город Ростов-на-Дону |
дело N А32-18444/2007-51/373-101АЖ |
06 марта 2008 г. |
15АП-705/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей Т.Г. Гуденица, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 19.02.08г.), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
от Департамента строительства Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 19.02.08г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия Апшеронского района "Апшеронск"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 4 декабря 2007 г. по делу N А32-18444/2007-51/373-101АЖ
по заявлению Муниципального предприятия Апшеронского района "Апшеронск"
к Отделу недропользования Управления государственного заказа и недропользования Департамента строительства Краснодарского края
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое судьей Базавлук И.И.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие Апшеронского района "Апшеронск" (далее по тексту - МП "Апшеронск") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу недропользования Управления государственного заказа и недропользования Департамента строительства Краснодарского края (далее по тексту - Департамент строительства) о признании незаконным и отмене постановления N 03-004-66ГН-4 от 28.08.07г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 7.3, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 04.12.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что административным органом постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности принято в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, МП "Апшеронск" обжаловало его в порядке, определенном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку предприятием не нарушались требования Соглашения об условиях выдачи лицензии. Кроме того в решении суд делает вывод о незаконности обжалуемого постановления.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. От МП "Апшеронск" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя предприятия.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще уведомленных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда от 04.12.2007г. исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 14.08.2007г. Отделом недропользования Управления государственного заказа и недропользования Департамента строительства Краснодарского края в отношении МП "Апшеронск" был составлен протокол об административном правонарушении N 03-004-66ГН-2. В протоколе зафиксировано, что 07.09.04г. предприятию "Апшеронск" была выдана лицензия КРД 02339 ТР с целевым назначением "Попутная добыча песчано-гравийной смеси по объекту "Аварийные мероприятия по расчистке старого русла р. Пшеха в районе пос. Ким". До 5 февраля 2007 г. недропользователь (МП "Апшеронск") отчетность по форме "5 ГР" в Департамент строительства Краснодарского края не предоставил, чем нарушено "Лицензионное соглашение к лицензии КРД 02339 ТР, а также Закон Краснодарского края "О недропользовании на территории Краснодарского края" (N 101-КЗ от 10.10.97г.).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 28.08.2007г. Департаментом строительства Краснодарского края вынесено постановление N 03-004-66ГН-4 о привлечении МП "Апшеронск" к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.3, ст. 8.5 КоАП РФ и назначении предприятию наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Считая незаконным постановление N 03-004-66ГН-4, МП "Апшеронск" обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно исходил из соответствия обжалуемого постановления действующему законодательству.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992г. N 2395-1.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с положениями указанного закона муниципальным предприятием "Апшеронск" была получена лицензия на право пользования недрами N КРД 02339 ТР с целевым назначением и видами работ: попутная добыча песчано-гравийной смеси по объекту "Аварийные мероприятия по расчистке старого русла р. Пшеха в районе пос. Ким Апшеронского района". Срок окончания лицензии установлен - 07.09.2008г. В качестве неотъемлемой составной части лицензии указано, в том числе, Соглашение об условиях попутной добычи песчано-гравийной смеси по объекту "Аварийные мероприятия по расчистке старого русла р. Пшеха в районе пос. Ким Апшеронского района" (далее по тексту - Соглашение).
Пунктом 2 Соглашения определено, что владелец лицензии наделяется правами на пользование недрами предоставленного участка и несет ответственность, в соответствии с законодательством и правовыми нормативными актами Российской Федерации и Краснодарского края, за нарушения при эксплуатации участка.
Согласно пункту 7 Соглашения владелец лицензии обязан предоставлять в установленные сроки необходимые сведения в территориальный орган управления государственным фондом недр, территориальный фонд геологической информации, органы государственной статистики, органы государственной власти Краснодарского края.
В силу п. 9, п. 10 Соглашения контроль соблюдения настоящего соглашения осуществляется органами МПР России, Госгортехнадзора России, администрации Краснодарского края в пределах установленных правовыми актами полномочий. Все условия настоящего соглашения являются существенными, и не выполнение одного из них влечет за собой приостановление или аннулирование действия настоящей лицензии на право пользования недрами.
Абзацем 5 статьи 9 Закона РФ "О недрах" определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 22 Закона "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Постановлением Правительства РФ N 215 от 28.02.1996г. утвержден "Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации".
Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 13.11.2000г. N 110 утверждена форма государственного статистического наблюдения N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых". Согласно пункту 2 указанного постановления статистическая отчетность по форме N 5-гр представляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, - по объектам недропользования, по нераспределенному фонду месторождений - органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; территориальному органу Госгортехнадзора России; территориальному геологическому фонду; Российскому федеральному геологическому фонду МПР России. Срок представления отчетности установлен - 5 февраля.
Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте строительства Краснодарского края, утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 16.06.03г. N 551, Департамент строительства Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов, автодорожного хозяйства и управление отношениями недропользования.
В силу части 7 пункта 3 указанного Положения Департамент строительства Краснодарского края выполняет, в частности, следующие функции по осуществлению полномочий по регулированию отношений недропользования на территории края:
обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Краснодарского края;
создает и ведет территориальный фонд геологической информации, распоряжается информацией, полученной за счет средств краевого бюджета и соответствующих местных бюджетов;
осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края по реализации положений Закона Краснодарского края от 6 апреля 2006 года N 1015-КЗ "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края".
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность по сдаче недропользователями, осуществляющими деятельность на территории Краснодарского края, отчетности в Департамент строительства Краснодарского края.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 14.08.2007г. муниципальное предприятие "Апшеронск" не представило до 5 февраля отчетность в Департамент строительства Краснодарского края. В то время как п. 7 Соглашения, являющегося приложением к лицензии, установлена обязанность МП "Апшеронск" по предоставлению в установленные сроки необходимых сведений в органы государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, наличие в действиях МП "Апшеронск" объективной стороны правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.3, ст. 8.5 КоАП РФ, является доказанным.
В силу положений Закона РФ "О недрах" МП "Апшеронск" является недропользователем и на нем лежит обязанность по соблюдению положений Соглашения, являющегося приложением к лицензии КРД 02339, а также законодательства, действующего в сфере недропользования. С субъективной стороны правонарушения характеризуются виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения требования о представлении в уполномоченный орган в установленные сроки отчетности, МП "Апшеронск" не приняло мер по их соблюдению.
Наличие вышеназванных элементов образует составы административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 7.3 и ст. 8.5 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия составов административных правонарушений, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения МП "Апшеронск" к административной ответственности признается судом апелляционной инстанцией правильным.
В апелляционной жалобе МП "Апшеронск" ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку предприятием не нарушались требования Соглашения об условиях выдачи лицензии; в Соглашении не указан срок представления сведений и конкретный орган, которому должны представляться сведения.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из вышеизложенного, конкретный орган, а также срок представления отчетности недропользователями установлены действующим законодательством, в том числе федеральным и краевым: Закон РФ "О недрах", Постановление Правительства РФ N 215 от 28.02.1996г., Постановление Государственного комитета РФ по статистике от13.11.2000г. N 110, Положение о Департаменте строительства Краснодарского края, Закон Краснодарского края от 06.04.2006г. N 1015-КЗ "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края".
Пунктом 2 Соглашения установлено, что владелец лицензии несет ответственность за нарушения при эксплуатации участка в соответствии с законодательством и правовыми нормативными актами РФ и Краснодарского края.
Непредставление в установленные сроки в полномочный орган отчетности является нарушением, допущенным недропользователем - МП "Апшеронск" при эксплуатации участка.
Департамент строительства Краснодарского является органом государственной власти, осуществляющим функции в области недропользования, а потому непредставление в Департамент отчетности является нарушением предприятием "Апшеронск" пункта 7 Соглашения, в соответствии с которым владелец лицензии обязан предоставлять в установленные сроки необходимые сведения в органы государственной власти Краснодарского края.
Неуказание в п. 7 Соглашения конкретного органа - Департамента строительства Краснодарского края, не может свидетельствовать о том, что предприятием не нарушены положения Соглашения. МП "Апшеронск", являясь недропользователем, обязано знать и соблюдать положения действующего в сфере недропользования законодательства. МП "Апшеронск" в материалы дела не представлены доказательства принятия предприятием всех необходимых мер по обеспечению соблюдения установленных Соглашением требований, в том числе по установлению всех уполномоченных органов государственной власти, которым предприятие должно представлять необходимые сведения.
Таким образом, факт пользования МП "Апшеронск" недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является доказанным.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются во внимание ссылки МП "Апшеронск" на то, что в заключении в решении суд делает вывод о незаконности обжалуемого постановления административного органа.
Приведенный в конце мотивировочной части решения суда вывод о том, что "постановление о привлечении заявителя к административной ответственности ответчиком вынесено не законно, обжалуемое постановление подлежит отмене", является опечаткой (технической ошибкой), которая не влияет на правильность принятого судом решения и может быть исправлена в порядке ст. 179 АПК РФ. Содержание мотивировочной части решения, а также резолютивная часть решения от 04.12.2007г. (л.д. 91, 92-95) подтверждают, что судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого судом решения от 04.12.2007г., в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение Департаментом строительства Краснодарского края при вынесении постановления N 03-004-66ГН-4 от 28.08.2007г. порядка привлечения к административной ответственности, установленного нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Размер и вид административного наказания, примененного к предприятию, соответствуют санкциям ст.ст. 7.3, 8.5 КоАП РФ и требованию ст. 4.4 КоАП РФ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности постановления административного органа о привлечении МП "Апшеронск" к административной ответственности и назначении ему административного наказания по делу об административном правонарушении в виде штрафа в размере 30000 рублей. Оснований для отмены решения суда от 04.12.2007г. и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делу об оспаривании решений административных органов не подлежит уплате в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2007г. по делу N А53-18444/2007-51/373-101АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Колесов |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18444/2007-51/373-101АЖ
Истец: Муниципальное предприятие Апшеронского района "Апшеронск"
Ответчик: Отделу недропользования Управления государственного Заказа и недропользования Департамента строительства Краснодарского края
Третье лицо: Департамент строительства, отдел недропользования
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-197/2008