город Ростов-на-Дону |
дело N А32-20343/2007-59/410-76АЖ |
21 февраля 2008 г. |
15АП-460/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей И.Г. Винокур, Т.Г. Гуденица
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от заявителя: представитель Шаталова Светлана Владимировна по доверенности от 11.02.2008г., паспорт N 36 02 197620, выдан Чапаевским ГОВД Самарской области 23.04.2002г.
от заинтересованного лица - Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (в порядке процессуального правопреемства): ведущий консультант Костюк Татьяна Викторовна по доверенности N 83-4/08-05-06 от 01.02.2008г., удостоверение N 10 от 09.01.2008г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терем"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03 декабря 2007 г. по делу N А32-20343/2007-59/410-76АЖ
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терем"
к заинтересованному лицу Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
об отмене постановления N 002/190 от 20.09.2007г.
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Терем" (далее по тексту -ООО "Терем") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее по тексту - Департаменту) о признании незаконным и отмене постановления Департамента N 002/190 от 20.09.2007г. о привлечении ООО "Терем" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, произведенного в порядке ст. 49 АПК РФ и принятого судом к рассмотрению).
Решением арбитражного суда от 03.12.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела доказан факт совершения ООО "Терем" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Терем" обжаловало его в порядке, определенном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, предусмотрена возможность сдачи отчетности как на бумажном, так и на электронном носителе, а потому ООО "Терем" представило отчетность в установленные законодательством сроки. Кроме того, непринятие уполномоченным органом представленного застройщиком в установленные сроки отчета по причине его несоответствия установленной форме, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Присутствовавший в судебном заседании представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Терем" по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. В отзыве указано, что отчетность должна представляться застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, а также в форме электронного документа или электронного сообщения. Форма представления отчетности в виде электронного документа или электронного сообщения до настоящего времени не утверждена уполномоченным органом. Представленная обществом в электронном виде отчетность никак не удостоверена.
Заинтересованным лицом также было заявлено ходатайство о замене Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
Представитель ООО "Терем" не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007г. N 1191 Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края реорганизован, из его состава выделен самостоятельный орган исполнительной власти - Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края, являющийся с 05.01.2008г. правопреемником Департамента в части прав и обязанностей по надзору в области долевого строительства на территории Краснодарского края.
На основании изложенного, с учетом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции полагает возможным произвести процессуальную замену Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
В судебном заседании представитель ООО "Терем" поддержала доводы апелляционной жалобы, а также представила дополнения к апелляционной жалобе, в которых ссылается на существующую в области налоговых, банковских, пенсионных и других отношений практику представления отчетности в электронном виде.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 03.12.2007г. исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в связи с непредставлением обществом "Терем" в установленные законодательством сроки отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края была назначена дата и время составления в отношении ООО "Терем" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ. Уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении было получено представителем ООО "Терем".
06 августа 2007 г. в отношении ООО "Терем" был составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что на дату составления протокола обществом "Терем" в контролирующий орган не была представлена отчетность за II квартал 2007 г., чем нарушены положения Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005г. N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства".
Определением Департамента от 17.08.2007г. рассмотрение административного дела в отношении ООО "Терем" назначено на 04.09.2007г. Определением от 04.09.07г. рассмотрение дела отложено на 20.09.2007г. По результатам рассмотрения дела 20.09.2007г. заместителем руководителя Департамента вынесено постановление N 002/190 о привлечении ООО "Терем" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 100000руб.
Считая незаконным постановление N 002/190 Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, ООО "Терем" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно исходил из соответствия обжалуемого постановления действующему законодательству.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как правильно указано судом первой инстанции и не отрицается обществом "Терем", ООО "Терем" является застройщиком и на него распространяются положения Федерального закона от 30.12.2004г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 23 указанного Федерального закона контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Срок представления отчетности застройщиками установлен "Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" (далее по тексту - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005г. N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительстве".
В соответствии с п. 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала. Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
Таким образом, отчет за II квартал должен был быть сдан обществом "Терем" не позднее 30.07.2007г.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 06.08.2007г. по состоянию на 30.07.2007г. обществом "Терем" в контролирующий не был сдан отчет в надлежащей форме.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Терем" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Терем" как юридическое лицо является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения установленных сроков представления отчетности, ООО "Терем" не приняло мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ООО "Терем" к административной ответственности признается судом апелляционной инстанцией правильным.
В апелляционной жалобе ООО "Терем" ссылается на то, что в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, предусмотрена возможность сдачи отчетности как на бумажном, так и на электронном носителе. Апелляционной инстанцией отклоняется указанный довод.
Форма представления отчетности определена в пункте 6 Правил, в соответствии с которым отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения. С учетом буквального толкования указанной нормы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отчетность в письменной форме должна представляться в обязательном порядке. Кроме того, дополнительно, отчетность представляется в электронном виде: в форме электронного документа или электронного сообщения.
В связи с изложенным представление обществом "Терем" 30.07.2007г. отчетности в электронном виде, без представления надлежащим образом оформленной отчетности в письменном виде, не может быть признано надлежащим исполнением застройщиком требований, установленных Правилами представления отчетности.
Необходимо также отметить, что до настоящего времени уполномоченным органом не утверждена форма представления отчетности в виде электронного документа или электронного сообщения. В то время как пунктом 6 Правил определено, что отчетность, представляемая в форме электронного документа или электронного сообщения, подготавливается в формате, установленном федеральным органом исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено государственное регулирование в области долевого строительства объектов недвижимости. Таким образом, сведения, содержащиеся в отчетности в электронном виде при отсутствии установленного формата такого вида отчетности, не могут быть признаны достоверными.
Вместе с тем, отчетность, представляемая в электронном виде имеет самостоятельное юридическое значение, а потому при ее оформлении должны быть использованы все необходимые реквизиты, в том числе такая отчетность должна быть каким-либо образом удостоверена (с помощью электронной цифровой подписи, средства шифрования или иным образом).
Таким образом, при отсутствии в настоящее время утвержденной формы представления отчетности в электронном виде, сдача отчетности в письменном виде, оформленной в соответствии с требованиями установленными Правилами, является обязательным.
Отчетность в письменном виде в надлежащей форме была представлена обществом "Терем" в контролирующий орган 20.09.07г. Представленная ранее отчетность в письменном виде не была принята Департаментом финансово-бюджетного надзора, поскольку была составлена в ненадлежащей форме.
Апелляционной инстанцией не принимается довод ООО "Терем" о том, что ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение сроков представления отчетности и представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, а не за ее несоответствие установленной форме.
Так, пунктом 6 Правил установлено, что страницы форм отчетности, представляемой в письменной форме, нумеруются и сшиваются. Документы, входящие в состав отчетности застройщика - юридического лица, подписываются руководителем этой организации или лицом, исполняющим его обязанности, а также лицом, ответственным за составление отчетности, и скрепляются печатью застройщика. Таким образом, установленные Правилами требования о сроках сдачи отчетности могут быть соблюдены застройщиком только в случае представления отчетности в установленной Правилами форме. Иное - т.е. сдача отчетности в неустановленной форме - не может быть признано сдачей отчетности в смысле Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Кроме того, при сдаче застройщиком отчетности в неустановленной форме контролирующим органом не может быть сделан вывод о достоверности (либо недостоверности) содержащихся в ней сведений.
Ссылка в дополнении к апелляционной жалобе на имеющуюся практику представления отчетности в электронном виде в сферах налоговых, пенсионных, банковских и других отношений, не может быть признана обоснованной апелляционной инстанцией. Отношения по организации и осуществлению деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, регулируются специальным законодательством и к ним не применимы по аналогии положения законодательства, регулирующего порядок сдачи отчетности контролирующим органам в иных сферах.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края при вынесении постановления N 002/190 от 20.09.2007г. порядка привлечения к административной ответственности, установленного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер и вид административного наказания, примененного к обществу, соответствуют санкции ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности постановления административного органа N 002/190 о привлечении ООО "Терем" к административной ответственности и назначении ему административного наказания по делу об административном правонарушении в виде штрафа в размере 100000 рублей. Оснований для отмены решения суда от 03.12.2007г. и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу об оспаривании решений административных органов не подлежит уплате в доход федерального бюджета. В связи с этим в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная ООО "Терем" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 25 от 14.01.2008г., подлежит возврату последнему из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на Управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 03 декабря 2007 г. по делу А32-20343/2007-59/410-79АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Терем" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Колесов |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20343/2007-59/410-76АЖ
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Терем"
Ответчик: Департамент Финансово-Бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Управление по надзору в области долевого строительства, ООО "Терем"