Пени по вине банка не платите
Банк задержал перечисление налога, и деньги не дошли до бюджета вовремя. Налоговики вряд ли будут разбираться в причине просрочки и сразу же насчитают фирме пени. Но если бухгалтер докажет инспекторам, что фирма не виновата в нарушении, уплаты пеней можно будет избежать.
Дата уплаты налога
"Платежное поручение на уплату налога на прибыль я всегда отдаю в банк в предпоследний или последний день срока уплаты налога, - рассказала нам Наталья, бухгалтер из города Красногорска. - Обороты у нашей компании большие, и подсчитать налог раньше удается очень редко. Обычно никаких проблем такой порядок расчетов с бюджетом не вызывает. Операционистка проверяет платежку, и если нет ошибок, деньги в этот же день уходят с нашего счета.
Однако недавно банк нас подвел. Деньги по налоговым платежкам были перечислены только через несколько дней. Сотрудники банка объяснили это каким-то неожиданно случившимся у них "сбоем в компьютерной системе". Итогом этого "сбоя" было то, что через несколько дней наша фирма получила требование о добровольной уплате пени и штрафа".
Срок исполнения требования обычно составляет не более десяти дней. Если фирма не заплатит требуемую сумму в течение этого времени, инспекторы примут решение о списании пеней в бесспорном порядке (ст. 46 НК). Так что действовать нужно быстро.
Для начала потребуйте у банка письменное объяснение причины, по которой был задержан платеж. Помните: по правилам Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда фирма предъявила в банк поручение на уплату налога. Естественно, при условии, что на счете фирмы хватает денег, чтобы заплатить налог (п. 2 ст. 45 НК). Если фирма предъявила в банк правильно заполненную платежку и деньги на счете есть, банк не вправе задерживать платеж. То есть, получив платежное поручение, банк должен исполнить его за один операционный день (п. 2, 3 ст. 60 НК).
Таким образом, вам нужно получить от банка письменное подтверждение того, что он не выполнил свои обязанности по перечислению налога, и именно это явилось причиной просрочки уплаты налога.
Два способа откорректировать пени
Затем напишите в инспекцию заявление с просьбой уменьшить сумму начисленных пеней по налогу в связи с тем, что налог был вовремя не перечислен по вине банка. В качестве доказательств своей невиновности в нарушении приложите к заявлению следующие документы:
- платежные поручения на уплату налога с отметками банка;
- договор с банком на обслуживание;
- выписку по корреспондентскому счету банка (из которой видно, что на дату сдачи платежек в банк необходимая сумма денег на счете была);
- письменное объяснение банка о причине задержки платежа.
Кроме того, к заявлению имеет смысл приложить ходатайство о том, чтобы инспекторы не выносили решение о взыскании пеней в бесспорном порядке по статье 46 Налогового кодекса и не направляли инкассовые поручения в банк.
Сдав инспекторам эти документы, можно требовать, чтобы они откорректировали начисленную сумму пеней. Однако добиться от них выполнения этого требования на практике может оказаться проблематичным. Дело в том, что пени инспектор начисляет и отражает в специальной базе данных, которая называется "Расчеты с бюджетом". Правила ведения этой базы описаны в Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (утв. приказом ФНС от 12 мая 2005 г. N ШС-3-10/201@). В этом документе нет ответа на вопрос о том, что нужно делать, если инспектор начислил фирме пени, а позже выяснилось, что в просрочке уплаты налога виноват банк. Тем не менее, там описаны два случая "восстановления справедливости", которые схожи с этой ситуацией.
Случай первый. Налог не дошел до бюджета из-за того, что платежное поручение было оформлено неверно. Однако фирма заявила инспектору, что ошибка в платежном поручении на уплату налога возникла по вине банка. В этом случае налоговики через отдел финансового и общего обеспечения обязаны направить в банк уведомление об ошибочном указании информации. А также потребовать от банка, чтобы тот представил в инспекцию документы, подтверждающие или опровергающие факты, изложенные в заявлении фирмы. Если банк подтвердит, что фирма действительно вовремя сдала платежку на уплату налога, она была оформлена фирмой правильно и на счете имелись деньги для уплаты налога, инспекторы должны пересчитать фирме пени (п. 2 разд. V Рекомендаций).
Случай второй. В расчете пеней допущена ошибка. По этому поводу в Рекомендациях сказано: "Исправление ошибок, допущенных специалистами отдела ввода при вводе информации, производится путем проведения операции "сторно". Ошибочная запись сторнируется и вводится запись "Сторно операции от ___ (указывается дата ввода неверной записи)". После чего вводятся правильные данные" (п. 3 разд. I Рекомендаций).
Чтобы пересчитать ошибочно начисленные пени, инспектор может воспользоваться как первым, так и вторым алгоритмом.
Жалуйтесь вышестоящим
Однако не исключено, что инспектор заупрямится и заявит, что четких рекомендаций о том, как действовать именно в этом конкретном случае (когда фирме начислены пени по вине банка), в Рекомендациях нет. Если инспектор откажется корректировать сумму пени по этой причине, вам останется только писать жалобу в вышестоящую инспекцию.
В жалобе попросите отменить выставленное требование об уплате пеней. Такое право дано налогоплательщику в соответствии со статьей 138 Налогового кодекса. К тому же Высший Арбитражный Суд разъяснил, что ненормативным актом, который можно обжаловать по статье 138 Налогового кодекса (то есть в суд или в вышестоящую инспекцию), является не только решение налоговиков, но и требование, постановление, письмо (п. 48 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса").
К жалобе приложите тот же комплект документов, который вы сдавали своему инспектору, когда писали заявление о корректировке суммы пеней. Вышестоящая инспекция должна вынести решение не позже, чем через месяц со дня ее получения.
А вот подать заявление инспектору, который начислил пени и попросить его отменить требование об уплате налога нельзя. Дело в том, что согласно пункту 3 статьи 31 Налогового кодекса только вышестоящие инспекции могут отменять акты нижестоящих инспекций. Практика судов говорит о том же. К примеру, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 12-14 июля 2005 года N А65-53/05-СА1 написал, что "отменить или изменить решение налоговой инспекции может только вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 140 Налогового кодекса".
Комментарий специалиста
"Одновременно с жалобой в вышестоящую инспекцию имеет смысл подать ходатайство. В этом ходатайстве фирма может попросить приостановить действие требования об уплате пени, - советует юрист компании "Гарант" Татьяна Сычева. - Такое право дано налогоплательщику пунктом 2 статьи 141 Налогового кодекса. Если ходатайство будет принято, фирма сможет не опасаться, что деньги с ее счета будут списаны до того, как вышестоящая инспекция вынесет свое решение в ответ на жалобу компании".
А. Домкина
"Расчет", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru