город Ростов-на-Дону |
дело N А32-10899/2007-48/232 |
12 февраля 2008 г. |
15АП-836/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей И.Г. Винокур, А.В. Гиданкиной
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
от заявителя: Мозжегоров А.А.
от заинтересованного лица: не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по. г. Армавиру
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.09.2007г. по делу N А32-10899/2007-48/232
принятое в составе судьи Садовникова А.В.
по заявлению Муниципального предприятия г. Армавира "Троллейбусное управление"
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру
о признании недействительным решения ИФНС
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие г. Армавира "Троллейбусное управление" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по. г. Армавиру о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Армавиру N1112 от 12.03.2007г. в части взыскания пени в сумме 106716 руб. 67 коп. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ ).
Решением суда от 18.09.2007года требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме. Решение ИФНС по г. Армавиру N 1112 от 12.03.2007 года в части взыскания пени в сумме 106 716 руб. 67 копеек признано недействительным, как несоответствующее НК РФ. Решение мотивировано тем, что пени начислены на сумму недоимки, в отношении которой утрачено право взыскания как во внесудебном порядке, так и в судебном по причине истечения срока давности взыскания недоимки.
ИФНС по г. Армавиру обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение от 18.09.2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем обстоятельством, что вывод суда об истечении срока давности взыскания недоимки не обоснован и не подтвержден материалами дела. Начисление пени и обязанность по их уплате не ограничены временными рамками.
В отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщик просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании общество поддержало доводы отзыва на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила предприятию требование N 7784 от 12.02.2007г. о наличии по состоянию на 12.02.2007г. задолженности по уплате налогов и пени, в том числе пени по ГФЗН в сумме 1972 руб. 12 коп., ПФР в сумме 100614 руб. 76 коп., ФСС в сумме 4129 руб. 79 коп. (пункты 14-16 требования) по состоянию на 12.02.2007г., которое в добровольном порядке им не исполнено. На основании данного требования налоговая инспекция согласно ст.46 НК РФ приняла решение от 12.03.2007 N 1112 о взыскании за счет денежных средств заявителя налогов и пени, в том числе указанной суммы пени.
Оспаривая решение от 12.03.2007 N 1112, предприятие считает, что названные суммы пени начислены на задолженность, право на взыскание, которой утрачено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечении указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Согласно пункту 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Пунктом 7 статьи 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Из пункта 1 ст. 47 НК РФ следует, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Между тем, в статье 47 Кодекса, также как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд. Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового Кодекса, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
Судом 1 инстанции установлено и актами сверки расчетов, а также актом сверки сторон (л.д. 42) подтверждается, что указанные суммы пени начислены за период декабрь 2006 г., январь, 2007 года, на недоимку, образовавшеюся по состоянию на 1 октября 2002 года по расчетам с государственными внебюджетными фондами. Размер указанной недоимки изменялся в 2004 году в сторону уменьшения, что свидетельствует о том, что таковая возникла ранее 01.10.2002 года и была передана налоговому органу от внебюджетных фондов согласно актам сверки расчетов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисление пени за декабрь 2006,январь 2007 года произведено на задолженность, пресекательный срок взыскания которой истек. Довод апелляционной жалобы о том, что данный вывод не основан на доказательствах, отклоняется как несоответствующий материалам дела. Поскольку недоимка перед внебюджетными фондами образовалась по состоянию на 01.01.2001 года, судом были направлены запросы в ГУ Краснодарского края "Центр занятости населения города Армавира", УПФ РФ в г. Армавире, ГУ Краснодарское Региональное отделение ФСС РФ. Органы внебюджетных фондов сообщили о том, что принудительное взыскание указанной задолженности с 01.01.2001 года осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.
Согласно п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ИФНС по г. Армавиру в суд первой инстанции не представлено доказательств наличия на момент начисления пени правомерно возбужденной процедуры бесспорного либо судебного взыскания вышеуказанной задолженности.
В суд апелляционной инстанции в обоснование правомерности взыскания с налогоплательщика пени в сумме 106716 руб. 67 коп, начисленной на задолженность предприятия, образовавшуюся перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2001 г., налоговый орган представил следующие документы:
- Решение N 20 от 10.04.2002 г. "О предоставлении права реструктуризации задолженности по страховым взносам, а также начисленным пеням и штрафам перед Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Государственным фондом занятости населения РФ, Федеральным и Территориальным фондами обязательного медицинского страхования МУП "Троллейбусное управление"";
- Решение N 5 от 27.01.2004 г. "Об отмене решения N 20 от 10.04.2004 г. "О предоставлении права реструктуризации задолженности по стразовым взносам, а также начисленным пеням и штрафам" перед Пенсионным Фондом РФ, ФСС РФ, ГФЗН РФ, Федеральным и Территориальным фондами обязательного медицинского страхования МУП "Троллейбусное управление";
- Требование об уплате налога N 1226 от 21.04.2004 г. по сроку исполнения до 01.05.2004 г.;
- Решение N 1305 от 19.05.2004 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках";
- Требование N 2407 от 19.05.2004 г. об уплате налога по сроку исполнения до 29.05.2004 г.;
- Решение N 1551 от 07.06.2004 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках";
- Решение N 22 от 17.07.2004 г. "О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации";
- Постановление N 19 от 14.07.2004 г. "О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации"; сопроводительное письмо к нему.
Проанализировав представленные документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что процедура взыскания с предприятия задолженности по пене в сумме 106716 руб. 67 коп. за счет имущества налогоплательщика возбуждена налоговым органом за пределами срока, установленного ст. 46 НК РФ ввиду следующего.
Исходя из статей 64, 68 Налогового кодекса Российской Федерации, толкования смысла содержащихся в них норм, данного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.05 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 названного Кодекса. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
В статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса..
В силу пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 и пунктом 7 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации положения этих статей применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
Таким образом, порядок принудительного взыскания недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням включает направление налогоплательщику требования об уплате налога (обязательного платежа) и пеней в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Прекращение действия решения о реструктуризации является правовым основанием для направления налогоплательщику требования об уплате недоимки в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога сам по себе не является основанием для признания его недействительным. Однако при исчислении пресекательного срока принудительного взыскания налога и пеней учитывается установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок направления требования, и его нарушение налоговым органом может привести к пропуску пресекательного срока, исчисляемого по совокупности сроков.
В рассматриваемом случае при определении предельного (пресекательного) срока взыскания недоимки и пеней учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестидесятидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд. Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот вывод соответствует судебной практике (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.06 N 10353/05).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Решение N 5 от 27.01.04г. об отмене реструктуризации было получено налогоплательщиком 19.02.04г., что подтверждено почтовой квитанцией о направлении документа.
После истечения срока, установленного ст.68 НК РФ требования об уплате задолженности налоговым органом могли быть направлены до 19.06.04г. Фактически налоговым органом направлены:
Требование об уплате налога N 1226 от 21.04.2004 г. по сроку исполнения до 01.05.2004г.; Требование N 2407 от 19.05.2004 г. об уплате налога по сроку исполнения до 29.05.2004г.
В пределах 60-дневного срока по данным требованиям были вынесены решения о взыскании за счет денежных средств:
- Решение N 1551 от 07.06.2004 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках";
- Решение N 1305 от 19.05.2004 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя в банках".
К расчетному счету предприятия в ЗАО АКГБ "Авеста" были выставлены инкассовые поручения: N 6971 от 19.05.04г., N 8273 от 07.06.04г., N6973 от 19.05.04г.
Указанные инкассовые поручения были помещены банком в картотеку к расчетному счету в связи с отсутствием денежных средств.
Инкассовые поручения находились в картотеке до 13.02.2007 года, до момента возврата банком в связи с закрытием счета. Следовательно, в период начисления пени инкассовые поручения были выставлены к расчетному счету предприятия.
Кроме того, налоговым органом проведена процедура взыскания задолженности за счет имущества:
Решение N 22 от 17.07.2004 г. "О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации";
Постановление N 19 от 14.07.2004 г. "О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации"; сопроводительное письмо к нему. Исполнительное производство, возбужденное на основании данного Постановления 19.10.2005 года окончено в связи с невозможностью взыскания, о чем вынесено Постановление от 19.10.2005г.
Далее, из материалов дела следует, что инкассовые поручения N 6971 от 19.05.04г., N 8273 от 07.06.04г., N6973 от 19.05.04г. возвращены ИФНС в связи с закрытием счета 13.02.2007 года. Доказательств перевыставления налоговым органом инкассовых поручений суду не представлено.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 года N 14529/06 отражена правовая позиция, согласно которой постановление налогового органа о взыскании налоговых платежей за счет имущества может быть предъявлено к исполнению в течении шести месяцев согласно п.п. 3 п.1 ст.14 ФЗ "Об исполнительном производстве". В указанный срок налоговым органом исполнительный документ ко взысканию повторно не предъявлен. Таким образом, на 19.10.2005 года - дата окончания исполнительного производства - процедура взыскания задолженности уже состоялась. На момент вынесения оспоренного решения - на 12.03.2007 года - задолженность, на которую начислены пени, взыскана быть не могла, поскольку инкассовые поручения были возвращены банком, сроки обращения взыскания на имущество истекли, постановление повторно в ССП не направлялось. Отсутствие правовых оснований для взыскание задолженности влечет за собой отсутствие у налогового органа права на взыскание пени.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума N 8241/07 от 06.11.2007 года, уплату пени следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Решение суда соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений процессуальных норм влекущих отмену или изменение судебного акта не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе следует возложить на налоговую инспекцию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2007 года по делу А32-10899/07-48/232 оставить без изменения, жалобу ИФНС России по г. Армавиру без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС по г. Армавиру в доход бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10899/2007-48/232
Истец: Муниципальное предприятие г. Армавира "Троллейбусное управление"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по. г. Армавиру