Комментарий к Федеральному закону
от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ
В этом комментарии освещены основные изменения, которые вносит Закон N 137-ФЗ в раздел IV "Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов" Налогового кодекса.
Пени на авансы
Действующая редакция кодекса прямо не предусматривает начисление пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей. Однако подобная практика существует. Пени начисляют на авансы, уплаченные с опозданием, если их определяют на основе налоговой базы (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). В результате поправок в статью 58 Налогового кодекса с 2007 года нарушение срока уплаты авансов будет основанием для начисления пеней. Причем, как разъяснили финансисты, порядок расчета авансового платежа не будет иметь значения (письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600*(1)).
Однако штрафовать за несвоевременное перечисление авансов по-прежнему не будут.
Минфин избавит от пеней
Закон N 137-ФЗ решает еще один спорный вопрос. Причем в пользу плательщиков. Так, если у фирмы образуется недоимка при выполнении письменных разъяснений финансовых, налоговых или иных уполномоченных органов, то ее не оштрафуют. С 2007 года на сумму такой недоплаты не будут начислять и пени. При этом указания должны быть адресованы самой фирме или неограниченному кругу лиц, касаться вопросов налогообложения и по смыслу относиться к периоду, в котором образовалась недоимка. Данная норма вступает в силу со следующего года и будет действовать только в отношении разъяснений, данных после 31 декабря 2006 года.
Исправления в платежке
Со следующего года заполнять платежки на перечисление налогов придется по правилам, которые установит Минфин по согласованию с Банком России. Кроме того, Закон N 137-ФЗ вводит механизм исправления в платежках ошибок, несмотря на которые налог был зачислен на соответствующий счет Федерального казначейства. Например, при указании неправильного КБК. В таком случае фирме нужно будет направить в инспекцию заявление с просьбой уточнить необходимые реквизиты. При этом налоговая, проведя при необходимости сверку, должна будет принять решение об уточнении платежа на день его фактического перечисления. А также пересчитать пени, которые были начислены с момента уплаты налога в бюджет до принятия решения.
Минимум для исполнения требования
Со следующего года будет установлен минимальный срок для исполнения требования об уплате налога. Он составит 10 календарных дней с момента получения документа. Срок исполнения может быть и большим, если инспекторы прямо укажут это в требовании.
Обратите внимание: сейчас инспекторы вправе направлять требование об уплате налога в течение трех месяцев после наступления срока его уплаты. Новая же редакция статьи 70 кодекса предусматривает, что с 2007 года трехмесячный срок нужно будет отсчитывать с даты обнаружения недоимки.
Взыскание налога в бесспорном порядке
Когда фирма или предприниматель не выполняют требование об уплате недоимки, ее взыскивают в бесспорном порядке. Решение об этом инспекторы могут принять в течение 60 дней по истечении срока, указанного в требовании. Если этот срок пропущен, они обращаются в суд. В действующей редакции кодекса не установлено, в течение какого времени это нужно сделать. На практике в суд можно обратиться в течение шести месяцев с момента истечения 60 дней (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Новая редакция статьи 46 кодекса позволяют подавать иск в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть срок фактически сокращен на два месяца.
Основным изменением в порядке взыскания налога за счет имущества является то, что теперь законодательно установлен срок, в течение которого налоговая может принять такое решение. Он будет равен году с момента истечения срока, указанного в требовании. Однако в Законе последствия нарушения этого срока не установлены.
Приостановление операций по счетам
При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может приостанавливать операции по счетам. Новшеством является то, что будут приостанавливать операции не со всеми средствами на счете, а в пределах суммы, указанной в решении. То есть, если сумма на счете превышает задолженность, остаток плательщик будет использовать по своему усмотрению.
Со следующего года можно будет подавать заявление об отмене приостановления операций по счетам. Сделать это фирмы смогут, если налоговая приостановит операции по нескольким счетам, средства на которых превысят в общем указанную в решении сумму. Причем нужно будет указать счета, на которых достаточно денег для исполнения решения о взыскании.
Зачет и возврат переплаты
Законодатели изменили порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога. Причем новые правила будут применяться теперь и к переплате по авансам и штрафам. Отметим, что и сейчас суды распространяют нормы статьи 78 кодекса на зачет (возврат) излишне перечисленных авансов (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Со следующего года инспекция должна будет уведомлять фирмы о переплате в течение 10 дней с момента ее обнаружения (а не месяца, как сейчас). Правда, и в новой редакции кодекса не указан механизм такого уведомления. Как и сейчас, инспекторы смогут сами производить зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки по другим налогам. Однако новая редакция кодекса дает им право направлять переплату и на погашение задолженности по пеням и штрафам.
Благодаря поправкам у плательщиков появится законное право требовать проведения сверки с налоговой для выявления переплаты.
Законодатели распространили трехгодичный срок, который установлен для подачи заявления на возврат переплаты, и на представление заявления о проведении зачета. Напомним, что три года следует отсчитывать со дня уплаты указанных сумм. Однако в судебной практике и сейчас срок для возврата излишне уплаченных сумм также признается равным трем годам (постановление ВАС РФ от 03.10.2005 N 03-02-07/1-256).
Правда, новшества, касающиеся зачета и возврата переплаты, будут распространяться лишь на суммы, излишне уплаченные уже после 1 января 2007 года. Переплату, которая произошла раньше, зачтут или вернут по старым правилам.
Пожалуй, самым существенным изменением станет то, что зачет излишне уплаченных (взысканных) федеральных, региональных и местных налогов будут производить по соответствующим видам налогов. То есть, например, переплату по одному федеральному налогу будут засчитывать в счет уплаты других федеральных налогов. А "региональную" и "местную" переплату можно будет направлять соответственно в счет региональных и местных налогов. Но такой порядок будут применять лишь с 1 января 2008 года. В следующем году, как и сейчас, зачет и возврат налогов можно будет провести лишь в рамках одного бюджета.
И.А. Стрельникова,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 15, 2006. - Примеч. редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.