Функционально-стоимостное управление бизнес-процессами фармацевтических организаций
Совершенствование менеджмента фармацевтических организаций (сочетание функционального и процессного подходов к управлению, внедрение регулярного менеджмента, построение систем менеджмента качества и т.д.) предъявляет особые требования к управленческому учету затрат. Одним из инструментов стратегического и оперативного управления затратами является метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).
История метода функционально-стоимостного анализа насчитывает уже несколько десятилетий. Он используется в различных модификациях: Value Analysis - стоимостной анализ, Value Engineering - стоимостное проектирование, Value management - управление стоимостью. В процессе своего развития метод был преобразован в концепцию функционально-стоимостного управления (ФСУ). ФСУ представляет собой современную методологию управления затратами на основе их точного отнесения на функции, бизнес-процессы и конечные продукты, а также методологию непрерывного совершенствования продукции, производственных и коммерческих технологий, процессов, организационных структур. Как метод управления он может применяться к любым объектам.
Экономисты и менеджеры проявляют большой интерес к методологии ФСУ. Об этом свидетельствует большое количество публикаций о практике внедрения ФСУ в систему менеджмента различных компаний и даже вузов. В то же время отсутствуют публикации, свидетельствующие о проведении исследований и внедрении ФСУ в фармацевтической отрасли. В этой связи была поставлена задача разработки методических подходов к моделированию системы функционально-стоимостного управления в фармацевтических организациях.
Процесс моделирования и постановки системы ФСУ в фармацевтической организации можно разбить на ряд этапов.
Этап 1. Моделирование функциональной структуры фармацевтической организации. Метод структурно-функционального моделирования предусматривает выделение основных функций фармацевтической организации и их последующее закрепление за определенными структурными подразделениями. Учитывая, что большинство фармацевтических организаций и их подразделений уже структурированы по функциональному принципу, данный этап может быть реализован в виде уточнения или оптимизации уже существующей функциональной структуры.
Этап 2. Моделирование процессной структуры фармацевтической организации. Во избежание противоречий между функциональной и процессной структурами, а также в целях предупреждения излишнего усложнения системы управленческого учета и документооборота структуру бизнес-процессов фармацевтической организации целесообразно моделировать в рамках ее функциональной модели.
Этап 3. Моделирование финансовой структуры фармацевтической организации и построение функционально-стоимостной системы управленческого учета.
Финансовую структуру фармацевтической организации необходимо переориентировать с системы учета и планирования по структурным подразделениям на систему учета и планирования по функциям и бизнес-процессам. Это требует перегруппировки центров финансового учета (ЦФУ)*(1).
Пример взаимосвязи между выделением бизнес-процессов и выделением ЦФУ для аптеки (сети аптек) представлен на рисунке. Учет движения активов и обязательств по отдельным функциям и цепям взаимосвязанных логистических (основных) бизнес-процессов имеет смысл организовывать в отдельных ЦФУ. Количество ЦФУ по вспомогательным бизнес-процессам (маркетинговым, финансовым, кадровым и др.) может быть различным и определяется исключительно понятиями целесообразности.
В результате по данным управленческого учета будет видна стоимость каждой из основных функций фармацевтической организации (например, торговой, производственной, социальной), а также стоимость отдельных бизнес-процессов, цепь которых обеспечивает реализацию данной функции.
Этап 4. Построение системы показателей бизнес-процессов, позволяющей оценить их результативность и эффективность. Традиционно системы оценки результативности и эффективности фармацевтических организаций выстраиваются на основе финансовых показателей, лидирующими среди которых являются показатели прибыли и рентабельности. Однако данный подход является односторонним и целесообразен для оперативного управления, но он не предоставляет достаточного объема информации для стратегического управления фармацевтическими организациями.
Традиционная система показателей не дает информации о рыночных позициях организации, об уровне удовлетворенности потребителей, о потребительной стоимости фармацевтических товаров и услуг, о ключевых компетенциях и т.д. В результате по данным традиционной системы показателей практически невозможно оценить стратегические позиции организации в отрасли и на рынке.
Концепция регулярного менеджмента позволяет, наряду с финансовыми коэффициентами, включать в систему показателей те, что характеризуют состояние и других компонентов. Данный подход согласуется с методологией построения сбалансированной системы показателей, предложенной Нортоном и Капланом. Для того чтобы система оценки бизнес-процессов носила комплексный характер и могла быть использована для стратегического управления, она должна включать, как минимум, четыре основные группы показателей:
группу показателей по компоненту регулярного менеджмента "Финансы", характеризующих финансовый результат деятельности организации, уровень ее платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и т.д.;
группу показателей по компоненту "Маркетинг", характеризующих уровень клиентской удовлетворенности;
группу показателей по компоненту "Логистика", характеризующих результативность и эффективность основных функций и бизнес-процессов фармацевтической организации;
группу показателей по компоненту "Персонал", характеризующих способность бизнес-системы к развитию и обучению.
Таким образом, функционально-стоимостное управление бизнес-процессами фармацевтической организации позволяет видеть технологию работы каждого структурного подразделения с позиций выполняемых им функций и бизнес-процессов, определять стоимость каждой функции и бизнес-процесса, оценивать их эффективность и результативность, а также вклад в совокупный финансовый результат деятельности фармацевтической организации. Управленческий учет в формате ФСУ позволяет видеть процесс формирования стоимости функций, исследовать распределение затрат по функциям и бизнес-процессам, выявлять наиболее дорогостоящие и неэффективные из них. Это, в свою очередь, позволяет моделировать стоимость функций и бизнес-процессов исходя из заданной величины затрат, определять состав функций и бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг, оптимизировать внутренние и внешние бизнес-процессы фармацевтической организации. В целом система ФСУ позволяет поддерживать функционально необходимый уровень затрат фармацевтических организаций, обеспечивающий достаточный уровень потребительской удовлетворенности и максимально возможный уровень рентабельности в условиях сложившейся рыночной конъюнктуры.
Е.А. Третьякова,
к.ф.н., Пермская государственная
фармацевтическая академия
"Ремедиум", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Центр финансового учета - это структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru