, Financial Instruments: Recognition and Measurement: the fair value option).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru