г. Вологда
30 сентября 2009 г. |
Дело N А66-2618/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 июля 2009 года по делу N А66-2618/2009 (судья Владимирова Г.А.),
установил
предприниматель Кадушко Светлана Сергеевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании необоснованным выраженного в письме от 15.08.2007 N 1116 отказа администрации Конаковского района Тверской области (далее - Администрация) в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка площадью 800 кв. м для строительства магазина и возложении обязанности на ответчика предоставить земельный участок площадью 800 кв.м по адресу: Тверская область, г.Конаково, ул. Белавинская, с кадастровым номером 69:43:0070635:0019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Конаковского района Тверской области (далее - Комитет).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает отказ обоснованным и законным, указывая, что Предпринимателем не соблюдены требования для подачи заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в частности, в нарушение пункта 1 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к названному заявлению не приложен кадастровый паспорт. Указывает, что в силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, в связи с чем по истечении трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель лишается права требовать предоставления земельного участка. В обоснование своей позиции также ссылается на неправомерное восстановление судом первой инстанции срока на подачу заявления.
Предприниматель и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в результате пожара, произошедшего 04.05.2003, уничтожено строение магазина, расположенное по адресу: г. Конаково, ул. Белавинская, 2.
Между Предпринимателем и ЗАО "Мелиоратор" 15.04.2004 заключен договор на выполнение работ по разборке здания бывшего магазина, расположенного по вышеуказанному адресу.
Стоимость работ в соответствии со сметой определена в сумме 20 212 руб.
Постановлением Главы Конаковского района от 25 мая 2004 N 422 "О предварительном согласовании ЧП Кадушко С.С. места размещения продуктового магазина и кафе в г. Конаково по ул. Белавинская" (далее - постановление от 25 мая 2004 N 422) заявителю предварительно согласовано место размещения продуктового магазина и кафе на земельном участке площадью 800 кв. м из земель поселений в г. Конаково по ул. Белавинская.
Предприниматель 22.05.2007 обратился к главе Администрации с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка для строительства магазина, 24.07.2007 - с заявлением о продлении срока действия постановления от 25 мая 2004 N 422.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям в письме от 15.08.2007 N 1116 отказал предпринимателю Кадушко С.С. в предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв. м для строительства магазина в г. Конаково, по ул. Белавинская в связи с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 09.02.2009 N 146 Комитет повторно сообщил о невозможности предоставить спорный земельный участок в связи с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку заявление подано Предпринимателем 22.05.2007 без приложения кадастрового плана, дата выдачи которого - 07.06.2007.
Предприниматель, считая выраженный в письме от 15.08.2007 отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Тверской области.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
В последующем исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии со статьей 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Материалами дела подтверждается, что заявителем соблюдена процедура выбора земельного участка, регламентированная статьей 31 ЗК РФ, проведены работы по формированию и государственному кадастровому учету земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка приложены необходимые документы.
Как правильно указано Арбитражным судом Тверской области, поскольку процедура предоставления земельного участка для строительства магазина площадью 800 кв.м в г. Конаково, по ул. Белавинская с проведением работ по формированию участка с предварительным согласованием места размещения объекта выполнена в соответствии с требованиями статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, данный участок сформирован в установленном земельным законодательством порядке и прошел кадастровый учет, у ответчика не имелось установленных земельным законодательством оснований для отказа Предпринимателю в предоставлении в аренду для строительства земельного участка площадью 800 кв. м по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Ссылка ответчика на то, что Предпринимателем Кадушко С.С. не соблюдены требования для подачи заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка, в частности, к названному заявлению в нарушение пункта 1 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации не приложен кадастровый паспорт отклоняется апелляционным судом, поскольку данное нарушение устранено Предпринимателем самостоятельно до вынесения оспариваемого решения ответчиком.
Не принимается апелляционным судом и довод Администрации о том, что по истечении установленного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель лишается права требовать предоставления земельного участка.
По смыслу указанной нормы данный срок не является пресекательным, поскольку закон не содержит оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка. Предпринимателем Кадушко С.С. выполнены все требования, предусмотренные статьей 31 названного Кодекса.
Таким образом, в соответствии с указанными выше нормами Земельного кодекса Российской Федерации Администрация, получив от Предпринимателя названное заявление, должна была выполнить действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ.
Однако ответчик не выполнил указанных действий и не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии причин, препятствующих принятию решения о предоставлении спорного земельного участка Предпринимателю в аренду для строительства, чем нарушил права и законные интересы заявителя на заключение договора аренды земельного участка.
Как видно из материалов дела, Предприниматель обратился в арбитражный суд 26.03.2009. Суду представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного правового акта, поскольку заявитель обращался с аналогичным иском в арбитражный суд в апреле 2008 года, но не мог выполнить определение суда об оставлении заявления без движения в связи с болезнью (дело N А66-1789/2009).
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Правовая природа этого срока не определена, однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при рассмотрении спора по существу.
В определении от 18.11.2004 N 367-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления установленного частью четвертой статьи 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
В данном случае суд в соответствии с частью первой статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, пришел к правильному выводу о признании этих причин уважительными и восстановил пропущенный им срок на оспаривание ненормативного правового акта Администрации.
Подтверждая выводы Арбитражного суда Тверской области, апелляционный суд также исходит из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией, которой запрещен отказ в правосудии и закреплено положение о том, что заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде, а также позиции Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград.
Следовательно, восстанавливая пропущенный срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, арбитражный суд обоснованно на основании статьи 2 АПК РФ обеспечил заявителю доступ к правосудию.
Ссылка подателя жалобы на то, что приведенные Предпринимателем в заявлении причины пропуска срока, предусмотренного частью четвертой статьи 198 АПК РФ, нельзя признать уважительными, подлежит отклонению. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 июля 2009 года по делу N А66-2618/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2618/2009
Истец: Предприниматель Кадушко Светлана Сергеевна
Ответчик: Администрация Конаковского района Тверской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Конаковского района Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-2618/2009
20.11.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12137/2009
30.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4544/2009