город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18013/2007-48/288 |
21 января 2008 г. |
15АП-542/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, уведомления от 05.01.2008 N 67364, от 05.01.2008 N 67365,
от заинтересованного лица: не явился, уведомление от 09.01.2008 N 67366,
от третьих лиц:
закрытого акционерного общества "ИНТЕКО-Сочи" - Рудяк Геннадий Иванович, паспорт 0305 N 459580 выдан ОМ-1 УВД Центрального района г. Сочи Краснодарского края 08.11.2004, доверенность от 22.12.2006
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю - не явился, уведомление от 10.01.008 N 67368,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ИНТЕКО-Сочи"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2007 по делу N А32-18013/2007-48/288
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вавилон", г.Сочи,
к Администрации г. Сочи
при участии третьих лиц:
закрытого акционерного общества "ИНТЕКО-Сочи", г. Сочи,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
о признании недействительным постановления,
принятое в составе судьи Садовникова А.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вавилон" далее (ООО "Вавилон") обратилось с заявлением к Администрации г. Сочи о признании недействительным постановления Главы города Сочи от 11.05.2006 года N 932 "О предоставлении закрытому акционерному обществу "ИНТЕКО-Сочи" в собственность за плату земельного участка площадью 7007 кв.м. для обеспечения эксплуатации зданий лечебного корпуса литер А, Б, В, молочной кухни, реабилитационного центра литер Г, бытового здания литер Ж, Ж1 по улице Просвещения, 9 в Адлерском районе города Сочи" в части предоставления ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" земельного участка площадью 329 кв.м., на котором расположено сооружение - площадка спортивная, асфальтированная, литер "V", принадлежащая на праве собственности ООО "Вавилон".
Определением суда от 24.10.2007 (т.3, л.д. 31-32) приняты уточнения заявленных требований, согласно которым ООО "Вавилон" просило признать недействительными постановление Главы г. Сочи от 11.05.2006 N 932 "О предоставлении ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" в аренду земельного участка площадью 7007 кв.м. для обеспечения эксплуатации зданий лечебного корпуса литер А, Б, В, молочной кухни, реабилитационного центра литер Г, бытового здания литер Ж, Ж1 по улице Просвещения, 9 в Адлерском районе города Сочи" и постановление Главы г. Сочи от 08.12.2006 N 2198 "О внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 11 мая 2006 года N 932 "О предоставлении ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" в аренду земельного участка площадью 7007 кв.м. для обеспечения эксплуатации зданий лечебного корпуса литер А, Б, В, молочной кухни, реабилитационного центра литер Г, бытового здания литер Ж, Ж1 по улице Просвещения, 9 в Адлерском районе города Сочи" в части предоставления ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" земельного участка площадью 392 кв.м., на котором расположено сооружение - площадка спортивная асфальтированная литер "V", размерами 18,8 Х 17,5 м. и площадью 329 кв.м., согласно техническому паспорту инв. N 9093, изготовленному Филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу Сочи, которое принадлежит ООО "Вавилон" на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права 23 АВ 274245, выданным ГУ ФРС по Краснодарскому краю 11.06.2007.
Заявленные требования мотивированы следующим. Оспариваемыми постановлениями Главы г. Сочи закрытому акционерному обществу "ИНТЕКО-Сочи" (далее - ЗАО "ИНТЕКО-Сочи") предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок площадью 7007 кв.м из земель особо охраняемых территорий. Распоряжение участком осуществлено неуполномоченным органом, В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" в составе земельного участка площадью 7007 кв.м. с кадастровым номером 23:49:04 02 027:0084 был предоставлен земельный участок необходимый для эксплуатации сооружения площадки спортивной асфальтированной, литер "V", площадью 329 кв.м., согласно техническому паспорту инв. N 9093, изготовленному Филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по городу Сочи и свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2007 года 23 АВ 274245 принадлежащей Заявителю на праве собственности. Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами. Одновременное нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя постановлением Главы г. Сочи от 11.05.2006 года N 932 и несоответствие постановления законам является основанием для признания его недействительным.
Определением суда от 12.09.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - Территориальное управление ФАУФИ по Краснодарскому краю).
Территориальное управление ФАУФИ по Краснодарскому краю в отзыве (т.2, л.д. 113-116) поддержало требования заявителя, просило удовлетворить заявление ООО "Вавилон" в полном объеме. Податель отзыва указал, что в соответствии с действующим земельным законодательством Администрация г. Сочи не уполномочена распоряжаться спорным земельным участком, в том числе предоставлять его за плату как ЗАО "ИНТЕКО-Сочи", так и ООО "Вавилон".
В отзыве на заявление Администрация г. Сочи просила отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Для признания арбитражным судом недействительными (незаконными) ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие временно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. ООО "Вавилон" не представил надлежащих доказательств нарушения своих прав оспариваемым постановлением Главы г. Сочи. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют нормативные документы, устанавливающие границы санитарных округов на территории Адлерского района г. Сочи, а значит, нет оснований относить данные земли (в том числе спорный земельный участок) в силу закона к федеральной собственности.
ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" в отзыве возражало против удовлетворения заявленных требований в виду следующего. Податель отзыва указал, что право собственности у ООО "Вавилон" на указанные в договоре купли-продажи от 04.07.2001 объекты возникли в результате незаконных действий по техническому учету данных объектов, а также незаконных действий, связанных с их государственной регистрацией и искажением данных государственной регистрации. Объект недвижимости (спортивная площадка) была передана ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" на законных основаниях, в настоящий момент находится на сформированном земельном участке с кадастровым номером 23:49:04 02 027:0084, предоставленном собственником этого участка муниципальным образованием г. Сочи.
Решением суда от 12 ноября 2007 года постановления Главы г. Сочи от 11.05.2006 N 932 и от 08.12.2006 N 2198 в части предоставления ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" земельного участка площадью 392 кв.м. признаны недействительными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Решение мотивировано тем, что право собственности ООО "Вавилон" на площадку спортивную асфальтированную в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в судебном порядке не оспорено, земельный участок площадью 392 кв.м., на котором расположена данная площадка находится в границах земельного участка площадью 7007 кв.м., предоставленного в аренду ЗАО "ИНТЕКО-Сочи". Доказательств обратного Администрация г. Сочи и ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" суду не представили. В виду того, что спорный земельный участок относится к особо охраняемым природным территориям, у Администрации г. Сочи отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком. Таким образом, постановления Главы г. Сочи от 11.05.2006 N 932 и от 08.12.2006 N 2198 в оспариваемой части не соответствуют нормам права, закрепленным в Земельном кодексе Российской Федерации, и нарушают права заявителя.
ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 ноября 2007 года полностью и принять по делу новый судебный акт - отказать ООО "Вавилон" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает вынесенное решение незаконным, необоснованным и подлежащем отмене, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и норм процессуального права. Заявитель считает, что суд неправомерно принял за основу довод ООО "Вавилон", в соответствии с которым указанная им площадка спортивная асфальтированная литер V площадью 329 кв.м. по ул. Просвещения, 11, которую ООО "Вавилон" приобрело по договору купли-продажи от 04.07.2001 является, наряду с другим имуществом, приобретенным по данному договору, недвижимым имуществом и, именно тем имуществом, которое расположено в границах земельного участка площадью 7007 кв.м., кадастровый номер 23:49:04 02027:0084, по ул. Просвещения, 9, предоставленном ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" администрацией г. Сочи согласно оспариваемым постановлениям. Кроме того, суду не были представлены доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка, к землям особо охраняемых природных территорий. Согласно данным кадастрового учета земельного участка по ул. Просвещения, 9 спорный земельный участок относится к землям поселений и не принадлежит к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Заявитель считает, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена в установленном порядке, в силу чего указанный земельный участок находится в распоряжении местных органов власти и предоставлен ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" на законных основаниях.
В судебном заседании представитель ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" поддержал апелляционную жалобу, просил решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Вавилон", Администрация г. Сочи и Территориальное управление ФАУФИ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства, в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителяЗАО "ИНТЕКО-Сочи", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Вавилон" на основании договора купли-продажи от 04.07.2001 (т.1, л.д. 35-36) приобрело на праве собственности объекты пляжного хозяйства, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Просвещения, 11, включая туалет литер А площадью 34,5 кв.м., спасательную станция литер Б площадью 25,2 кв.м., навес-аэрарий литер Д площадью 83,2 кв.м., площадку спортивную асфальтированную литер V площадью 329 кв.м.
В соответствии с актом приема-передачи имущества от 11.07.2001 (т.1, л.д. 37) указанные объекты были переданы ООО "Вавилон".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 31.08.2001 Серия 23 АА N 330831, от 31.08.2001 Серия 23 АА N 330831, повторному свидетельству от 11.06.2007 (т.1, л.д. 67-69) за ООО "Вавилон" было зарегистрировано право собственности на навес-аэрарий литер Д, спасательную станцию литер Б, туалет литер А и сооружение - площадка асфальтированная литер V, расположенных по адресу: Краснодарский край, Адлерский район, ул. Просвещения, 11 (записи в ЕГРП, согласно перечисленным свидетельствам NN 23-01.00-3.10.2001-523, 23-01.00-3.10.2001-525, 23-01.00-3.10.2001-527).
Из выписок от 26.10.2007 N N 22/081/2007-333, 22/081/2007-334, 22/081/2007-335 (т.3, л.д.68-70) следует, что навес-аэрарий литер Д, спасательная станция литер Б, туалет литер А и сооружение - площадка спортивная асфальтированная литер V, расположенные по адресу: Краснодарский край, Адлерский район, ул. Просвещения, 11 принадлежат на праве собственности ООО "Вавилон" (дата регистрации 31.08.2001, NN регистрации 23-01.00-3.10.2001-523, 23-01.00-3.10.2001-525, 23-01.00-3.10.2001-527).
В соответствии с расчетом МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" (т.1, л.д. 104) минимальная площадь земельного участка, необходимая для размещения и эксплуатации пляжных сооружений по ул. Просвещения, 11 Адлерского района г. Сочи составляет 915 кв.м.
В плане градостроительного регулирования, включенном в справку градостроительной базы данных и дежурного плана города МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" отмечено наложение проектируемого земельного участка площадью 915 кв.м. на земельный участок, площадью 7007 кв.м.
Согласно представленному истцом заключением N 859/1 от 27.09.2007 (т.3, л.д. 54-62) установлено, что имеется наложение проектируемого земельного участка площадью 915 кв.м. необходимого для эксплуатации пляжных сооружений: спасательная станция литер Б, аэрарии в виде навесов литер Д, туалет литер А, сооружение - площадка спортивная литер V, расположенных по ул. Просвещения, 11 в Адлерском районе г. Сочи на земельный участок площадью 7007 кв.м., имеющий кадастровый номер 23:49:04 02 027:0084, расположенный по адресу г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения. Земельный участок площадью 392 кв.м., на котором расположена площадка спортивная асфальтированная литер V, огороженная металлическим забором-сеткой, находится в границах земельного участка по ул. Просвещения, 9 площадью 7007 кв.м.
Решением Городского Собрания Сочи от 27.09.2005 N 285 (т.2, л.д. 93) из реестра муниципальной собственности г. Сочи исключены объекты, находящиеся по ул. Просвещения, 9 в Адлерском районе г. Сочи, а именно: лечебный корпус литер А, общей площадью 529,8 кв.м., лечебный корпус литер Б, общей площадью 547,9 кв.м., лечебный корпус литер В, общей площадью 528,6 кв.м., молочная кухня, реабилитационный центр литер Г, общей площадью 734,9 кв.м., бытовое здание литер Ж, Ж1, общей площадью 47,4 КВ.М.
В силу пунктов 1.1, 1.2 распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации г. Сочи от 27.02.2006 N 46-р (т.2, л.д. 56-57) было прекращено право оперативного управления муниципального учреждения здравоохранения г. Сочи "Городская больница N 6" на здания и сооружения, расположенные в Адлерском районе г. Сочи по ул. Просвещения, а именно: лечебный корпус литер А, общей площадью 529,8 кв.м., лечебный корпус литер Б, общей площадью 547,0 кв.м., лечебный корпус литер В, общей площадью 528,6 кв.м., молочная кухня, реабилитационный центр литер Г, общей площадью 734,9 кв.м., бытовое здание литер Ж, Ж1, общей площадью 47,4 кв.м, данные объекты недвижимости переданы в собственность ЗАО "ИНТЕКО-Сочи".
Пунктом 1 Постановления Главы г. Сочи от 11.05.2006 N 932 (т.2, л.д. 82-85) в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Главы г. Сочи 08.12.2006 N 2198 (т.2, л.д. 79-81) ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 7007 кв.м. по ул. Просвещения, 9 в Адлерском районе г. Сочи (кадастровый номер 23:49:04 02027:0084) для реконструкции и эксплуатации существующих зданий, расположенный в первой зоне горно-санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне А-1-а (категория земель - земли).
В соответствии с кадастровым планом (т.1, л.д.76-81) земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 027:0084, площадью 7007 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, 9 находится в первой зоне санитарной охраны курорта Сочи.
Статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности ООО "Вавилон" на недвижимое имущество, приобретенное на праве собственности по договору от 04.07.2001 в том числе на площадку спортивную асфальтированную в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не оспорено в установленном законом порядке. Спор о праве на указанный объект недвижимости не может быть предметом рассмотрения в рамках производства по делу о признании недействительным ненормативного акта, в связи с чем, арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" о незаконности приобретения заявителем объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу ул. Просвещение, 11, г. Сочи, Адлерский район, в том числе сооружения - площадка спортивная асфальтированная литер V.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с имеющимися в материалах дела документами (справка градостроительной базы данных и дежурного плана города МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана", заявление ООО "Вавилон" (т. 1, л.д. 94-99)) заявителю стало известно о нарушении ненормативным актом Главы г. Сочи его прав в июле 2007 года. Заявление о признании недействительным ненормативного акта было подано в Арбитражного суда Краснодарского края 10 сентября 2007 года, в рамках установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации трехмесячного срока.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу данных норм исключительным правом на приобретение земли в собственность обладает собственник объектов недвижимости, расположенных на данном участке. ООО "Вавилон" согласно свидетельствам о государственной регистрации права является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, 11, и в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приобретение прав на земельный участок под данными объектами. Постановлениями Главы г. Сочи от 11.05.2006 N 932 и от 08.12.2006 N 2198 нарушено исключительное право заявителя на приобретение прав на спорный земельный участок в силу того, что указанными актами ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" фактически предоставлен земельный участок под объектом недвижимости сооружением - площадка спортивная, асфальтированная литер V, принадлежащих ООО "Вавилон". Таким образом, доводы заявителя жалобы о том, что права и интересы общества оспариваемыми постановлениеми не нарушены, надлежит отклонить.
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В пункте 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.93 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы округа и зон санитарной охраны курорта Сочи-Мацеста описаны в Постановлении Совета Министров СССР от 30 марта 1948 N 985 "Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста и курортов южного берега Крыма" (с изменениями внесенными Постановлением Совета Министров СССР от 21 июня 1988 N 771). Пунктом 3 раздела 2 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Руководствуясь указанной нормой, учитывая тот факт, что Постановление Совета Министров от 30.03.1948 N 985 не отменено, а иного нормативного акта, устанавливающего границы округа курорта Сочи на данный момент не принято арбитражный суд апелляционной инстанции считает границы округов санитарной охраны и округа Сочи установленными указанным Постановлением.
Спорный земельный участок расположен в первой зоне санитарной охраны курорта Сочи, что подтверждается соответствующей отметкой в кадастровом плане, и относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение. В соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом", Положением о федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Администрация г. Сочи не является собственником спорного земельного участка и не представила доказательств, подтверждающих ее право сдавать в аренду данный участок, в виду чего суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о недействительности постановления Главы г. Сочи от 11.05.2006 N 932 и постановления Главы г. Сочи от 08.12.2006 N 2198, в части предоставления ЗАО "ИНТЕКО-Сочи" земельного участка площадью 392 кв.м.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2007 по делу N А32-18013/2007-48/288 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18013/2007-48/288
Истец: ООО "Вавилон", общество с ограниченной ответственностью "Вавилон"
Ответчик: Администрация г. Сочи
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (филиал г.Сочи), закрытое акционерное общество "ИНТЕКО-Сочи"