Аудиторская проверка соблюдения коммерческим банком законодательства
о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем
В статье подробно разбираются нормы Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" применительно к операциям с ценными бумагами. Приводятся задачи аудитора при проверке соблюдения этих норм, а также аудиторские процедуры, применяемые в ходе такой проверки.
Одним из направлений аудита, которое получило развитие в последние годы, является аудиторская проверка правильности совершения банком операций с ценными бумагами с учетом требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этому в значительной мере способствовала активизация государственной финансовой политики в части усиления борьбы с "теневым" оборотом финансовых ресурсов.
Федеральный закон от 7.08.01 г. N 115-ФЗ (ред. от 16.11.05 г.) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Основной целью его принятия является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 1 Закона N 115-ФЗ). Тогда же был организован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (Указ Президента Российской Федерации от 1.11.01 г. N 1263 (ред. от 22.03.05 г.), позднее переименованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - ФСФМ), являющуюся основным государственным органом, в чьи функции входит мониторинг операций, имеющих законодательно определенные признаки, свидетельствующие об их возможной направленности на легализацию преступных доходов. Кроме того, помимо изменений в области государственного финансового контроля, в частности усиления мер финансовой и административной ответственности за нарушение требований Закона N 115-ФЗ, соответствующие нормы за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств, были включены и в УК РФ (ст. 174.1).
Таким образом, многократно возросла важность соответствующего направления как во внутреннем, так и во внешнем финансовом контроле деятельности коммерческих банков, которые являются одними из основных видов хозяйствующих субъектов, вовлеченных в операции с активами (в том числе с ценными бумагами), предполагающими возможность их использования в целях легализации преступных доходов. Несоблюдение банками правил обязательного контроля сделок, отвечающих критериям операций, которые могут быть направлены на легализацию доходов, полученных преступным путем, является основанием для применения со стороны Банка России санкций в виде штрафа в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничения проведения кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев (ст. 74 Федерального закона от 10.07.02 г. N 86-ФЗ (ред. от 12.06.06 г.) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России"). Кроме того, это может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии кредитной организации (ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Все это говорит об исключительной важности финансового контроля за соответствующим участком работы коммерческого банка, в том числе и со стороны внешней аудиторской организации при проведении аудиторских проверок совершенных банком операций. Следовательно, включение в план аудита программы по проверке операций с ценными бумагами на предмет соблюдения коммерческим банком законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, позволяет повысить качество аудита в целом и в итоге способствует предупреждению (снижению риска) возникновения негативных последствий для коммерческого банка, изложенных выше.
Банки как агенты финансового контроля
Обязанность коммерческих банков выступать в качестве агентов финансового контроля за совершением соответствующих сделок, перечень которых установлен Законом N 115-ФЗ, предусмотрена ст. 5, 6 этого Закона. Информация об операциях, осуществляемых коммерческими банками и подлежащих финансовому мониторингу, должна быть представлена в уполномоченный орган, которым является ФСФМ. Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.02 г. N 245 (ред. от 25.10.04 г. N 578).
Поскольку рынок ценных бумаг (наряду с денежным рынком) является одной из основных сфер, в процессе функционирования которой предполагается возможность оборота активов с целью отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, многие функции коммерческих банков как агентов финансового контроля в этой области связаны именно с операциями с ценными бумагами.
Для исполнения возложенных на коммерческие банки функций агентов финансового контроля банки обязаны создавать службы внутреннего контроля, в функции которых входит исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, а также своевременное представление в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимых сведений в органы государственной власти и Банк России (п. 1.2.4 положения Банка России от 16.12.03 г. N 242-П) (ред. от 30.11.04 г.) "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах"). Также в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение этих правил и реализацию программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом Методических рекомендаций Банка России (письмо Банка России от 13.07.05 г. N 99-Т) и утверждаются в установленном порядке.
Целью аудита соблюдения коммерческим банком законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, при совершении операций с ценными бумагами является формирование аудиторского мнения в отношении полноты и своевременности информирования коммерческими банками ФСФМ о сделках клиентов и собственных операциях с ценными бумагами, подлежащих обязательному контролю в соответствии с критериями, установленными Законом N 115-ФЗ, а также выполнения коммерческим банком других требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Также целью аудиторской проверки данного участка операций банков с ценными бумагами является оценка качества и эффективности функционирования в коммерческом банке службы внутреннего контроля в целом и специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля операций банка с ценными бумагами в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в частности. Следует обратить внимание, что не является целью и задачей аудиторской проверки операций банков с ценными бумагами подтверждение либо опровержение факта легализации (отмывания) преступных доходов при совершении тех или иных банковских операций как самим банком в собственных целях, так и его клиентами, поскольку квалификация сделок в этой части не входит в полномочия аудиторских организаций и не является составной частью аудиторской деятельности как таковой, а относится к компетенции правоохранительных органов.
Непосредственному проведению аудиторской проверки должно предшествовать формирование специальной программы аудита этого участка, поскольку ввиду важности этого направления аудиторской организации целесообразнее организовывать аудиторские процедуры в рамках отдельной программы, а не рассматривать такую проверку как составляющую в программе аудита какого-либо другого участка (например, аудита операций с векселями и пр.). Очевидно, что при реализации в ходе аудиторской проверки действий (процедур), указанной программой, необходимо использовать информацию (первичные документы, внутренние положения банка, аналитические таблицы и др.), которая была проверена и подтверждена аудиторами при реализации других аудиторских программ.
С этой целью целесообразно запросить и проанализировать следующие документы:
внутренние положения и другие локальные нормативные акты банка, в том числе правила внутреннего контроля и программы осуществления внутреннего контроля, согласованные с надзорным органом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 8.01.03 г. N 6;
должностные инструкции, положения об отделах и службах и другие документы - в отношении подразделений и специалистов, чьим функциями является работа, связанная с контролем за проведением банком соответствующих операций с ценными бумагами, документы, подтверждающие квалификацию соответствующих должностных лиц;
все документы, подтверждающие полноту и своевременность направления необходимой информации в ФСФМ;
письменные запросы ФСФМ и ответы банка на эти запросы;
все необходимые документы (первичные документы, оборотно-сальдовые ведомости, реестры операций, формы отчетности и др.), связанные с проведением сделок, подпадающих под обязательный контроль либо отвечающих признакам подозрительности.
Поскольку необходимая информация об операциях с ценными бумагами, подлежащими обязательному контроля, представляется в ФСФМ, как правило, в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, аудиторам необходимо при проведении проверки иметь доступ к соответствующим информационным электронным ресурсам (базы данных, бухгалтерские и финансовые программы, каналы связи и т.д.), с помощью которых коммерческий банк формирует и представляет информацию в уполномоченный орган.
В ходе аудита аудиторские процедуры должны быть направлены на проверку следующих двух основных групп операций.
Операции, отвечающие критериям обязательного контроля,
установленным ст. 6 Закона N 115-ФЗ
Обязательному контролю подлежат отельные виды операций, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Предусмотренный порядок распространяется на:
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет (в том числе приобретение физическим лицом векселей и других ценных бумаг самой кредитной организации);
любые операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
помещение ценных бумаг в ломбард.
Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется кредитными организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (сделки).
Таким образом, основными вопросами при проведении проверки являются полнота и современность предоставления коммерческим банком в уполномоченный орган необходимых сведений по сделкам, подлежащим обязательному контролю.
Кроме того, в целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, ФСФМ может направлять в банк письменные запросы о представлении необходимой информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов), подтверждающих эту информацию. Следовательно, при проведении аудиторской проверки следует проанализировать данные письменные запросы, а также ответы коммерческого банка на них, которые должны быть подготовлены в течение 5 рабочих дней.
Также аудитору следует проверить наличие и своевременность обновления базы данных (документов, реестров и т.п.) по идентификации данных юридических и физических лиц - клиентов банка, операции с ценными бумагами которых подлежат обязательному контролю.
Операции, не отвечающие критериям обязательного контроля,
установленным ст. 6 Закона N 115-ФЗ
Аудитору необходимо обращать пристальное внимание на операции с ценными бумагами, которые формально не являются сделками, подлежащими обязательному контролю по критериям, установленным ст. 6 Закона N 115-ФЗ, однако содержат признаки, предполагающие их направленность на совершение сделок в "обход" этих критериев. Информация о таких сделках подлежит документальному фиксированию, основаниями для которого в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ являются:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В целом вопрос определения подозрительных операций, параметры которых точно не указаны в Законе N 115-ФЗ, является наиболее сложным вопросом как для службы внутреннего контроля самого банка, так и для специалистов аудиторской организации. Действующим законодательством оставляется некоторая свобода действий по самостоятельной оценке степени подозрительности (сомнительности) таких операций.
При проверке таких операций аудиторам необходимо руководствоваться критериями для определения сомнительных операций, содержащих признаки деятельности, направленной на легализацию (отмывание) преступных доходов, установленными Банком России в своих нормативных документах, и в собственных правилах внутреннего контроля, а также собственными методиками и другими разработками в этой области аудита.
Отметим, что аудиторская проверка соблюдения коммерческим банком законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, при совершении операций с ценными бумагами в этой части - это один из участков общей аудиторской проверки, на котором особенно важными являются высокая квалификация аудитора, его профессиональный опыт и навыки, поскольку он предполагает проведение аудиторских процедур в отношении большого массива однотипных операций, в котором необходимо, руководствуясь знаниями и опытом, определить операции, отвечающие критериям сомнительности.
В частности, такими операциями с ценными бумагами, подлежащими в ходе проверки анализу и оценке сомнительности со стороны аудиторской организации, являются:
открытие физическими лицами специальных счетов в коммерческом банке с целью внесения на них наличных денежных средств для приобретения ценных бумаг в течение короткого промежутка времени (при отсутствии на этих счетах других операций);
осуществление резидентами безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента-контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента) по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на ОРЦБ);
операции с ценными бумагами по ценам, явно отличным от рыночных, либо за проведение которых кредитной организации была предложена необычно высокая комиссия;
операции с ценными бумагами, в ранее согласованный вариант проведения которых непосредственно перед их началом клиентом были внесены значительные изменения, особенно касающиеся направления денежных средств по сделке;
операции, при которых один и тот же финансовый инструмент (например, пакет ценных бумаг) многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;
операции с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях;
нестандартные или необычно сложные операции с ценными бумагами, отличающиеся от обычной практики, используемой конкретным клиентом, или обычной рыночной практики;
любые другие операции с ценными бумагами, в которых отсутствуют экономическое обоснование или видимый смысл сделки (операции) или проводимые клиентами с безосновательной поспешностью.
Соответственно данные операции должны являться предметом пристального внимания аудитора, ответственного за проверку по этому участку.
Классификация операций с ценными бумагами
Коммерческие банки не обязаны сообщать об операциях в уполномоченный орган, относительно которых на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля у банка возникают подозрения, что эти операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Однако следует учитывать, что субъективность данной оценки может рассматриваться контролирующими органами как нарушение коммерческим банком соответствующего требования Закона N 115-ФЗ. Поэтому аудиторской организации необходимо оценить объем и существенность соответствующих операций с ценными бумагами по их видам, с тем чтобы по итогам аудиторской проверки информировать руководство коммерческого банка о возможных негативных последствиях и претензиях в уклонении от процедур обязательного контроля со стороны контролирующих органов, которые могут быть вызваны распространенностью в данном банке операций, явной целью которых является избежание финансового контроля за сделками при отсутствии иного экономического смысла в соответствующих сделках. Если коммерческие банки не сообщали сведения об отдельных операциях (или видах операций), не предусмотренных ст. 6 Закона N 115-ФЗ, в ФСФМ, но при этом данные операции квалифицируются контролирующими органами как операции, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (см. Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты, утвержденные письмом Банка России от 21.01.05 г. N 12-Т), аудиторской организации следует в рекомендациях по итогам проверки вынести предложение о предоставлении необходимых сведений по таким сделкам в уполномоченный орган. В противном случае выявление контролирующими органами факта несообщения коммерческим банком сведений о подобных операциях может стать причиной для инициирования в отношении данного банка инспекционной проверки и применения других мер надзора со стороны Банка России, а также повлечь за собой риск ухудшения деловой репутации коммерческого банка как среди клиентов, так и в банковском сообществе. Также аудиторской организации в случае выявления признаков вовлеченности кредитной организации в сомнительные операции целесообразно в таких случаях проводить встречи с менеджментом и собственниками в целях уточнения экономического содержания сомнительных операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для коммерческого банка в связи с совершением таких операций и возможной разработки плана действий по прекращению сомнительных операций.
В ходе проверки аудитором соответствующих операций с ценными бумагами, как подлежащих непосредственному обязательному контролю, так и носящих подозрительный характер, необходимо проанализировать и подтвердить отсутствие нарушений требований о предотвращении легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем, со стороны сотрудников кредитной организации, проводящих операции (сделки) кредитной организации на финансовом рынке, таких, как:
неполная или заведомо ложная идентификация партнеров, клиентов и иных участников операции (сделки) до ее осуществления;
осуществление или содействие осуществлению операции (сделки) в случаях, когда сотрудник знает, подозревает или имеет основания подозревать, что денежные средства или иное имущество, вовлеченные в операцию (сделку), были получены незаконным путем;
уклонение, прямое или косвенное противодействие изучению специальными сотрудниками СВК и внешними аудиторами деталей операций (сделок), которые могут быть направлены на легализацию денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем;
нераскрытие сведений о возможной легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.
Программы внутреннего контроля
Помимо проверки правильности классификации коммерческими банками отдельных операций с ценными бумагами в целях применения норм Закона N 115-ФЗ об обязательном контроле по итогам аудиторской проверки аудиторская организация должна оценить в целом общую надежность и эффективность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, к которым относятся:
программа идентификации кредитной организацией своих клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей;
программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с ценными бумагами, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
программа проверки информации о клиенте или операции клиента, о выгодоприобретателе для подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
программа документального фиксирования информации;
программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
программа подготовки и обучения кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
программа, регламентирующая в кредитной организации работу по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом (в том числе ценными бумагами);
программа по организации в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Оценка программ проводится исходя из критериев, установленных методиками аудиторской организации. При этом ключевыми вопросами являются:
исполнение порядка реализации каждой программы;
эффективность контрольных процедур, предусмотренных каждой программой;
адекватность предусмотренных программами мер и средств контроля объему и видам операций с ценными бумагами;
предложения аудиторской организации, направленные на совершенствование каждой из программ коммерческого банка, повышение эффективности предусмотренных процедур, мер и средств контроля, снижение финансовых, трудовых и иных затрат на его проведение.
Итоговая оценка надежности и эффективности функционирования СВК, правил внутреннего контроля и соответствующих программ служат основным критерием для формирования мнения аудиторской организации о соблюдении коммерческим банком требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
C.С. Фомина,
аудитор
А.А. Трубников,
налоговый менеджер
"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а