г. Вологда
30 сентября 2009 г. |
Дело N А05-9035/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального отдела в городе Новодвинске и Холмогорском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2009 года по делу N А05-9035/2009 (судья Быстров И.В.),
установил
администрация муниципального образования "Холмогорское" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к территориальному отделу в городе Новодвинске и Холмогорском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Территориальный отдел) о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного наказания от 15.06.2009 N 65/18/2009.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2009 года требования удовлетворены.
Территориальный отдел в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу. Не согласен с выводом суда о том, что ненадлежащая организация Администрацией деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В обоснование своей позиции также указывает на неисполнение заявителем функций по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения о проведения внеплановых мероприятий по надзору от 14.05.2009 N 34 в период с 14 по 18 мая 2009 года ответчиком совместно с прокуратурой Холмогорского района Архангельской области проведена проверка в отношении муниципального образования "Холмогорское" с целью контроля за исполнением положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других нормативных правовых актов.
В ходе проверки установлено, что Администрацией не организованы сбор и вывоз бытовых отходов, не заключены договоры на сбор и вывоз мусора и бытовых отходов из помойных ям села Холмогоры. В нарушение требований пункта 2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 на территории во дворе дома N 51 по ул. Ломоносова для сбора жидких бытовых отходов на расстоянии 15 м от дома имеется дворовая помойница, наземная часть которой в деревянном исполнении, крышка отсутствует; помойница наполнена на 2/3; вокруг помойницы разбросан бытовой мусор, рядом с помойницей образована несанкционированная свалка негабаритных и бытовых отходов. Аналогичные нарушения установлены и на территории, прилегающей к дому N 37 по ул. Ломоносова.
По результатам проверки составлены акт от 18.05.2009, протокол об административном правонарушении от 19.05.2009.
Заместитель главного государственного врача по Архангельской области в городе Новодвинске и Холмогорском районе Колесова С.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, вынесла постановление от 15.06.2009 N 65/18/2009, которым Администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 3 Закона N 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в числе которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В статье 1 Закона N 89-ФЗ указано, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В Уставе Муниципального образования "Холмогорское" также закреплено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции Администрации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека (статья 13 Закона N 89-ФЗ).
На основании вышеприведенных норм Администрация с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Как правильно указано Арбитражным судом Архангельской области, из материалов административного дела не следует, что отходы, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с которыми выявлено в ходе проверки, образовались в результате деятельности Администрации как юридического лица.
Из пояснений представителей сторон следует, что указанные отходы, являются бытовыми отходами жильцов жилых домов, на территории которых проводилась проверка. В процессе производства и потребления заявителя, как юридического лица, они не образовывались.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности наличия в деянии Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на неисполнение заявителем функций по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Вместе с тем, необеспечение Администрацией надлежащей организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
С учетом изложенного постановление по делу об административном правонарушении от 15.06.2009 N 65/18/2009 правомерно признано судом незаконным и отменено.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2009 года по делу N А05-9035/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального отдела в городе Новодвинске и Холмогорском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9035/2009
Истец: Администрация муниципального образования "Холмогорское"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Территориальный отдел в г. Новодвинске и Холмогорском районе Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4683/2009