г. Вологда
24 сентября 2009 г. |
Дело N А05-6380/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2009 года по делу N А05-6380/2009 (судья Максимова С.А.),
установил
предприниматель Щелкунова Анна Павловна обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) о признании недействительными решения о непринятии к зачету расходов страхователя-работодателя, применяющего специальные налоговые режимы на цели государственного социального страхования от 27.03.2009 N 03-10/03, акта камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 04.03.2009 N 03-10/03 и обязании возместить сумму, не принятую к возмещению, в размере 50 904 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2009 года по делу N А05-6380/2009 признано недействительным как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы предпринимателя Щелкуновой А.П. в сфере экономической деятельности решение от 27.03.2009 N 03-10/03 о непринятии к зачету расходов страхователя - работодателя, применяющего специальные налоговые режимы на цели государственного социального страхования. На учреждение возложена обязанность возместить предпринимателю Щелкуновой А.П. расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 50 904 руб. 46 коп.
Учреждение с решением суда не согласилось, просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными. По мнению учреждения, Чекмарева О.В. фактически исполняла трудовые обязанности продавца, а не администратора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Щелкунова А.П. 27.01.2004 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области за основным государственным регистрационным номером 304290402700321.
В связи с выплатой работнику Чекмаревой Ольге Владимировне пособия по беременности и родам предприниматель обратился к учреждению с заявлением о выделении средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию в размере 68 852 руб. 60 коп.
Рассмотрев указанное заявление, учреждение направило предпринимателю письмо от 12.02.2009 N 03-10/764, в котором указало на необходимость представления дополнительных документов, для проведения камеральной проверки.
По результатам проведенной камеральной проверки по заявлению Щелкуновой А.П. 04.03.2009 предложено выделить в качестве возмещения расходов по обязательному социальному страхованию 18 345 руб. 36 коп., в выделении 50 904 руб. 46 коп. отказано, о чем составлен акт N 03-10/03 камеральной проверки при обращении страхователя за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (т. 1, л. 12-13).
Щелкунова А.П. 24.03.2009 представила в учреждение возражения по акту камеральной проверки (т. 1, л. 67).
Материалы камеральной проверки и возражения рассмотрены директором Филиала N 2 государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Егоровым К.С. в присутствии Щелкуновой О.П. 27.03.2009 и вынесено решение N 03-10/03 о непринятии к зачету расходов страхователя-работодателя, применяющего специальные налоговые режимы на цели государственного социального страхования (т. 1, л. 11), в соответствии с которым к зачету не принято 50 904 руб. 46 коп. расходов по обязательному пенсионному страхованию.
Предприниматель с данным отказом не согласилась и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции определением от 06.08.2009 прекратил производство по делу в части признания недействительным акта камеральной проверки от 04.03.2009 N 03-10/03. Требования предпринимателя Щелкуновой А.П. в части признания недействительным решения от 27.03.2009 N 03-10/03 удовлетворил.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих по трудовому договору.
Из статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) следует, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе в виде пособия по беременности и родам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Федерального закона N 165-ФЗ предприниматель, являясь страхователем наемных работников, обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В статьях 7, 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
В статьях 6, 8 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что право на получение пособия по беременности и родам имеют женщины, подлежащие государственному страхованию, то есть работающие на основании трудового договора. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы. Пособие устанавливается в размере среднего заработка (дохода).
В пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) зафиксировано, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Одновременно пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, установлено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся, в частности, заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 данного Федерального закона. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Чекмарева О.В. принята на работу предпринимателем Щелкуновой А.П. на должность администратора в отделе "Космос" с 01.10.2008 с должностным окладом 15 000 руб., в том числе 50 % северного и 20 % районного коэффициентов, что подтверждается трудовым договором от 01.10.2008 (т. 1, л. 15-16) и приказом от 01.10.2008 N 16 (т. 1, л. 14).
На основании листка нетрудоспособности, выданного на период с 08.12.2008 по 26.04.2009 (т. 1, л. 19), Чекмаревой О.В. начислено пособие по беременности и родам. Размер пособия по беременности и родам исчислен за период с 08.12.2008 по 26.04.2009, то есть за 140 календарных дней и составил 68 852 руб. 46 коп. (т. 1, л. 21).
Выплата пособия по беременности и родам произведена Чекмаревой О.В. по платежной ведомости за декабрь 2008 года в сумме 68 852 руб. 46 коп. (т. 1, л. 33). При этом пособие по беременности и родам возмещено учреждением предпринимателю частично в сумме 18 345 руб. 36 коп.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение вышеуказанной нормы учреждение не представило доказательств, подтверждающих злоупотребление правом со стороны предпринимателя по факту выплаты пособия по беременности и родам по обязательному социальному страхованию администратору Чекмаревой О.В.
Напротив, доказательства, представленные в материалы дела Щелкуновой А.П., свидетельствуют о том, что должность администратора была введена в штат предпринимателя в связи с производственной необходимостью. Из материалов дела следует, что Щелкунова А.П. занимается предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли.
До 01.10.2008 обязанности, возложенные в последствии на Чекмареву О.В., в качестве администратора, исполнялись самой Щелкуновой А.П. Предприниматель 08.08.2008 ушла в отпуск по уходу за ребенком, что подтверждается материалами дела (т. 2, л. 28-31). В этой связи возникла необходимость введения в штат должности администратора. Чекмарева О.В. с 01.10.2008 принята на должность администратора в отделе "Космос".
По мнению учреждения, фактически Чекмаревой О.В. исполнялись обязанности продавца. В обоснование учреждение ссылается на табели учета рабочего времени за октябрь, ноябрь 2008 года, приказ от 01.10.2008 N 17, согласно которому обязанности продавца продовольственных товаров с 01.10.2008 возложены на администратора Чекмареву О.В. Кроме того, указывает, что предпринимателем заработок Чекмаревой О.В. в должности продавца при расчете пособия по беременности и родам не учитывался.
Судом апелляционной инстанции не принимаются указанные доводы учреждения, поскольку данные документы не опровергают факт исполнения Чекмаревой О.В. обязанностей администратора в спорный период. При этом тот факт, что при расчете пособия по беременности и родам не был учтен заработок Чекмаревой О.В. как продавца, также не свидетельствует о необоснованности выплаты пособия по беременности и родам указанному лицу исходя из заработка администратора, из которого было исчислено пособие.
Из положений должностной инструкции администратора, а также условий трудового договора следует, что Чекмарева О.В. осуществляла ведение табелей учета рабочего времени, журнала кассира-операциониста, расчет заработной платы работников, оформляла товарные отчеты, платежные ведомости.
При этом вопрос о наличии или об отсутствии работы по совместительству в данном случае не влияет на принятие решения о принятии или непринятии к зачету произведенных предпринимателем расходов на обязательное социальное страхование, поскольку пособие по беременности и родам исчислено исходя из заработка администратора. Кроме того, вопрос о наличии или отсутствии нарушений трудового законодательства со стороны предпринимателя в отношении Чекмаревой О.В., не является предметом рассмотрения настоящего судебного разбирательства.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель, являясь страхователем наемного работника, представил все документы, необходимые для получения средств на возмещение расходов, произведенных при выплате своему работнику указанных пособий, подтвердил обоснованность произведенной выплаты - пособия по беременности и родам.
Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В нарушение указанных норм учреждение в подтверждение своих доводов соответствующих доказательств в материалы дела не представило.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В данном случае судом первой инстанции принято решение, основанное на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы учреждения о том, что действия предпринимателя направлены на неправомерное изъятие средств из бюджета Фонда социального страхования, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 августа 2009 года по делу N А05-6380/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6380/2009
Истец: Предприниматель Щелкунова Анна Павловна
Ответчик: ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N2, Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4816/2009