Комментарий к Федеральному закону
от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ
Закон N 137-ФЗ не обошел стороной и раздел V "Налоговая декларация и налоговый контроль" Налогового кодекса. Комментируемый документ, в частности, внес изменения в порядок представления отчетности, процедуру постановки на учет, порядок проведения проверок, оформления их результатов и принятия решений по ним. Подробнее о "новшествах" читайте в комментарии.
Упрощенный учет "обособленцев"
По общему правилу фирма обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сейчас для этого она должна в течение месяца подать заявление в соответствующую инспекцию. Одновременно с ним нужно представить копии свидетельства о постановке на учет по месту своего нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
С 1 января 2007 года в кодексе будет прямо сказано, что, если фирма открыла подразделение там, где она уже стоит на учете по каким-либо основаниям, ей необходимо лишь письменно сообщить об "обособленце" в свою инспекцию в течение месяца (п. 2 ст. 23 НК РФ). Напомним, что Пленум ВАС РФ еще в постановлении от 28.02.2001 N 5 указал, что повторно вставать на учет в одной и той же инспекции не нужно.
Налоговая декларация
Закон N 137-ФЗ вносит изменения и в порядок заполнения, представления, уточнения налоговой декларации.
Так, со следующего года "спецрежимники" смогут не подавать декларации и расчеты по налогам, от уплаты которых они освобождены. Сейчас же за непредставление названных документов их могут оштрафовать. Однако при рассмотрении споров по этому вопросу суды встают на сторону плательщиков (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2006 N А29-7322/2005а).
Еще один положительный момент: фирмы, которые почему-либо не ведут хозяйственную деятельность, станут отчитываться по упрощенной форме. Бланки таких деклараций должен утвердить Минфин.
На этом приятные для плательщиков новшества заканчиваются. С 2007 года у них появится новая обязанность. Если в фирме работает более 250 человек (по состоянию на начало года), то она должна будет подавать декларации и авансовые расчеты только в электронном виде. С 1 января 2008 года такая же участь ожидает и те организации, в которых численность сотрудников превышает 100 человек. В связи с этим таким фирмам необходимо побеспокоиться о своей "технической вооруженности" заранее.
Если в декларации обнаружена ошибка, которая привела к занижению налога, то необходимо подать уточненную отчетность. Однако о представлении исправленной декларации в случае завышения налога действующая редакция кодекса ничего не говорит. Поправки, внесенные Законом N 137-ФЗ, однозначно позволят фирмам это делать. Причем уточненную декларацию будут считать поданной без нарушения сроков.
Проверять будут по-новому
Действующая редакция кодекса предусматривает, что налоговые проверки (в т.ч. и камеральные) охватывают три предшествующих календарных года. В связи с этим возникают споры о том, должны ли инспекторы принимать уточненные декларации за более ранние сроки. Федеральный закон N 137-ФЗ решает эту проблему. В новой редакции статьи 87 кодекса не установлен период, за который можно будет проводить камеральную проверку. Поэтому со следующего года инспекторы обязаны будут принимать исправленные налоговые декларации за любой период. Такое мнение разделяют суды и в настоящее время (постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 N 11775/05).
Сейчас при проведении камеральной проверки инспекторы могут потребовать дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. С 2007 года нельзя будет запрашивать дополнительные сведения и документы, кроме тех, которые необходимо представлять вместе с декларацией. Однако будут исключения. Инспекторы смогут потребовать документы, подтверждающие право на льготу. А при проверке декларации по НДС они смогут запросить документы, подтверждающие вычеты. Проверяющие смогут также затребовать документы, на основе которых исчислены и уплачены "природные" налоги (например, водный, земельный).
Другое существенное изменение. По итогам камеральной проверки при выявлении нарушений инспекторы будут составлять акт. Оформлять его будут в течение 10 дней после окончания проверки. Однако, что считать моментом завершения проверки, законодатели не уточняют.
Изменения произойдут и в порядке проведения выездных проверок. В частности, запретят проверять одно лицо более двух раз в год. При этом не имеет значения, по одним и тем же налогам (как сейчас) или по разным (новое). Закон N 137-ФЗ также устанавливает, что проверки смогут проводить и по месту нахождения налогового органа. Это будет возможным, если лицо не сможет предоставить помещение инспекторам.
Сроки проверки станут исчислять со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее окончании, а не как время фактического нахождения проверяющих на территории лица (такое правило действует сейчас). Продлить проверку можно будет до четырех месяцев, а в исключительных случаях даже до шести (в настоящее время только до трех). К тому же у фискальных органов появится право приостанавливать проверку на срок до шести месяцев. Например, для истребования информации о лице или проведения экспертиз.
Новшеством является и то, что инспекторы смогут проводить повторную выездную проверку при подаче лицом уточненной декларации, в которой сумма налога будет меньше, чем ранее заявленная. При этом под пристальный взгляд контролеров попадет тот период, за который представят декларацию. В таком случае правило о проведении выездной проверки за три года, предшествующие году проверки, не действует. Если при этом фискальные органы выявят налоговое правонарушение, которое ранее не нашли, плательщика не оштрафуют. Исключением будет лишь случай сговора фирмы или предпринимателя с проверявшим инспектором. Однако данное правило будет применяться, если решение о первоначальной проверке принято после 1 января 2007 года.
Обратите внимание: налоговые проверки, не завершенные до начала нового года, будут проводить и оформлять в порядке, действовавшем до 1 января 2007 года.
Истребование документов
Со следующего года срок представления документов по требованию налоговой увеличится с пяти (как сейчас) до десяти дней. Причем речь будет идти о рабочих днях.
Есть еще один положительный момент для плательщиков. Действующая редакция кодекса предусматривает ответственность как за отказ от представления документов при проверке, так и за непредставление их в установленные сроки. Со следующего же года, если лицо в случае невозможности представить документы вовремя уведомит об этом инспекторов, штрафовать его не будут. На практике суды придерживаются такого мнения и сейчас (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2005 N А82-5105/2005-37).
С 1 января 2010 года плательщики также будут вправе не предъявлять при проверке документы, если ранее они представляли их в налоговые органы при камеральной или выездной проверках.
Принятие решения по результатам проверки
С 2007 года изменятся сроки для представления возражений по акту проверки (камеральной, выездной), а также сроки принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговое правонарушение. Плательщики смогут подавать возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта. Сейчас, в случае выездной проверки, - в течение двух недель. Руководитель налогового органа должен будет принять решение по результатам проверки в течение 10 дней после истечения срока подачи возражений лицом. В настоящее время - в течение 14 дней.
Со следующего года станет обязательным извещение плательщиков о рассмотрении материалов проверки независимо от того, подавали они возражения по акту или нет. В настоящее время для участия в такой процедуре приглашают лишь тех лиц, которые представили возражения или объяснения.
Действующая редакция кодекса только указывает, что по результатам налоговой проверки может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий. Данный вопрос в документе более никак не освещен. Закон N 137-ФЗ разъясняет, что будут относить к таким мерам. С 1 января 2007 года такие мероприятия будут проводить на стадии рассмотрения материалов проверки, если необходимо будет получить дополнительные доказательства. На проведение этих мероприятий (например, истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертиз) отводится месяц. При этом срок рассмотрения материалов проверки увеличат.
Закон N 137-ФЗ также разграничивает понятия "вынесение решения" и "вступление решения в силу". Действующая редакция кодекса такого разделения не предусматривает. Со следующего года решение будет вступать в силу через 10 дней с момента вручения его лицу.
Еще одним изменением будет то, что после принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности руководитель будет вправе принять обеспечительные меры, например приостановить операции по счетам в банке. Однако по просьбе плательщика инспекторы вправе будут заменить указанные меры предоставлением банковской гарантии, залогом ценных бумаг или поручительством третьих лиц.
Организациям и предпринимателям также стоит помнить о том, что решение налогового органа могут отменить. Действующая редакция кодекса предусматривает, что основанием для отмены может служить несоблюдение процедуры принятия решения. Однако документ не поясняет, какие именно условия должны быть нарушены. При этом характер нарушений и их влияние на принятие решения устанавливает суд (п. 30 постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). По новым же правилам к нарушениям процедуры будут относить неизвещение лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки, непредоставление возможности проверяемому дать объяснения и другие нарушения, если они привели к вынесению неправильного решения. То есть, как видим, перечень нарушений опять открытый.
Л.П. Медведева,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.