г. Вологда
30 сентября 2009 г. |
Дело N А44-3058/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Петруниной А.Л. по доверенности от 25.12.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 июля 2009 года по делу N А44-3058/2009 (судья Духнов В.П.),
установил
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2009 N 106/1.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель судебном заседании просят решение суда отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления. Полагают, что из текста постановления от 18.06.2009 N 106/1 и протокола об административном правонарушении от 04.06.2009 N 106/1 невозможно установить, какие экологические и санитарно-эпидемиологические требования нарушены ОАО "РЖД". Ссылаются на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих отнесение деревянных шпал, находящихся на подъездном пути с 171 по 176 км Новгородской дистанции пути к отходам. Указывают, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности по данному делу отсутствуют сведения о должности лиц, их вынесших.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления Управлением выявлен факт несанкционированного размещения шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных и брак в полосе отвода железнодорожного полотна с 171 по 176 км ходового пути (от улицы Нехинской Великого Новгорода до бывшего завода Керамзит), вне объекта размещения отходов, предусмотренного проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 04.06.2009 N 106/1.
Постановлением Управления от 18.06.2009 N 106/1 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 3 Закона N 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В статье 1 Закона N 89-ФЗ указано, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - это их хранение и захоронение. Хранение отходов представляет собой содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В статье 24 Закона N 7-ФЗ закреплено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что предприятие имеет проект нормативов образования отходов, а также лимит на их размещение, предусматривающий возможность размещения шпал железнодорожных, деревянных, отработанных и брак с хранением на промплощадке N 19.
Материалами дела подтверждается факт нарушения ОАО "РЖД" экологических требований при обращении с отходами производства.
Таким образом, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих отнесение деревянных шпал, находящихся на подъездном пути со 171 по 176 км Новгородской дистанции пути к отходам отклоняется апелляционным судом.
В силу утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 федеральному классификационному каталогу отходов шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак (код 17120600 13 01 3) относятся к III классу опасности.
Согласно паспорту опасного отхода на отход N 1712060013013 "шпалы железнодорожные, деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные в брак" Общества данный отход имеет агрегатное состояние, готовое изделие, потерявшее потребительские свойства" и образуется в результате "замены деревянных шпал".
Как правильно указано судом первой инстанции, в справке от 20.05.2009 N 293, предоставленной ОАО "РЖД" во время проведения проверки указано количество негодных (а не старогодных) шпал, о порядке обращения с которыми говорит Общество в своем заявлении.
Таким образом, применение в данном случае технических условий ТУ 539921-001-1061437-04, на которые ссылается заявитель, недопустимо, так как данными условиями регулируется обращение не с отходом с кодом 1712060013013, а с вторичным ресурсом - старогодные шпалы. В апелляционной жалобе Общество указывает, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности по данному делу отсутствуют сведения о должности лиц, их вынесших.
Из материалов дела усматривается, что во вводной части постановления от 18.06.2009 N 106/1 и протокола об административном правонарушении от 04.06.2009 N 106/1 указаны должность, фамилия, имя и отчество лиц, составивших данные документы. При этом не уточнено, что данные должностные лица работают в системе Росприроднадзора.
Вместе с тем, названные обстоятельства не могут быть расценены в качестве существенных нарушений, являющихся основанием для признания оспариваемого постановления административного органа недействительным.
Судом установлено и Обществом не оспаривается, что и протокол об административном правонарушении, и постановление о привлечении к административной ответственности составлены надлежащими должностными лицами Росприроднадзора (Управления по Новгородской области).
Данные документы составлены на специальных бланках ответчика, в связи с чем у представителей Общества не могло возникнуть сомнений относительно того, что протокол и постановление составлены именно должностными лицами Управления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2009 N 106/1.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 июля 2009 года по делу N А44-3058/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3058/2009
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области