Упрощенка для IT
Одна из важнейших задач экономического развития нашей страны - перейти к экономике высоких технологий. Чиновников, не согласных с этим курсом, нет ни на одном уровне власти. Государство понимает: для того чтобы отечественные IT-компании*(1) успешно конкурировали на мировом рынке, необходимо создать для них благоприятный налоговый режим внутри страны. Депутаты планируют достичь этой цели, приняв новый законопроект.
В последние несколько лет на мировой рынок IT активно выходили компании-разработчики из таких стран, как Индия, Китай и Ирландия. Они добились успеха благодаря тому, что в этих государствах созданы специальные налоговые режимы, которые стимулируют экспорт программных продуктов. В итоге годовой экспортный оборот только одной крупной индийской компании достигает одного миллиарда долларов. В таких фирмах может быть одновременно занято до 25 000 программистов, не считая остальных сотрудников.
Израиль и Тайвань также снизили налоговую нагрузку на компании, которые работают в сфере информационных технологий. Льготы для IT стимулировали экономический рост в этих странах. Более того, в результате экономика данных государств стала работать прежде всего на высокотехнологичные отрасли.
Необходимость реформы очевидна
Итак, российским депутатам предстоит внести в законодательство поправки, которые призваны снизить налоговое бремя для компаний сектора высоких технологий. Этот шаг, несомненно, необходим, т.к. в настоящее время, например, добывающая промышленность и IT-технологии находятся в абсолютно одинаковых налоговых условиях. Это по меньшей мере нелогично. Основная проблема состоит в том, как сформулировать нужные изменения. Ведь у нас пока нет внятного определения того, чем занимаются IT-фирмы. Традиционно к сфере информационных технологий относят компании, которые:
1. разрабатывают и продают лицензируемые программные продукты;
2. предоставляют услуги, которые связаны с проектированием, разработкой, внедрением, поддержкой и обслуживанием компьютерного оборудования и программного обеспечения.
При этом если первое направление деятельности в целом описано в законодательстве*(2), то разобраться со статусом второго весьма затруднительно.
В настоящее время российское налоговое законодательство наиболее благосклонно к отраслям с высокой долей материальных затрат. А вот для организаций, создающих интеллектуальный продукт, полезных норм не много. В отличие от материального производства, в расходах компаний отрасли информационных технологий наибольший удельный вес (от 50 до 80%) имеют расходы на оплату труда. Не менее значимая проблема - высокая совокупная налоговая нагрузка. Особенно это касается НДС и ЕСН.
Перед предприятиями отрасли IT стоят непростые экономические задачи. Прежде всего - увеличить экспорт прибыльных высоких технологий. По итогам 2004 года объем экспорта*(3) продукции и услуг сферы информационных технологий составил около 18,5 миллиарда рублей. В 2005 году, по предварительным подсчетам, этот показатель достиг 24 миллиардов рублей. Эксперты считают, что в перспективе он может составить свыше 57 миллиардов рублей. Однако при существующих налоговых ставках таких впечатляющих показателей достигнуть не получится. Именно высокая налоговая нагрузка - причина неконкурентоспособности отечественного IT на мировом рынке заказного программирования. Российские фирмы проигрывают борьбу за крупные заказы от иностранных заказчиков. При этом доля налоговых поступлений от экспорта подобных услуг в госбюджет сейчас мизерна.
Таким образом, IT-компании буквально задыхаются от непосильной налоговой нагрузки и не могут работать в полную силу. Одновременно страдает и бюджет страны - в него поступает намного меньше налогов, чем могло бы при развитом рынке IT.
Спасительный закон на подходе
Безусловно, государство обязано переломить описанную ситуацию. А значит, нужно изменить действующее законодательство - внести поправки в Налоговый кодекс. Необходимо предоставить IT-отрасли льготы, снизить налоговое бремя, вне зависимости от места регистрации фирмы. Реализовать это легче всего через разработку специального налогового режима для предприятий, которые работают в области информационных технологий. Следует отметить, что льготные спецрежимы стали неотъемлемой частью российского налогового законодательства. Решению этой проблемы посвящен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"*(4).
Авторы закона поставили перед собой задачу разработать новый спецрежим. Для этого в Налоговый кодекс будут внесены изменения - его дополнят новой главой. В ней будут учтены присущие IT-отрасли особенности, а также специфика отдельных видов деятельности компаний "информационного" сектора. Такой подход позволит справедливо решить вопрос налогообложения, урегулировать спорные моменты, возникающие из-за особенностей данного экономического сегмента. К области высоких технологий отнесут компании, которые разрабатывают и продают программы для ЭВМ и баз данных. Нововведения также коснутся фирм, которые оказывают услуги по адаптации и модификации программного обеспечения.
Пока закон находится на стадии разработки. Поэтому жестких ограничений по видам деятельности нет. Но они обязательно появятся. Иначе многочисленные организации, которые не работают непосредственно в области высоких технологий, также смогут использовать спецрежим. То есть они будут законно уклоняться от полноценного налогообложения, фактически не имея никаких прав на льготы.
IT-фирма
Современные методы статистического наблюдения не позволяют выделить финансово-экономические показатели, которые характеризуют специфическую сферу высоких технологий. Поэтому для разработки условий нового спецрежима законодатели пользовались не только официальной государственной статистикой, но и прибегали к помощи экспертов.
По совокупным данным всех источников, на территории Российской Федерации зарегистрировано около 60 000 предприятий, которые работают в сфере информационных технологий. Общие признаки у них такие:
большинство IT-компаний расположено в крупнейших городах - университетских центрах. То есть они тяготеют к рынкам труда с высокой конкуренцией среди соискателей;
как мы упоминали выше, себестоимость конечного IT-продукта на 50-80 процентов состоит из расходов на заработную плату;
совокупная налоговая нагрузка таких организаций достигает 50 процентов от выручки;
объем реализации товаров, работ или услуг в IT-компаниях стремительно увеличивается - в два и более раза в год;
подобные предприятия имеют небольшие обороты и маленький штат. Так, фирма с 50-100 работниками считается крупной.
На основе перечисленных признаков, а также дополнительных данных статистики и результатов анализа можно составить образ средней IT-компании:
1) численность - менее 50 человек;
2) доля выручки от продаж услуг иностранным компаниям - от 50 до 70 процентов;
3) доля фонда оплаты труда в выручке предприятия - не менее 50 процентов;
4) официальная средняя заработная плата сотрудника - около 7000 рублей в месяц;
5) центр формирования доходов выведен за пределы Российской Федерации;
6) сотрудники в основном работают через сеть Интернет, часто на серверах компании-заказчика;
7) программисты, как правило, получают авторское вознаграждение, с которого платят 13 процентов НДФЛ.
Данная модель абсолютно законна с точки зрения российского налогового законодательства. Увеличение административного давления на IT неизбежно приведет к оттоку как специалистов, так и доходов за рубеж.
Жесткие условия льгот
Споры по поводу того, каким именно должен быть новый спецрежим, еще кипят. Всему виной специфика информационных технологий. В первую очередь чиновникам не нравится то, что оценить объем услуг, которые оказывают IT-компании, физически невозможно. Ведь львиная доля выполненных заказов уходит клиенту через Интернет и проследить их количество нельзя. Второй угнетающий момент - это зарплата программистов-исполнителей. Нередки ситуации, когда российские специалисты получают гонорары от иностранных заказчиков электронным переводом. НДФЛ с этих доходов в бюджет, естественно, не поступает. Доказать факт совершения сделки и тем более ее оплату - технически невыполнимая задача. При этом официально программист может нигде не работать или маскировать основную, скрытую от государства деятельность за незначительной должностью в мелкой конторе.
Однако, несмотря на все сложности, Минфин выдал на проект условно-положительное заключение. Уже сейчас можно предположить, что мы получим в результате.
Главное условие льготного налогообложения - IT-компании придется пройти государственную аккредитацию. В настоящее время ее порядок не разработан. Депутатам только предстоит это сделать.
Традиционное для спецрежимов ограничение по численности сотрудников будет присутствовать и в этот раз. Скорее всего, для перехода на новую систему и для подтверждения права применять ее в дальнейшем фирмам придется ограничить свой штат 50 работниками.
Кроме того, чтобы работать на специальном режиме налогообложения, компании должны будут выполнить дополнительные жесткие условия:
по итогам налогового периода доходы от реализации произведенных самой организацией информационно-технологических продуктов должны составлять не менее 90 процентов от общего объема доходов. При этом не менее 70 процентов поступлений должны приходиться на экспорт;
расходы на оплату труда в общей сумме выручки должны составлять за налоговый период не менее 50 процентов;
расходы на оплату труда 10 процентов работников, которые получают наибольшую зарплату, не должны превышать расходы на оплату труда 10 процентов работников, имеющих наименьшие по размеру доходы, более чем в 10 раз;
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны составлять не менее 10 процентов в общей сумме расходов.
При нарушении в течение налогового или отчетного периода хотя бы одного из ограничений, фирма будет обязана вернуться к общему режиму налогообложения.
Перечень информационно-технологических продуктов и услуг, которые должна производить фирма, чтобы перейти на спецрежим, будет определен непосредственно в новой главе Налогового кодекса.
Предположительно объектом налогообложения единым налогом будут доходы, по аналогии с обычной УСН "доходы". Налоговая ставка, скорее всего, будет установлена в размере 6 процентов.
Законодатели даже хотели освободить IT-производителей от сборов за таможенное оформление программ для ЭВМ и баз данных на материальных носителях. Но от столь заманчивого для программистов решения пришлось отказаться. Ведь таможенные сборы компенсируют затраты федерального бюджета на расчеты с таможенными службами.
Законодатели считают, что принятие отдельной главы Налогового кодекса не повлечет бюджетных потерь. Наоборот, это приведет к увеличению налоговой базы и росту налоговых поступлений от НДФЛ, пенсионных взносов, так как фирмам станет выгодно показывать свой реальный доход. Одновременно с этим налоговое бремя для IT-компаний значительно снизится.
Законодатели продолжат работу над новым законом после того, как вернутся с парламентских каникул.
Д. Арзамасцев,
эксперт Комиссии при Президенте РФ
по вопросам совершенствования государственного управления
"Консультант", N 15, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) IT - Information Technology (англ.), информационные технологии.
*(2) Федеральные законы от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" и от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
*(3) В состав IT-экспорта входят услуги, связанные с установкой вычислительной техники, продажей программного обеспечения, разработкой и созданием баз данных, техническим обслуживанием вычислительной техники и др.
*(4) Законопроект разработан депутатами В.М. Резником, Ю.Н. Волковым, В.А. Пехтиным, В.В. Володиным, В.С. Катренко, Н.В. Бурыкиной, Е.В. Кондаковой, Г.Я. Хором, Ю.В. Васильевым, В.А. Язевым, В.Г. Драгановым и членом Совета Федерации С.Ю. Орловой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.