Квалификационный экзамен
1. Порядок оценки чистых активов
Порядок оценки стоимости чистых активов определен приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.03 г. N 10н, 03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
Стоимостью чистых активов является величина, определяемая как разница между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой пассивов, принимаемых к расчету.
Оценка стоимости чистых активов производится ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
внеоборотные активы (по данным первого раздела бухгалтерского баланса в расчет включаем данные о стоимости нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, отложенных налоговых активов, прочих внеоборотных активов);
оборотные активы (по данным второго раздела бухгалтерского баланса в расчет включаем данные о стоимости запасов, краткосрочных финансовых вложений, сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, денежных средств, прочих оборотных активов, сумм дебиторской задолженности, за исключением сумм задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал).
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
долгосрочные обязательства по займам и кредитам, отложенные налоговые обязательства, прочие долгосрочные обязательства (данные берутся из четвертого раздела бухгалтерского баланса);
краткосрочные обязательства по займам и кредитам, кредиторская задолженность, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства (по данным пятого раздела баланса).
В данных о величине прочих долгосрочных и краткосрочных обязательств приводятся суммы созданных в установленном порядке резервов в связи с условными обязательствами и прекращением деятельности.
Задача. Составьте бухгалтерские записи по начислению и выплате дивидендов учредителям (участникам).
1. Начисление дивидендов учредителям (участникам) | Д-т 84, К-т 75, 70 |
2. На суммы налога, удержанные у источника выплаты дохода | Д-т 75, 70, К-т 68 |
3. Выплачены дивиденды | Д-т 75, 70, К-т 51, 50, 90, 91 |
2. Финансовые взаимоотношения предприятий с бюджетом
и внебюджетными фондами
В процессе своей деятельности предприятие вступает в различные финансовые отношения с многочисленными субъектами, участниками этих отношений, в частности с бюджетами и внебюджетными фондами. Рассмотрим эти отношения более детально.
Бюджет - это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление. Основным источником формирования доходной части государственного бюджета являются налоговые сборы и платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. Изымая у налогоплательщиков часть их доходов, т.е. реализуя фискальную функцию налогов, государство обеспечивает содержание необходимых для своего существования структур, перераспределяет национальный доход, финансирует различные программы научно-технического и социального развития. С другой стороны, через налоговый механизм государство осуществляет регулирование экономики, например выравнивает экономические условия деятельности различных предприятий, стимулирует отдельные виды производства и т.д.
Основные принципы налоговых отношений в России устанавливает НК РФ. Он раскрывает основные понятия законодательства о налогах и сборах, определяет систему налогов и сборов в Российской Федерации, устанавливает правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов и их ответственность, а также определяет общие правила исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, подробный регламент налоговой отчетности и налогового контроля и порядок обжалования актов налоговых органов.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Порядок определения налогооблагаемых баз по каждому виду налога, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты определяются соответствующими законодательными актами.
Внебюджетные фонды - это обособленная часть финансовых ресурсов органов государства и местного самоуправления, формируемая за счет специальных источников, используемых по целевому назначению.
В настоящее время в Российской Федерации предприятия осуществляют платежи в следующие внебюджетные фонды:
1. Социальные внебюджетные фонды:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
фонды обязательного государственного медицинского страхования;
Фонд социального страхования.
2. Специальные фонды:
дорожные фонды;
природоохранные фонды;
фонды развития территорий;
отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР.
3. Негосударственные фонды:
негосударственные пенсионные фонды;
общественные фонды и т.п.
Социальные внебюджетные фонды формируются, как правило, за счет отчислений предприятий-работодателей. Тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и в фонды обязательного медицинского страхования устанавливаются федеральным законом в процентах от выплат в пользу работников, начисленных по всем основаниям.
Отчисления предприятий в негосударственные пенсионные фонды, общественные фонды, на необязательное страхование и т.д. производятся предприятиями добровольно за счет собственной прибыли.
Задача. Выручка организаций - 100 000 руб., средняя дебиторская задолженность за период (квартал) составляет 45 000 руб. Определите средний период оборота дебиторской задолженности.
Воспользуемся формулой для расчета среднего периода оборота дебиторской задолженности (О):
Т х З
О = ----- ,
N
где Т - продолжительность анализируемого периода в днях,
З - средняя дебиторская задолженность за анализируемый период,
N - выручка.
Тогда средний период оборота дебиторской задолженности составит:
90 х 45 000
О = ----------- = 40,5 дня.
100 000
3. Коммерческое представительство
Одной из разновидностей добровольного представительства, основанного на договоре, является коммерческое представительство. Коммерческим представителем признается лицо, которое постоянно и самостоятельно совершает от имени предпринимателей сделки, связанные с предпринимательской деятельностью ( п. 1 ст. 184 ГК РФ). Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу коммерческого представительства: коммерческими представителями могут быть коммерческие организации, созданные в установленном порядке, а также индивидуальные предприниматели (граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
Как правило, коммерческие представители совершают от имени предпринимателей сделки в той области, где они обладают более квалифицированными знаниями и навыками, специальной информацией, деловыми связями и др. Кроме того, заключение сделок отдельных категорий или в отношении определенного имущества возможно только лицами, обладающими особым статусом либо имеющими лицензию на осуществление подобных действий (например, биржевые посредники и биржевые брокеры).
Содержание полномочий коммерческого представителя составляют не любые юридические действия, а исключительно сделки, причем лишь в сфере предпринимательской деятельности.
Коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Ему запрещено совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.
Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Как правило, это договоры поручения, агентирования и их модификации (например, договор оказания брокерских услуг, договор на брокерское обслуживание и др.). Он должен содержать указание на существо предоставляемого полномочия и порядок его реализации. Если указание на полномочие в договоре отсутствует, коммерческому представителю должна выдаваться доверенность. Коммерческий представитель в исключение из общего правила, закрепленного в ст. 182 ГК РФ, вправе одновременно представлять разные стороны в сделке, если на это имеется их согласие либо такая возможность предусмотрена законом.
Договор на коммерческое представительство предполагается возмездным (ст. 972, 1005 ГК РФ). Доверитель обязан уплатить представителю вознаграждение за совершаемые действия, кроме случаев, когда в самом договоре имеется указание на его безвозмездный характер. Если такое указание отсутствует, но в то же время договором не установлены размер вознаграждения и порядок его уплаты, доверитель оплачивает за исполненное поручение сумму, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за услуги аналогичного характера (п. 3 ст. 424 ГК РФ), в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 314 ГК РФ. Кроме того, представитель имеет право на возмещение издержек, понесенных им при исполнении поручения. Когда сделка совершена от имени нескольких представляемых одновременно, издержки распределяются в равных долях, если иное не установлено соглашением между ними (п. 2 ст. 184 ГК РФ).
Учитывая специфику предпринимательского оборота, на коммерческого представителя возлагается особая обязанность - сохранять в тайне сведения о совершенных торговых сделках и после того, как поручение исполнено.
Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах определены в специальных законах (Законе о биржах, Законе о рынке ценных бумаг, Законе об организации страхового дела, КТМ и др.).
Задача. Предприятие, которое является плательщиком НДС, осуществляет хозяйственным способом строительство склада производственного назначения. Работы были начаты в июле 2006 г. В этом периоде предприятие приобретает строительные материалы, предназначенные для строительства склада, на сумму 944 000 руб. (в том числе НДС - 144 000 руб.). Объем строительных работ, выполненных собственными силами, составил за июль 300 000 руб. Выручка от реализации продукции собственного производства за июль 2006 г. - 12 980 000 руб., в том числе НДС - 1 980 000 руб.
Определить НДС, подлежащий уплате в бюджет за июль 2006 г., если налоговый период по НДС - месяц.
1) Определяем НДС к начислению:
по реализации - 1 980 000 руб.;
на объем СМР, выполненных собственными силами в июле 2006 г.: 300 000 руб. х 18% = 54 000 руб.;
всего: 1 980 000 + 54 000 = 2 034 000 руб.
2) НДС по приобретенным строительным материалам принят к вычету - 144 000 руб.;
3) НДС, подлежащий уплате в бюджет за июль 2006 г., составляет 1 890 000 руб. (2 034 000 - 144 000).
Материал в помощь сдающим экзамен на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера подготовлен Центром профессиональной подготовки "СТЕК"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71