город Ростов-на-Дону |
дело N А53-22622/2007-С4-10 |
12 марта 2008 г. |
15АП-928/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.,
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" по доверенности от 12.12.2007 г. Гаврюшенко Олега Владимировича, паспорт 6004 N 928506, выдан ОВД Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону 06.02.2004 г.;
представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 16922);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" и Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2007 г. по делу N А53-22622/2007-С4-10 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 26.11.2007 г. N 05-07/195 о привлечении ООО "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое судьей Кондратенко Т.И.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 26.11.2007 г. N 05-07/195 о привлечении ООО "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований общество сослалось на то, что административным органом нарушен порядок проведения проверки, а именно: требование о предоставлении документов было направлено ненадлежащим образом, не предъявлено для ознакомления распоряжение на проверку. Доводы налогового органа о том, что общество не осуществляет мероприятия по идентификации клиентов, а также о ненаправлении обществом в Росфинмониторинг сведений о заключенных сделках, стоимость которых превышает 3000000 рублей, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Административным органом не были выяснены все предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства дела.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2007 г. постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 26.11.2007 г. N 05-07/195 о привлечении ООО "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного штрафа в размере 250000 рублей отменено. Обществу назначен административный штраф в размере 50000 рублей. В части требований общества о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 26.11.2007 г. N 05-07/195 отказано.
Мотивируя решение суд первой инстанции указал, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в непредставлении информации о подлежащей контролю операции с денежными средствами и имуществом по сделке на сумму более 3 миллионов рублей подтверждается материалами дела.
В части нарушения заявителем сроков постановки на учет в Росфинмониторинг и утверждения правил внутреннего контроля административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлечение общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к административной ответственности за указанные нарушения является незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу и общество с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" обратились Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2007 г.
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2007 г. отменить, принять новый судебный акт и признать законным постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 26.11.07 N 05-07/198 в части размера административного штрафа. В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, административный орган ссылается на то, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что ООО "КУН "Титул" направило сообщение об операции, подлежащей обязательному контролю, практически через год после ее совершения, а не на следующий день, как предусмотрено действующим законодательством, что является грубым нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" в своей апелляционной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2007 г., признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 26.11.2007 г. N 05-07/195 о привлечении ООО "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обосновывая заявленные требования, общество сослалось на то, что суд первой инстанции неправомерно признал длящийся характер правонарушения и необоснованно пришел к выводу об отсутствии факта пропуска административным органом сроков давности привлечения к административной ответственности, так как для представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом установлен конкретный срок - не позднее рабочего дня следующего за днем совершения операции. В связи с этим, как полагает общество, правонарушение не может быть отнесено к категории длящегося и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляется с момента совершения административного нарушения, то есть со дня, следующего за днем совершения сделки, информация о которой не была представлена в административный орган.
Кроме того, общество сослалось на то, что обязанность идентифицировать лицо у организации возникает в отношении лиц, находящихся на обслуживании в такой организации. По мнению компании, лица не могут быть идентифицированы до момента реального совершения указанными лицами действий, направленных на совершение сделки с недвижимостью. Обращение лиц в компанию по телефону не означает их нахождение на обслуживании в организации, так как данные лица не совершили никаких действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, как для них, так и для компании.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснив, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о длящемся характере правонарушении, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом на сумму более 3000000 рублей истек, так как исчисляется с момента наступления обязанности по закону. Факт правонарушения представитель общества признал, но указал, что привлечение к административной ответственности является незаконным, так как истекли сроки давности привлечения к административной ответственности. Информация, полученная по телефону, электронной почте и иным способам связи, не позволяющим непосредственно контактировать с клиентом, проверить его личность и иные данные, не является точной, не может быть признана офертой, а служит лишь способом привлечения потенциальных клиентов, преследует рекламные цели, поэтому общество не обязано идентифицировать данных лиц.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен, о времени и месте рассмотрения дела управление извещено надлежащим образом.
Суд, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу от 20.08.2007 г. N 05-07/115 (том 1, л.д.70) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.01.2006 года по 20.08.2007 г.
В ходе проверки установлено, что обществом нарушены требования Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Постановления Правительства РФ от 18.01.2003 г. N 28 о сроках постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, о сроках разработки правил внутреннего контроля и программы его осуществления. Кроме того, проверкой установлены факты нарушения обществом сроков направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также обязанности по идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Данные факты зафиксированы актом камеральной проверки от 22.11.2007 г. N 05-07/115 (том 1, л.д.16).
На основании материалов, полученных в результате данной проверки определением от 01.10.2007 г. N 05-07/198 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному делу 22.11.2007 г. составлен протокол об административном правонарушении N 05-07/198 (том 1, л.д.128). Протокол был составлен в присутствии генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ", которому были разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что следует из текста протокола, под которым руководителем юридического лица поставлена подпись с отметкой о том, что права разъяснены не были. Однако суд апелляционной инстанции не принимает во внимание данный факт, так как из текста протокола явно следует перечень процессуальных прав, которые разъяснены генеральному директору общества.
Постановлением от 26.11.2007 г. N 05-07/198 (том 1, л.д.149) общество с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250000 рублей. Судом первой инстанции размер штрафа изменен до 50000 рублей.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ", оценив доводы апелляционных жалоб Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу и общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Федеральный закон от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в соответствии со статьей 2 регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 5 указанного закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела предметом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" является риэлтерская деятельность, что подтверждается пунктом 2.1 Устава общества (том 1, л.д.33). Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 29.10.2007 г. основным видом деятельности юридического лица является деятельность по операциям с недвижимым имуществом (том 1, л.д.60). Таким образом, на общество с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" распространяются положения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. N 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Данное Положение определяет порядок постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. Согласно подпункту "д" пункта 2 Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества подлежат постановке на учет. В соответствии с пунктами 4, 5 Положения для постановки на учет организация представляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Документы, указанные в пункте 4 настоящего Положения, могут быть представлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу представителем организации или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По просьбе представителя организации на копии заявления ставится отметка о принятии документов и дата их представления.
Пунктом 3 указанного Положения предусмотрено, что постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
Из материалов дела об административном правонарушении (акт проверки, протокол об административном правонарушении, постановление) следует, что указанную обязанность общество выполнило 05.09.2005 года (учетный номер - 514004773), таким образом, нарушив срок, установленный для постановки на учет вышеуказанными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 года N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:
- для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;
- для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Однако как следует из акта проверки (том 1, л.д.16), протокола об административном правонарушении (том 1, л.д.126), постановления (том 1, л.д.149) правила внутреннего контроля были согласованы обществом только 30.08.2005 года, что свидетельствует о нарушении юридическим лицом указанных требований закона.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 указанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
Материалами административного производства, а также договором от 21.10.2006 г. (том 1, л.д.141) факт осуществления обществом операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю подтверждается и не оспаривается заявителем. Согласно сопроводительному письму (том 1, л.д.135) сведения были направлены в контролирующий орган 26.11.2007 г., то есть по истечении установленного законом срока.
Таким образом, из материалов дела следует, что в действиях (бездействии) общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года N 5 невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела следует, что обязанность о постановке на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, у общества возникла в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.01.03 N 28 по истечении 30 дней с момента опубликования данного подзаконного акта. Указанное Постановление Правительства РФ было опубликовано 22.01.2003 г. в Российской газете N 11. Постановление о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ" к административной ответственности было вынесено 26.11.2007 г., что свидетельствует о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
Обязанность по утверждению правил внутреннего контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 г. N 6 возникла по истечении месяца со дня вступления в силу данного нормативного акта - 23.01.2003 г. Данные обстоятельства также подтверждают факт пропуска органом срока давности привлечения к административной ответственности.
Обязанность общества, установленная подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по направлению сведений об операциях с денежными средствами и иным имуществом наступила на следующий день после совершения соответствующей операции, то есть 22.10.2006 г. Таким образом, в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение истек 22.10.2007 г. Принимая во внимание тот факт, что общество было привлечено к административной ответственности постановлением от 26.11.2007 г., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении административным органом срока давности привлечения к административной ответственности и за данное нарушение.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о длящемся характере правонарушения, заключающегося в несвоевременном направлении в административный орган сведений об операциях с денежными средствами и иным имуществом, а также о соблюдении контролирующим органом сроков давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение не соответствует действующему законодательству, так как невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением, а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление указанных сведений начинает течь с момента наступления указанного срока (на следующий день после совершения операции с денежными средствами и иным имуществом), а не с момента обнаружения правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод административного органа о необходимости идентификации лиц, обращающихся в компанию по телефону с устными заявками на включение объектов в продажу по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента).
Из смысла данной нормы следует, что организация обязана идентифицировать лиц, находящихся у нее на обслуживании.
Следовательно, обязанность по идентификации клиентов для общества возникает в отношении лиц, находящихся у нее на обслуживании при совершении операций с недвижимостью, в том числе при заключении договоров задатка, договоров по отчуждению недвижимости и иных сделок.
Лица, обращающиеся в компанию по телефону с целью разместить рекламу по продаже, аренде и иных сделках со своей недвижимостью, не подлежат идентификации до момента совершения юридически значимых действий, направленных на совершение сделки. Лица, не совершившие юридически значимых действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, не являются лицами, находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а значит, у общества не возникает обязанность по идентификации данных лиц.
В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение норм материального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2007 г. изменить, изложить в следующей редакции: Признать незаконным и отменить постановление МРУ Росфинмониторинга по ЮФО от 26.11.2007 г. N 05-07/195.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22622/2007-С4-10
Истец: общество с ограниченной ответственностью " Компания по управлению недвижимостью "ТИТУЛ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу