город Ростов-на-Дону |
дело N А53-12459/2007-С6-48 |
26 февраля 2008 г. |
15АП-510/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "ПО "НЭВЗ": представителя по доверенности от 19.10.07 Зубковой Тамары Анатольевны, паспорт 60 03 N 209117, выдан вторым отделом милиции УВД г. Новочеркасска Ростовской области 30.10.2008 г.;
от Государственной инспекции Гостехнадзора г. Новочеркасска и Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники "Ростовоблгостехнадзор": представителя по доверенности от 18.02.2008 г. N 68 Елизарова Сергея Ивановича, паспорт 6004 N 066849, выдан вторым отделом милиции УВД г. Новочеркасска Ростовской области 09.12.2003 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ПО "НЭВЗ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2007г. по делу N А53-12459/2007-С6-48 по заявлению открытого акционерного общества "ПО "НЭВЗ" к Государственной инспекции Гостехнадзора г. Новочеркасска Управления "Ростовоблгостехнадзор" при участии Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники "Ростовоблгостехнадзор" о признании незаконными действий Государственной инспекции Гостехнадзора г. Новочеркасска Управления "Ростовоблгостехнадзор" об отказе в регистрации самоходных транспортных средств, принятое судьей Комурджиевой И.П.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Новочеркасский электровозостроительный завод" (далее - ОАО "ПО "НЭВЗ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения должностного лица государственной инспекции гостехнадзора г. Новочеркасска Управления "Ростовоблгостехнадзор" от 27.06.2007 года об отказе ОАО "ПО "НЭВЗ" в регистрации самоходных транспортных средств:
1. трактора ЛТЗ- 60АВ, 1998 года выпуска, заводской N 001871, паспорт АА 101695, справка-счет АА N 001771;
2. экскаватора ЭО- 3323 А, 1989 года выпуска, заводской N отсутствует, без паспорта;
3. трактора ДТ-75 НС-4, 2001 года выпуска, заводской N 725226, паспорт ВА N 285580;
4. трактора МТЗ-80Л, 1994 года выпуска, заводской N 915111, без паспорта;
5. полуприцепа ММЗ-771Б, 1988 года выпуска, заводской N отсутствует, без паспорта;
6. экскаватора ЭО-2626\80 МТЗ-80, 1998 года выпуска, заводской N 0295\950063, справка-счет ААN 268148;
7. погрузчика ДВ-1792, 2001 года выпуска, заводской N 392115, без паспорта;
8. погрузчика ПУМ-500, 2000 года выпуска, заводской N 0569, без паспорта;
9. трактора ДТ-175С, 1988 года выпуска, заводской N 4062, без паспорта;
10. трактора Т-40, 1989 года выпуска, заводской N отсутствует, без паспорта;
11. экскаватора ЭТЦ-165, 1989 года выпуска, заводской N 133817, без паспорта.
12. трактора ЛТЗ-60АВ, 1998 года выпуска, заводской N 001956, паспорт АА N 101693;
13. экскаватора ЭО-2626\80 МТЗ-80, 1998 года выпуска, заводской N 0295/950063, справка-счет АА N 268148;
14. трактора Т-150, 1987 года выпуска, заводской N 4211538, без паспорта.
Также заявитель просил суд обязать государственную инспекцию поставить на регистрационный учет вышеуказанные самоходные транспортные средства, выдать на них регистрационные свидетельства и регистрационные знаки, паспорта самоходных машин.
В ходе судебного заседания заявитель уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным решение от 27.06.2007 г. N 85 об отказе в регистрации указанной самоходной техники.
Мотивируя заявленные требования общество сослалось на то, что указанные самоходные транспортные средства (кроме трактора ЛТЗ-60АВ, 1998 года выпуска, заводской N 001956, паспорт АА N 101693; экскаватора ЭО-2626\80 МТЗ-80, 1998 года выпуска, заводской N0295/950063, справка-счет АА N 268148; трактора Т-150, 1987 года выпуска, заводской N 4211538, без паспорта) были переданы ОАО "НПО "НЭВЗ" в собственность ОАО "ПО "НЭВЗ" в качестве вклада в уставный капитал. Однако паспорта, необходимые для регистрации в органах гостехнадзора, были переданы не на все самоходные машины. В подтверждение этого обществом в органы гостехнадзора были представлены выписка из акта приема передачи, а также копии договора купли-продажи имущества от 30.11.2006 г. N 19, заключенного между ОАО "НПО "НЭВЗ" и ОАО "ПО "НЭВЗ" и выписка из спецификации к данному договору, по которому в собственность ОАО "ПО "НЭВЗ" были переданы следующие самоходные машины: трактор ЛТЗ-60АВ1998 г.в., заводской N 001956, паспорт АА N 101693; экскаватор ЭО-2626/80 МТЗ-80 1998 г.в., заводской N 0295/950063, справка-счет АА N 268148; трактор Т-150 1987 г.в., заводской N 4211538, без паспорта. Обществом были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие право собственности на самоходную технику. Постановка на учет данной техники не осуществлялась, в угоне техника не числится. Право собственности общества является конституционным правом и охраняется законом. Таким образом, отказ в регистрации спорной самоходной техники нарушает права и законные интересы ООО "ПО "НЭВЗ", так как не позволяет собственнику реализовать свое право собственности, а значит, не соответствует действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2007 г. в удовлетворении требований ОАО "ПО "НЭВЗ" отказано. Мотивируя решение суд первой инстанции указал, что в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 16.01.1998 г. N 127-О запрет регистрации транспортных средств, не имеющих соответствующих документов, подтверждающих соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан. Основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники является осуществление надзора за техническим состоянием техники в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Регистрация транспортного средства введена в качестве механизма доступа технически исправного транспортного средства для участия в дорожном движении. Отсутствие регистрации ограничивает права владельца по пользованию транспортным средством. Однако такое ограничение само по себе не прекращает право собственности на транспортное средство. Указанные ограничения связаны с защитой прав и интересов других граждан и организаций, в том числе участников дорожного движения, и направлены на упорядочение отношений по пользованию автомобильными дорогами. При таких обстоятельствах отказ в регистрации самоходной техники является законным и обоснованным.
Не согласившись с принятым судебным актом ОАО "ПО "НЭВЗ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2007 г. отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ОАО "ПО "НЭВЗ". В обоснование доводов апелляционной жалобы общество сослалось на то, что отказ в регистрации основан только на нарушении ОАО "ПО "НЭВЗ" правил регистрации и положения о паспорте, которые составляют состав административного правонарушения, но не могут являться основанием для отказа в регистрации техники. Органы гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта, если отсутствуют документы, подтверждающие право собственности. Такие документы были представлены административному органу, что свидетельствует о необоснованности отказа в регистрации самоходной техники.
Управление "Ростовоблгостехнадзор" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором орган ссылается на то, что отказ в регистрации самоходной техники обоснован тем, что обществом не представлены все необходимые документы и не выполнены предусмотренные законом требования и условия, что не позволяет административному органу осуществить регистрацию самоходных машин.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
Представитель ОАО "ПО "НЭВЗ" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при этом пояснил, что орган гостехнадзора вправе отказать в регистрации техники только в случае, если не были представлены документы, подтверждающие право собственности. Поскольку орган не оспаривает право собственности ОАО "ПО "НЭВЗ" на технику, заявитель полагает, что орган обязан ее зарегистрировать. Неисполнение обязанности по регистрации техники предыдущим собственником не влечет последствий для нового собственника.
Представитель Государственной инспекции гостехнадзора г. Новочеркасска и Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники "Ростовоблгостехнадзор" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель пояснил, что согласно правилам органом было правомерно отказано в регистрации самоходных транспортных средств заявителя, так как на указанную технику отсутствуют необходимые документы, что препятствует регистрации транспортных средств.
Как следует из материалов дела на основании договора от 17.09.2003 г. было создано ОАО "ПО "НЭВЗ". Согласно выписке из акта приема-передачи имущества от 06.11.2003 г. (л.д.33) ОАО "НПО "НЭВЗ" была передана в качестве вклада в уставный капитал ОАО "ПО "НЭВЗ" следующая техника:
- трактор ЛТЗ- 60АВ, 1998 года выпуска, заводской N 001871, паспорт АА 101695, справка-счет АА N 001771;
- экскаватор ЭО- 3323 А, 1989 года выпуска, заводской N отсутствует, без паспорта;
- трактор ДТ-75 НС-4, 2001 года выпуска, заводской N 725226, паспорт ВА N 285580;
- трактор МТЗ-80Л, 1994 года выпуска, заводской N 915111, без паспорта;
- полуприцепа ММЗ-771Б, 1988 года выпуска, заводской N отсутствует, без паспорта;
- экскаватор ЭО-2626\80 МТЗ-80, 1998 года выпуска, заводской N 0295\950063, справка-счет ААN 268148;
- погрузчик ДВ-1792, 2001 года выпуска, заводской N 392115, без паспорта;
- погрузчик ПУМ-500, 2000 года выпуска, заводской N 0569, без паспорта;
- трактор ДТ-175С, 1988 года выпуска, заводской N 4062, без паспорта;
- трактор Т-40, 1989 года выпуска, заводской N отсутствует, без паспорта;
- экскаватора ЭТЦ-165, 1989 года выпуска, заводской N 133817, без паспорта.
Кроме того, по договору купли-продажи от 30.11.2006 г. N 19 между ОАО "НПО "НЭВЗ" и ОАО "ПО "НЭВЗ" (л.д.34), а также согласно выписке из спецификации N 4 к данному договору заявителю были переданы трактор ЛТЗ-60АВ, 1998 года выпуска, заводской N 001956, паспорт АА N 101693; экскаватор ЭО-2626\80 МТЗ-80, 1998 года выпуска, заводской N0295/950063, справка-счет АА N 268148; трактор Т-150, 1987 года выпуска, заводской N 4211538, без паспорта.
ОАО "ПО НЭВЗ" в лице генерального директора обратилось в орган гостехнадзора с заявлением о государственной регистрации вышеуказанной самоходной техники.
Управлением "Ростовоблгостехнадзор" решением от 27.06.2007 г. N 85 в регистрации самоходной техники отказано. При этом орган сослался на отсутствие необходимых, предусмотренных законом документов.
Данное решение является предметом спора по данному делу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Определением Конституционного суда РФ от 16.01.2007 г. N 127-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.Ф. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и подпунктом 3 пункта 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ" установлено, что по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях; право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации).
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В пункте 4 данного Постановления предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок - счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 15 указанного закона предусмотрено, что ответственность изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств, подлежащих реализации на территории Российской Федерации и имеющих выданный в установленном порядке сертификат соответствия или иной документ, удостоверяющий его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, определяется законодательством Российской Федерации.
Как было указано выше, пунктом 3 статьи 15 данного закона запрещается регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. N 460 в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 01.09.1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации.
Пунктом 2 указанного Постановления Правительства предусмотрено, что паспорта выдаются:
- предприятиями - изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г.;
- таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г.;
- органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями - изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., а также полученные от Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации.
Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом РФ 16.01.1995 г. (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.10 указанных Правил регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально - государственных и административно - территориальных образований.
Пунктом 2.8 Правил установлен общий порядок, согласно которому регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок - счетов, выдаваемых предприятиями - изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами - предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.8.1 и 2.8.2 Правил регистрация машин, номерных агрегатов, проданных предприятиями - изготовителями, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами - предпринимателями, имеющими лицензии на торговлю данным видом товара, производится за владельцами при представлении паспортов машин и справок - счетов установленного образца (Приложение 3).
Регистрация машин, номерных агрегатов, проданных комиссионерами (предприятиями, организациями, учреждениями комиссионной торговли и гражданами - предпринимателями), имеющими лицензии на торговлю данным видом товара, производится за владельцами при представлении регистрационных документов о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, а также документов, указанных в п. 2.8.1 настоящих Правил, и временного государственного регистрационного знака "Транзит".
Пункт 2.12 Правил предусматривает, что на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак, а в паспорт машины заносится владелец или сведения об изменении владельца.
Согласно пункту 2.15 свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины. Свидетельство о регистрации хранится у владельца. При использовании машины оно находится у водителя и предъявляется вместе с другими обязательными документами по требованию государственных инженеров - инспекторов и внештатных инспекторов гостехнадзора, инспекторов и внештатных инспекторов ГАИ, военных автоинспекторов, работников милиции и железнодорожных переездов, а также дружинников. Эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.
Согласно пункту 1.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники", утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995 г., Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 г. наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов:
- организациями, предприятиями, изготавливающими машины, с 1 сентября 1995 г.;
- таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г.;
- государственными инспекциями гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных. Выдача паспортов на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, а также на высвобождающиеся номерные агрегаты, зарегистрированных в органах гостехнадзора машин, производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним органами гостехнадзора, утвержденными 16 января 1995 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Согласно пункту 2.12 при изменении собственника машины, в паспорте прежним собственником (владельцем) делается отметка об изменении права собственности, что вместе с другими документами подтверждает факт продажи (передачи) ее в собственность другого лица (лиц).
Раздел паспорта, как установлено пунктом 3.22 Положения, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами.
Частью 2 статьи 456 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в паспорте и справке-счете на самоходную технику отсутствует запись о новом собственнике (владельце), отсутствуют паспорта и справки-счета на самоходные машины, заводской номер техники, отсутствуют документы, подтверждающие переход права собственности на технику к ОАО "ПО "НЭВЗ". Так, отсутствует запись о новом собственнике в справке-счете АА N 001771 (л.д.83) на трактор ЛТЗ 60АВ 1998 года выпуска, заводской номер 001956; отсутствует запись о новом собственнике в паспорте ВА 285580 (л.д.84) и справке-счете АА N 117998 (л.д.85) на трактор ДТ-75 НС-4, 2001 года выпуска, заводской N 725226; отсутствует запись о новом собственнике в паспорте АА 558869 (л.д.86) на экскаватор ЭО2626/80 1998 года выпуска заводской номер 0295/950063; отсутствует запись о новом собственнике в паспорте АА N 101695 (л.д.87) и справке-счете АА N 001768 (л.д.88) на трактор ЛТЗ- 60АВ, 1998 года выпуска, заводской N 001871; на экскаватор ЭО-3323А 1989 года выпуска отсутствует заводской номер, а также паспорт и справка-счет; отсутствуют паспорт и справка-счет на экскаватор ЭО-2626/80 МТЗ-80 1998 года выпуска, заводской номер 0298/949981; отсутствуют паспорт и справка-счет на трактор МТЗ-80Л, 1994 года выпуска, заводской N 915111; отсутствуют документы, подтверждающие право собственности, и паспорт на полуприцеп ММЗ-771Б, 1988 года выпуска, заводской N отсутствует; отсутствует паспорт и справка-счет на погрузчик ДВ-1792, 2001 года выпуска, заводской N 392115; нет справки-счета и паспорта на погрузчик ПУМ-500, 2000 года выпуска, заводской N 0569; отсутствует документальное подтверждение приобретения ОАО "НПО "НЭВЗ" трактора ДТ-175С, 1988 года выпуска, заводской N 4062; также отсутствует документальное подтверждение приобретения ОАО "НПО "НЭВЗ" трактора Т-40, 1989 года выпуска, заводской N отсутствует, нет паспорта самоходной машины; отсутствует документальное подтверждение приобретения ОАО "НПО "НЭВЗ" экскаватора ЭТЦ-165, 1989 года выпуска, заводской N 133817, без паспорта; отсутствует документальное подтверждение приобретения ОАО "НПО "НЭВЗ" трактора Т-150, 1987 года выпуска, заводской N 4211538.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении пункта 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995 г.; пункты 3, 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 938; пункты 2.9, 3.22.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники", утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995 г., Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 г.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований ОАО "ПО "НЭВЗ", а ссылка заявителя апелляционной жалобы на ограничение конституционного права собственности не принимается судом апелляционной инстанции, так как основной целью регистрации является определение соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан. Кроме того, как указал Конституционный суд в определении от 16.01.2007 г. N 127-О-О право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального или материального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ПО "НЭВЗ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12459/2007-С6-48
Истец: открытое акционерное общество "ПО "НЭВЗ"
Ответчик: Государственная инспекция Гостехнадзора г. Новочеркасска Управления Ростовоблгостехнадзора
Третье лицо: Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники "Ростовоблгостехнадзор"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-510/2008