город Ростов-на-Дону |
дело N А53-21384/2007-C4-5 |
06 февраля 2008 г. |
15АП-848/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя жалобы: представителя по доверенности от 09.01.2008г. Якубовской Анжелины Михайловны; от Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области представителя по доверенности от 10.01.2008г. Солодовник Марии Михайловны, удостоверение N 163 от 01.11.2006г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества ПЖКХ "Лидер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.11.2007 г. по делу N А53-21384/2007-С4-5 по заявлению открытого акционерного общества ПЖКХ "Лидер"
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления N 2994 от 11.10.2007г. о привлечении ОАО ПЖКХ "Лидер" к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Гришко С.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество ПЖКХ "Лидер" (далее - общество, ПЖКХ Лидер) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора) N 2994 от 11.10.2007г. о привлечении ОАО ПЖКХ "Лидер" к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением арбитражного суда от 30.11.2007 г. в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьями 6.3 и 6.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Не согласившись с позицией суда, общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит данный судебный акт отменить ссылаясь на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и не применен закон, подлежащий применению. По мнению общества, в его действиях по устранению аварийной ситуации в установленные сроки отсутствует вина, поскольку обществом были предприняты все зависящие от него меры в кратчайшие сроки по устранению аварийной ситуации связанной с порывом водопровода, восстановлению водоснабжения, тем самым соблюдению санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований к эксплуатации жилых помещений. Также заявитель ссылается на нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное ссылаясь на то, что ПЖКХ Лидер обоснованно было привлечено к административной ответственности за отсутствие централизованного водоснабжения в жилом многоквартирном доме в связи с порывом водопровода на сетях от выносной насосной стации до жилого дома по ул. Профинтерна, 11 в г. Ростове-на-Дону и выходом из строя насосной установки 08.09.2007 г.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали приведенные выше доводы.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 13.09.2007 г. сотрудником отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора по Ростовской области на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 10.09.2007 г. N 002808 были проведены внеплановые мероприятия по надзору по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Профинтерна, 11, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ходе указанной проверки установлено нарушение обществом требований п.9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" и статей 11 и 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", выразившееся в не обеспечении жилого дома N 11 по ул. Профинтерна г. Ростова-на-Дону централизованным водоснабжением из-за порыва водопровода на сетях от выносной насосной станции до жилого дома N 11 и выходом из строя насосной установки, произошедшим 08.09.2007 г.
В связи с выявленным нарушением 14.09.2007 г. ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условиям проживания Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 2994 (л.д. ).
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 11.10.2007 г. N 3995/1 ОАО ПЖКХ "Лидер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, ОАО ПЖКХ "Лидер" обжаловало его в Арбитражный суд Ростовской области.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия (бездействие), нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к эксплуатации некоторых объектов среды обитания человека, в частности: жилых помещений. С субъективной стороны правонарушение характеризуется тем, что может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Правонарушение, предусмотренное ст.6.4 КоАП РФ выражается в действии (бездействии) граждан, должностных лиц, юридических лиц, нарушающих (не соблюдающих) указанные требования.
Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 6.3, 6.4 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, юридические лица, нарушившие указанные требования.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно указанному Федеральному закону под гигиеническим нормативом понимается установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Применительно к ст. 3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в состав законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения входят наряду с указанным Федеральным законом другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п.1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п.2). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п.3).
В соответствии с п.9.2. СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" необходимо:
- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно - гигиенические условия;
- обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры;
- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Принимая решение, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 и 6.4 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, ОАО ПЖКХ "Лидер" привлечено к административной ответственности по ст.ст. 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения п.9.2 СанПиН и статей 11 и 19 Федерального закона N 52, выразившиеся в необеспечении жилого дома централизованным водоснабжением в связи с порывом водопровода на сетях от выносной насосной станции до жилого дома N 11 и выходом из строя насосной установки.
Данные правонарушения не образуют состав правонарушений, предусмотренный статьями 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административный орган не доказал субъектный состав правонарушения - в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности централизованного водопровода, на котором произошел порыв, ОАО ПЖКХ "Лидер", не доказан объект правонарушения - материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих невыполнение обществом требований санитарного законодательства, несоответствия качества питьевой воды санитарным правилам, не доказана несвоевременность принятых обществом мер по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом доме. Отсутствует также событие правонарушения. Так, обществу вменяется нарушение требований п.9.2 СанПиН и ст.ст.11, 19 Федерального закона N 52, выразившееся в необеспечении жилого дома водоснабжением в связи с порывом водопровода и выходом из строя насосной установки. При этом статья 11 содержит общую норму, обязывающую, в данном случае, юридических лиц, выполнять требования санитарного законодательства, статья 19 содержит обязанность юридических лиц обеспечить соответствие качества питьевой воды систем водоснабжения санитарным правилам, а п.9.2 СанПиН устанавливает необходимость своевременного устранения неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом доме. Требований к своевременному устранению неисправностей систем водопровода вне жилого дома данная норма не содержит.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом не доказаны вина общества во вменяемых правонарушениях и непринятие всех зависящих от общества мер к соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Из материалов дела и пояснений представителя общества следует, что порыв на централизованном водопроводе произошел 08.09.07 и с учетом характера и объемов работ, получения необходимых согласований и разрешения, организации доставки холодной воды водоснабжение дома, включая восстановление работы насосной станции, было восстановлено в кратчайшие сроки - 13.09.07 (л.д. 10-15). Доказательств несвоевременности устранения повреждений инженерного оборудования в материалы дела административным органом не представлено.
При исследовании вопроса соблюдения порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции нарушений не установлено.
Так, о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении общество было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением административного органа со штампом в его получении ОАО ПЖКХ "Лидер" N 865 от 13.09.07 (л.д. 9). Протокол составлен 14.09.07 в отсутствие законного представителя общества (л.д. 8) и с соблюдением прав лица привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении от 11.10.07 вынесено с соблюдением требований части 2 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие лица, надлежащим образом уведомленного и дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается заказным письмом с уведомлением о направлении определения о продлении срока рассмотрения дела и назначении времени рассмотрения дела на 11.10.07 на 16 час. 00 мин. (л.д.6, 21, 22). В связи с указанным, доводы заявителя о нарушении порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает неверными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях ОАО ПЖКХ "Лидер" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем решение суда первой инстанции от 30.11.2007 г. подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 258, 269, 270, 271 АПК РФ арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2007 г. отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ростовской области от 11.10.2007 г. N 2994.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21384/2007-C4-5
Истец: открытое акционерное общество ПЖКХ "Лидер"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-848/2007