город Ростов-на-Дону |
дело N А32-20922/2007-7/529 |
28 января 2008 г. |
15АП-862/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ехлаковой С.В.
судей Корневой Н.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ерёминой О.А.
при участии:
от истца - представитель Бачериков В.В. по доверенности N НЮ-10/1117 от 19.12.2007, паспорт 03 06 N 534527 выдан 21.05.2007 код подразделения 230-019; представитель Макарова Ю.А. по доверенности N НЮ-10/1122 от 19.12.2007 паспорт 03 04 N 670673 выдан 21.07.2003 код подразделения 232-025;
от ответчика - представитель Тагирова Г.М. по доверенности N 27/ОПР-879 от 24.12.2007, паспорт 03 07 N 613712 выдан 01.10.2007 код подразделения 230-019; представитель Деревенец И.В. по доверенности N 27/ОПР-880 от 24.12.2007, паспорт 03 03 N 895356 выдан 25.12.2002 код подразделения 232-025.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2007 по делу N А32-20922/2007-7/529
по иску ОАО "Российский железные дороги" в лице Краснодарского отделения дороги СП "СКЖД" - филиала ОАО "РЖД"
к ответчику - ОАО "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 24243 руб. 89 коп.
принятое в составе судьи Дуб С.Н.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице Краснодарского отделения дороги СП "СКЖД" - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании 24243 руб. 89 коп., из них 1843 руб. 83 коп. - плата за пользование вагонами, 22400 руб. 00 коп. - штраф за задержку вагонов.
Решением суда от 21.11.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что при принятии решения судом не была дана оценка обстоятельствам, которые имеют значение для рассмотрения дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на договор N 06/12-812 от 23.12.2004 заключенный между грузовладельцем и ОАО "РЖД", по которому ответственность за простой груженных вагонов несет грузовладелец. По мнению ответчика, отсутствие его вины подтверждено актами общей формы N 744 от 29.08.2007 и N 746 от 30.08.2007. Кроме того, заявитель полагает, что плата за простой вагонов взыскана истцом дважды.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Возражая на апелляционную жалобу, истец отклонил доводы заявителя как несостоятельные по основаниям, приведенным в отзыве, и просил оставить обжалуемое определение без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.06.2001 между сторонами заключено узловое соглашение (л.д. 8 - 18), которое является договором между участниками единого транспортного процесса, определяющим условия планирования перевозок грузов, подачи и уборки вагонов, эксплуатации подъездного пути, организации грузовой и коммерческой работы. По дополнительному соглашению от 01.07.2001 срок действия узлового соглашения установлен с 01.07.2006 до заключения нового узлового соглашения (л.д. 17).
В разделе 6 параграф 46 узлового соглашения установлено, что порт оплачивает дороге плату за пользование вагонами в соответствии с условиями настоящего соглашения в соответствии с "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами Федерального железнодорожного транспорта" Тарифного руководства с учетом установленного Правительством Российской Федерации коэффициента, действующего на момент оказания услуги. Сбор за подачу/уборку вагонов локомотивом железной дороги для порта оплачивается исходя из расстояния подачи/уборки вагонов в оба конца.
29.08.2007 в 12 час. 03 мин. на путь N 5 истцом поданы 13 вагонов, о чем составлена памятка приемосдатчика N 5678 на подачу вагонов (л.д. 19).
Актом общей формы N 744 от 29.08.2007 ответчик в 12 час. 03 мин. в одностороннем порядке снял со своей ответственности вагоны N 95045464, N 95084380, N 95124269, N 95432423, N 95037750 (л.д. 20).
По акту общей формы N 746 от 30.08.2007 ответчик принял указанные вагоны к ответственности в 10 час. 15 мин. (л.д. 21).
Спорные вагоны доставлены в порт по железнодорожной накладной N ЭЖ245585 (л.д. 18), согласно которой вагоны принадлежат к партии N 27. Три вагона N 95100459, N 955570339, N 95674776 из партии N 27 были поданы в тоже время по той же памятке приемосдатчика N 5678 от 29.08.2007 и выгружены, о чем свидетельствует уведомление порта N 9 и N 14 от 29.08.2007 (л.д. 23, 24).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что вагоны, принадлежащие одной судовой партии, подлежащие выгрузке на судно "ДД Прогресс", были освоены не полностью, спорные вагоны остались на путях необщего пользования ответчика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пункта 2 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 3 указанной статьи).
В пункте 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Время нахождения вагонов у владельца железнодорожного пути необщего пользования определяется по правилам пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26. согласно указанным правилам время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В соответствии с Тарифным руководством N 2, утвержденным постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 за время пользования вагонами N 95045464, N 95084380, N 95124269, N 95432423, N 95037750 на путях необщего пользования , при работе локомотивом, не принадлежащем перевозчику, с момента передачи железной дорогой на выстовочные пути ответчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути ответчику начислена плата 1843 руб. 89 коп.
В абзаце 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта установлено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В силу статьи 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В статье 100 Устава железнодорожного транспорта установлено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 086249 и памятке приемосдатчика N 5678 на подачу вагонов грузовые операции по спорным вагонам осуществлялись в период с 29.08.2007 с 13 час. 49 мин. по 31.08.2007 04 час. 45 мин. Истцом составлено уведомление N 9 от 31.08.2007 о завершении в 04 час. 45 мин. грузовой операции вагонов N 95432423, N 95037750 и уведомление N 14 о завершении в 07 час. 30 мин. грузовой операции по вагонам N 95045464, N 95084380, N 95124269.
Таким образом, на основании указанных выше норм и узлового соглашения ответчику правомерно начислено 22400 рублей штрафа за задержку вагонов.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на договор N 06/12-812 от 23.12.2004, заключенный между ответчиком и ООО "Независимая транспортная компания" (л.д. 47 - 55).
По договору порт в соответствии со Сводом обычаев морского торгового порта Туапсе принимает на себя обязанность в 2005 году выгрузить из вагонов (хопперов)/автомашин/самосвалов и погрузить на суда по прямому варианту "вагон (автомашина) - борт судна", запроданные на экспорт зерновые грузы насыпью и произвести документальное оформление груза. В пункте 1.4 договора установлено, что грузовладелец самостоятельно определяет договорные отношения с железной дорогой, а также оплачивает её услуги, в том числе простои вагонов (в порту, на станции Туапсе и на промежуточных станциях) по вине грузовладельца, кроме услуг указанных в настоящем договоре. В пункте 3.12 договора установлено, что грузовладелец возмещает порту штраф и плату за пользование вагонами или производит расчеты с железной дорогой самостоятельно.
В соответствии с дополнениями N 1 от 11.05.2005, N 2 от 17.08.2005, N 3 от 15.09.2005, N 4 от 01.10.2005, N 5 от 19.12.2005, N 6 от 11.01.2006, N 7 от 07.06.2006 (л.д. 56 - 65) срок действия указанного договора продлен до 31.12.2007.
На основании договора и поручения N 836 на отгрузку экспортных товаров - ячменя фуражного в количестве 25000,000 мт до полной вместимости судна. Груз из вагонов N 95045464, N 95084380, N 95124269, N 95432423, N 95037750 в судно не вместился в связи с чем данные вагоны были сняты с ответственности ответчика 29.08.2007, о чем составлен акт общей формы N 744 от 29.08.2007.
Однако, акт о снятии с ответственности вагонов составлен в одностороннем порядке, при этом, памятка приемосдатчика N 5678 на подачу спорных вагонов подписана представителем ответчика без замечаний и оговорок.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 3.12 договора N 06/12-812 от 23.12.2004 не может быть принят во внимание, поскольку ОАО "РЖД" не является стороной по данному договору, следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации данный договор не создает обязанностей для ОАО "РЖД".
Кроме того, между ОАО "РЖД" и ООО "Независимая транспортная компания" заключен договор N 128/115 от 08.12.2006 об оказании транспортных услуг при перевозке грузов на экспорт через порты, терминалы и нефтеперевалочные базы (л.д. 67 - 75), в котором не предусмотрена обязанность грузовладельца оплачивать время простоя на путях порта непосредственно железной дороге. Отношения между истцом и ответчиком регулируются узловым соглашением, в котором предусмотрена оплата ОАО "Туапсинский морской торговый порт" простоя вагонов (раздел 6 параграф 46).
Также не принимается судом апелляционной инстанции довод заявителя о том, что плата за простой вагонов взыскана истцом с ООО "Независимая транспортная компания" в связи со следующим.
Из выписки ведомости N 19 учета вагонов (л.д. 78) видно, что оплата договорного тарифа начислена ООО "Независимая транспортная компания" с момента погрузки вагонов до момента подачи вагонов в порт, то есть по 29.08.2007. Ответчику начислена плата с момента подачи вагонов в порт и до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомления и памятки приемосдатчика. Согласно уведомлениям N 9 и N 14 и памятке приемосдатчика N 5719 (л.д. 22) спорные вагоны выгружены, подготовлены к уборке 31.08.2007, за период нахождения вагонов на путях необщего пользования ответчика истцом правомерно начислена плата.
С учетом изложенного, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется, а потому, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2007 по делу N А32-20922/2007-7/529 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ехлакова С.В. |
Судьи |
Корнева Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20922/2007-7/529
Истец: открытое акционерное общество "Российский железные дороги", Краснодарское отделение дороги СП "СКЖД"-филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-862/2007