г. Вологда
09 сентября 2009 г. |
Дело N А66-6106/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2009 года по делу N А66-6106/2009 (судья Бажан О.М.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Маловасилевское жилищно - коммунальное хозяйство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.06.2009 N 3609 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Решением Арбитражного суда Тверской области 15 июля 2009 года требования общества удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным.
Инспекция, не согласившись с указанным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование своей позиции указывает, что в соответствии с изменения, внесенными в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), принятие налоговым органом оспариваемого решения в период после открытия конкурного производства законно.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная коллегия, изучив представленные документы, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, налоговый орган, выявив у общества недоимку по налогам, направил в его адрес требование по состоянию на 23.04.2009 N 30718, в соответствии с которым ему предлагалось в срок до 14.05.2009 уплатить задолженность по налогам в сумме 460 801 руб. 08 коп.
В связи с неисполнением данного требования в установленный срок налоговый орган принял решение от 15.06.2009 N 3609, в соответствии с которым названная сумма задолженности подлежит взысканию за счет денежных средств на счетах общества в банках.
Не согласившись с указанным актом, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из неправомерности вынесения оспариваемого решения в период после признания общества банкротом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, определенном НК РФ.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Тверской области от 05.11.2008 по делу N А66-2322/2008 общество признано банкротом, в отношении его открыто конкурное производство сроком на 1 год.
Порядок предъявления требований к организации, признанной в установленном законом порядке банкротом, урегулирован Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ) к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Закона N 127-ФЗ без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Данные изменения с 30.12.2008 вступили в силу. Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям применяется Закон N 127-ФЗ в редакции, действовавшей на день открытия конкурсного производства.
На основании пункта 1 статьи 126 данного Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Из анализа положений Закона N 127-ФЗ следует, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди (пункты 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
В пункте 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также разъяснено, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что в силу специального указания пункта 4 статьи 142 данного Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Из материалов дела следует, что инспекцией взыскивается задолженность, образовавшаяся после открытия конкурсного производства.
Таким образом, взыскание недоимки налоговым органом в общем порядке является неправомерным, требования инспекции подлежат рассмотрению судом в рамках дела о банкротстве.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что применению к рассматриваемым отношениям пролежит Закон N 127-ФЗ с изменения, вступившими в силу с 30.12.2008, отклоняются.
Как указано выше, применение внесенных в Закон N 127-ФЗ изменений Закон N 296-ФЗ связывает с датой начала соответствующей процедуры банкротства. Поскольку в рассматриваемом случае конкурсное производство открыто 05.11.2008, то есть до вступления в силу названных изменений, ими нельзя руководствоваться при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 148, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 15 июля 2009 года по делу N А66-6106/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6106/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Маловасилевское жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4457/2009