город Ростов-на-Дону |
дело N А53-17223/2007-С4-10 |
16 января 2008 г. |
15АП-908/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Андреевой Е.В., Колесова Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "ТАРК" - представителя А.Н. Веретенченко (паспорт 03 05 820736, выдан УВД г. Армавира Краснодарского края 17.05.2005 г., доверенность от 08.10.2007 г. N 47-07-Р),
от заинтересованного лица - инспекции ФНС России по г.Каменск-Шахтинскому Ростовской области - представителя А.С. Журавская, удостоверение УР N 073329, доверенность от 09.01.2008 г. N 112,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТАРК"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.11.2007 г. по делу N А53-17223/2007-С4-10,
принятое в составе судьи Кондратенко Т.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАРК"
к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Каменск-Шахтинскому Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2007 г. N 101 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5. КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТАРК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2007 г. N 101, вынесенного инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Каменск-Шахтинскому Ростовской области (далее - налоговый орган) о привлечении к административной ответственности и назначения административного наказания в виде штрафа в размере30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.11.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивируя решение, суд указал, что заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Суд посчитал, что при использовании платежного терминала экспресс-оплаты для осуществления наличных денежных расчетов по оплате услуг сотовой связи общество было обязано в силу Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применять контрольно-кассовую технику.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что выводы суда первой инстанции необоснованны и не соответствуют обстоятельствам дела .Заявитель жалобы ссылается на то, что не является организацией, осуществляющей продажу товаров, работ и услуг, поскольку выполняет агентские функции.. По мнению заявителя жалобы, Центробанк РФ, устанавливая обязательный перечень реквизитов документов, не обязывает коммерческие организации при приеме наличных денежных средств использовать контрольно-кассовую технику.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган возражал против ее удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется апелляционной коллегией Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, об отсутствии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы
Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании распоряжения от 12.09.2007 г. N 170 была проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. В ходе проверки при внесении денежных средств на счет оператора сотовой связи посредством платежного терминала установлен факт выдачи чеков терминала без признаков фискальной памяти, отсутствие чека контрольно-кассовой техники. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2007 г. N 577 (л.д. 49), на основании которого принято постановление о привлечении общества к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.
Согласно статьям 2 и 3 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
Статьей 1 Закона N 54-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт - это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В соответствии со статьей 4 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что , указанные требования распространяются на все виды контрольно-кассовой техники, применяемой организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов ,в том числе и с использованием платежных карт.
Поскольку платежный терминал является программно-техническим комплексом, с помощью которого осуществляются наличные денежные расчеты за оказанные услуги, и относится к контрольно-кассовой технике, исключений в части требований, предъявляемых Законом N 54-ФЗ к контрольно-кассовой технике, для программно-технических комплексов, не предусмотрено. Требования, установленные в Законе N 54-ФЗ для контрольно-кассовой техники (включение в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, оснащение фискальной памятью), распространяются также на случаи осуществления денежных расчетов за оказанные услуги с использованием платежных терминалов.
При этом, как следует из разъяснений, данных Федеральной налоговой службой России, согласованных с Министерством финансов России, Закон N 54-ФЗ не устанавливает различий в способах проведения оплаты - с участием кассира-операциониста либо без такового, что имеет место при использовании терминалов самообслуживания - торговых автоматов, автоматов по приему различного рода платежей, информационных киосков, и не делает исключения для расчетов с использованием торговых автоматов, терминалов самообслуживания и других кассовых автоматов. Указанные разъяснения позволяют квалифицировать использование кассовых автоматов, не имеющих в своем составе контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, как работу без применения контрольно-кассовой техники (письмо Федеральной налоговой службы России от 20.09.2006 г. N 06-9-10/322 "О применении торговых и других автоматов по приему платежей").
Доводы общества, касающиеся осуществления им агентской деятельности, и освобождения в силу этого от действия норм Закона N 54-ФЗ, признаются апелляционной коллегией несостоятельными в силу следующего.
Закон N 54-ФЗ регулирует общественные отношения в сфере торговли и финансов, устанавливает правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), направлен на обеспечение фискальных интересов государства и контроля за осуществлением наличных денежных расчетов.
Закон N 54-ФЗ не устанавливает отдельных правил для различных видов деятельности, адресуя правила применения контрольно-кассовой техники непосредственно форме расчетов - наличной или с использованием платежных карт. Поэтому осуществление деятельности в рамках агентского договора само по себе не освобождает общество от публичной обязанности применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов, поскольку иное противоречит содержанию и смыслу указанного Закона N 54-ФЗ.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Ростовской области о необходимости использования контрольно-кассовой машины при использовании платежного терминала экспресс-оплаты для осуществления наличных денежных расчетов по оплате услуг сотовой связи основан на нормах действующего законодательства.
.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14 ноября 2007 года по делу N А53-17223/2007-С4-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17223/2007-С4-10
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ТАРК"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Каменску-Шахтинскому Ростовской области