Подлежит ли деятельность организации по распространению рекламы, изготовленной при помощи ручного труда художников, обложению единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) или указанная деятельность подпадает под общий режим налогообложения?
Со вступлением в силу с 1 января 2005 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ в главу 26.3 НК РФ, под обложение ЕНВД подпадает деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы (подп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В соответствии со ст. 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Однако в новом варианте главы 26.3 НК РФ физический показатель и базовая доходность определены только для:
распространения и (или) размещения печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах); доходность - 3000 руб.);
распространения и (или) размещения посредством световых и электронных табло наружной рекламы (площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах); доходность - 4000 руб.).
Таким образом, законодатель определил конкретные способы распространения рекламы, которые подпадают под обложение ЕНВД.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, полиграфическая деятельность включает: "печатание журналов и других периодических изданий, книг и брошюр, нот, карт, атласов, плакатов, рекламных каталогов, проспектов и других рекламных изданий, почтовых, гербовых и акцизных марок, документов на право собственности, чеков и других ценных бумаг, журналов учета, альбомов, записных книжек, блокнотов, ежедневников, еженедельников, бланков и другой коммерческой печатной продукции, личных бланков и других печатных материалов, изготовленных высокой печатью, офсетной печатью, глубокой печатью, флексографской печатью, трафаретной печатью, а также с применением других печатных машин, множительных машин, печатающих устройств компьютеров (ЭВМ), машин для тиснения, фото- и термокопировальных аппаратов".
Деятельность по распространению печатной и (или) полиграфической рекламы основывается на изготовлении рекламных элементов при помощи специальной (печатной и полиграфической) техники. Одновременно распространение рекламы, изготовленной с использованием труда художников, очевидно, не относится к распространению рекламы посредством световых табло.
Установленный НК РФ перечень является исчерпывающим и не позволяет отнести к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД, распространение рекламы иным способом.
Между тем организация может размещать наружную рекламу на основании технического проекта, в соответствии с которым допускается размещение рекламных элементов, выполненных на тканевой основе. Изготовление рекламных элементов на тканевой основе осуществляется ручным способом с использованием труда художников.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база.
Аналогия закона в налоговом праве недопустима, следовательно, для деятельности по распространению рекламы, изготовленной при помощи ручного труда художников, единый налог на вмененный доход не установлен, поскольку налоговая база для этого вида деятельности законом не определена.
По нашему мнению, деятельность организации по распространению рекламы, изготовленной при помощи ручного труда художников, не подлежит обложению ЕНВД и подпадает под общий режим налогообложения.
П.В. Кочергин,
адвокат, г. Ростов-на-Дону
1 декабря 2004 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru