г. Вологда
17 сентября 2009 г. |
Дело N А05-7586/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Матерова Н.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргополье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-7586/2009 (судья Полуянова Н.М.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Каргополье" (далее - Общество, ООО "Каргополье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 04.05.2009 N 06-09ю/08-2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года в удовлетворении требований отказано.
ООО "Каргополье" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. В обоснование своей позиции ссылается на то, что законному представителю заявителя не вручен под роспись (не направлен почтой) протокол об административном правонарушении. Также указывает на несоответствие действительности вывода суда о фактическом осуществлении Обществом добычи питьевых подземных вод, поскольку скважины состоят на балансе закрытого акционерного общества "Каргополье". Заявитель осуществляет услуги по содержанию водозаборных скважин, а также является потребителем питьевой подземной воды и оплачивает услуги по водоснабжению согласно тарифам.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 12.03.2009 N 49-р в период с 23.03.2009 по 23.04.2009 проведена плановая проверка деятельности закрытого акционерного общества "Каргополь" (далее - ЗАО "Каргополь") по вопросам соблюдения обязательных требований федеральных законов, иных нормативных актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе водопотребления и водоотведения.
В ходе проверки установлено, что ООО "Каргополье" производит добычу подземных вод скважинами в: д. Абакумово - N 2022, д. Саунино - N 1706, д. Лукино - N 1114. Лицензия на право пользования недрами Обществом не оформлена.
По результатам проверки составлены акт от 24.04.2009 N 43-49/1-200 и протокол об административном правонарушении от 20.04.2009.
Административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Начальник отдела геологического контроля и охраны недр, старший государственный инспектор по геологическому контролю по Архангельской области Рудик Г.П., рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, вынес постановление от 04.05.2009 N 06-09ю/08-2009, которым ООО "Каргополье" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В соответствии со статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.
Согласно части 3 статьи 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 43 названного Кодекса порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Отношения, возникающие в связи с использованием недр на территории Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах".
На основании абзаца первого статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (абзац третий статьи 11 Закона N 2395-1).
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Таким образом, для пользования недрами (добычи подземных вод) необходимо получение лицензии.
Объективной стороной данного правонарушения является пользование недрами (добыча подземных вод) без лицензии, то есть для привлечения к ответственности по статье 7.3 КоАП РФ необходимо выявление данного факта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Каргополь" выдана лицензия АРХ 00477 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. Срок окончания действия лицензии - 08.04.2017.
Между ЗАО "Каргополь" (Абонент) и ООО "Каргополье" (Потребитель) заключены договоры на оплату услуг водоснабжения от 01.01.2007 и от 01.01.2008.
В силу пункта 1.1 названных договоров Абонент оказывает услуги водоснабжения (питьевая подземная вода для хозяйственного питьевого снабжения), а Потребитель пользуется предоставленными услугами и оплачивает их по установленным нормативам потребления.
В обязанности Абонента входит обеспечение контроля оплаты потребителем за водоснабжение по установленным нормативам потребления; устранение неисправностей в системе водоснабжения с целью недопущения утечки в водопроводах; своевременное предоставление потребителю информации об изменении тарифов на услуги водоснабжения. Обязанностью Потребителя является оплата оказанных услуг по установленным нормативам потребления (пункты 2.1, 2.2 договоров от 01.01.2007 , от 01.01.2008).
По условиям заключенных между заявителем (Исполнитель) и ЗАО "Каргополь" (Заказчик) договоров возмездного оказания услуг от 01.01.2007 и от 01.01.2008 Исполнитель обязуется оказывать услуги по содержанию водозаборных скважин, а Заказчик оплачивать эти услуги.
Из пояснений представителя Общества следует, что содержание водозаборных скважин включает в себя проверку сохранности оборудования, при необходимости замену замков, текущий ремонт оборудования; водозабор осуществляется автоматически и вода распределяется по водопроводным сетям, далее поступает на фермы и населению (в колонку).
Поскольку обязанность по содержанию скважин, их ремонту, устранению неисправностей возложена на ООО "Каргополье", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактически добычу питьевых подземных вод осуществляет Общество.
Материалами дела подтверждается факт эксплуатации заявителем водозаборных скважин для добычи пресных подземных вод без лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, действия ООО "Каргополье" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что законному представителю Общества не вручен под роспись (не направлен почтой) протокол об административном правонарушении, что нарушило права заявителя на защиту.
Из статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с частью 4 статьи 28.2 названного Кодекса законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Частью 6 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из копии протокола об административном правонарушении от 20.04.2009, представленной в материалы дела Управлением, следует, что он составлялся в присутствии генерального директора Общества Кутобаевой Галины Федоровны, ей были разъяснены права, установленные статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, о чем имеется подпись указанного лица в протоколе. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении она как законный представитель заявителя извещена надлежащим образом.
Общество не оспаривает, что протокол о совершенном им правонарушении составлен в присутствии директора ООО "Каргополье", которого ознакомили с его процессуальными правами, а также не оспаривает содержание объяснений директора Общества, отраженных в копии протокола.
Таким образом, генеральный директор ООО "Каргополье" воспользовался своим правом представлять объяснения и замечания по содержанию выявленных нарушений, представлять доказательства.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наложении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие юридическую ответственность.
Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.
Пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.3 КоАП РФ, установленному для юридических лиц.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Каргополье" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 04.05.2009 N 06-09ю/08-2009.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-7586/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каргополье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.В. Матеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7586/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Каргополье"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4540/2009