Перспективы
Не каждая бумажка лежит на своем месте
В скором времени бухгалтерам не придется по несколько раз сдавать в налоговую инспекцию одни и те же документы. Это станет возможным благодаря тому, что все бумаги, отправляемые в архив, Федеральная налоговая служба планирует перевести в электронный формат. Все налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и другие важные документы, которые фирма уже однажды предоставила в инспекцию, раз и навсегда введут в компьютерную базу данных. Это значит, что при утере бумажного бланка информацию о нем можно будет посмотреть в электронном виде.
О том, как часто в московских инспекциях теряют нужные бумаги, не понаслышке знает каждый бухгалтер. Сегодня все декларации, учетные и регистрационные дела, бухгалтерская отчетность и решения по результатам проверок хранятся прямо в коридорах инспекций. Найти что-то в толстых стопках бумаг довольно трудно. Лишнего персонала, который разобрал бы такой беспорядок, в налоговых нет, не хватает там и свободного места.
Поэтому случаи, когда фирме незаслуженно начислили недоимку, уже для всех стали привычными. Доказать, что налоги когда-то все-таки были уплачены, порой крайне трудно. Особенно, если с тех пор прошли годы.
Бухгалтеру из Аудиторской службы "Стек" Ларисе Голисовой сдавать одну и ту же отчетность из-за утери документов приходилось уже неоднократно:
- Ошибки при уплате налога в инспекции допускают очень часто. Бывало, что суммы записывали на чужой счет или теряли платежки, а потом начисляли дважды. Иногда вообще сдаешь уточненную декларацию, а вместо корректировки два раза проводят начисление. Сегодня мне помогает перестраховаться лишь ежегодная сверка данных со сведениями налоговой.
Бухгалтер согласна, что инспекторам, действительно, очень трудно уследить за всем оборотом поступающих документов:
- Сотрудники ИФНС - тоже люди и вполне могут что-то напутать - не туда положить бумагу или случайно потерять. Печально, что, если организации начислили недоимку несправедливо, фирмы обычно поступают по принципу - "лучше заплатить лишнее". Причины банальны - нежелание портить отношения с инспектором, тратить нервы и время. Но если бухгалтер уверен в своей правоте, лучше идти отстаивать свои права. Даже когда проблему не удалось уладить с инспектором, не стоит отчаиваться - смело стучите в кабинет к руководителю инспекции или его заместителю.
Навести порядок поможет "виртуальный" архив
В недалеком будущем проблемы, связанные с хранением бумаг, будут решены. В планах Федеральной налоговой службы - создать единый электронный архив документов. Об этом "Московскому бухгалтеру" сообщил начальник Управления делами ФНС Виктор Грачев:
- В настоящее время из-за нехватки площадей и отсутствия дополнительного персонала в инспекциях остро стоит вопрос хранения документов.
Новая система позволит "убить сразу двух зайцев". Все бумаги, поступающие на хранение, будут отсканированы и переведены в электронный формат. Поэтому получить необходимые данные можно будет оперативно - сотрудники инспекции тут же извлекут их из единой базы. К тому же вся информация будет надежно защищена. Вопрос о сохранности сведений в инспекции давно поставлен ребром. Еще в апреле с территории ИФНС N 8 украли регистрационные дела налогоплательщиков (см. "Московский бухгалтер" N 9 за май 2006 г. - Прим. ред.). Виктор Грачев отмечает:
- Бумаги можно хранить как непосредственно в инспекциях, так и в объединенных архивохранилищах - едином месте, в котором хранятся документы из нескольких налоговых.
Правда, в московских инспекциях об электронном архиве документов пока мало что известно. Например, в ИФНС N 16 "Московскому бухгалтеру" сообщили, что про "виртуальный" архив еще ничего не слышали. Уже давно сотрудники налоговой пытаются разобраться с беспорядком самостоятельно. Инспекторы неспроста просят бухгалтеров прилагать к сдаваемой отчетности дискету. Благодаря этому поступившую информацию вводят в компьютер. В инспекции N 29 считают, что новую систему наладят не скоро. Трудности связаны с тем, что электронную информацию нужно будет тщательно обезопасить от хакеров и вирусов. Потом новый архив должны протестировать и исправить все обнаруженные ошибки.
В свою очередь, ФНС сообщает, что подготовка к созданию "виртуального" архива уже идет полным ходом. Организовать архивные хранилища столичному УФНС поручено в связи с принятием закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Он внес изменения в части 1 и 2 Налогового кодекса. Согласно поправкам, с 2010 года налоговики не смогут повторно требовать у бухгалтера предоставить ранее сданные документы (п. 5 ст. 93 закона N 137-ФЗ). Поэтому уже сейчас в ФНС готовят основу для проведения конкурса на создание системы.
Закон на стороне фирмы
Оригиналы принятых налоговыми органами решений о зачетах и возвратах излишне уплаченных налоговых платежей должны храниться в архиве инспекции в течение 5 лет (подп. 1.3 приложения 2 к приказу ФНС N САЭ-3-19/446@). Учитывая, что срок достаточно длинный, утрата документов вполне возможна. Тем не менее, правила, по которым компания возвращает переплаты из бюджета, остаются неизменны.
В пункте 1 статьи 78 Налогового кодекса указано, что при излишне уплаченных суммах налога эти переплаты должны быть либо зачтены в счет предстоящих платежей, либо перечислены фирме. При этом, если о переплате первыми узнали инспекторы, они обязаны известить организацию. Сделать это контролеры должны не позднее чем через месяц после установления данного факта (п. 3 ст. 79 НК).
Для возврата бухгалтер должен подать заявление в ИФНС в течение месяца с того момента, как стало известно о "лишних" деньгах. Приняв заявку, инспекторы обязаны вынести решение о возврате денег в течение двух недель (п. 2 ст. 79 НК). Если фирма в суде докажет, что инспекция неправомерно отказывается вернуть переплаченный налог, то налоговики обязаны перечислить деньги с процентами за каждый день просрочки.
Нет столичным бухгалтерам доверия в УФНС
Управление ФНС по Московской области решило бороться с произволом в налоговых инспекциях радикальными методами. Бухгалтеры теперь могут сообщить о противоправных действиях сотрудников по "Телефону доверия".
Впрочем, это не "ноу-хау" подмосковных налоговиков. Подобная "жалобная линия" в столице работает уже более двух лет. Телефон "горячей линии" УФНС по г. Москве: 957-62-07 и 957-64-10. Звонки принимают с понедельника по четверг с 9.30 до 16.30, а по пятницам до 16.00.
Как только бухгалтер позвонит и расскажет о наболевшем, оператор заполнит заявление. Потом в налоговую наведаются из московского управления ФНС и посмотрят, так ли плохи дела на самом деле. Если все именно так, как рассказал бухгалтер, то сотрудники Управления вынесут постановление о проверке работы конкретного инспектора, отдела или ИФНС в целом.
Названивают бухгалтеры на "горячую линию" постоянно, правда, результатов пока маловато. Может быть, проблема в том, что дозвониться подчас бывает просто невозможно. Но у инспекторов свое объяснение. Бухгалтеры часто жалуются, но координаты свои и фирмы не оставляют. В УФНС должны убедиться, что жалобы обоснованы, а организация, в которой работает бухгалтер, стоит на налоговом учете в Москве.
Кстати, есть "Телефоны доверия" и в районных налоговых инспекциях. Например, в ИФНС N 45. Набрав номер 456-63-85, бухгалтер может задать любой вопрос или попросить совета.
Если дозвониться так и не удалось, пишите письма. По почте можно не только пожаловаться на работу своей инспекции, но и попросить разъяснить вопросы налогового законодательства. Официальные запросы направлять надо на имя руководителя УФНС по г. Москве Надежды Синиковой. На письме должна стоять печать и подпись главного бухгалтера или директора организации. В документе необходимо указать обратный адрес и другую контактную информацию. К запросу также стоит приложить копии документов, которые требуются для рассмотрения запроса.
Письмо бухгалтеру нужно привезти лично в экспедицию УФНС по г. Москве либо отправить по почте. Адрес: 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15. Ответить дотошному главбуху налоговики должны по почте в течение месяца.
Подмосковные инспекторы подставили жилетку
Бухгалтерские будни и так тяжелы, а уж походы в инспекции и вовсе связаны с постоянными нервотрепками. Вслед за столицей и подмосковное УФНС решило дать бухгалтерам возможность высказать наболевшее. В соответствии с приказом руководителя УФНС по Московской области от 20 июля 2006 г. N 130, в отделе собственной безопасности Управления установлен "Телефон доверия". На конце провода принимают сообщения о противоправных действиях сотрудников подмосковных налоговых органов. Инспектор ведет учет поступивших звонков и следит за тем, чтобы меры по устранению правонарушений принимались своевременно.
О первых результатах "Московскому бухгалтеру" рассказали в пресс-службе УФНС:
- "Телефон доверия" введен в эксплуатацию с 1 августа 2006 года. В настоящее время акция находится в стадии приработки, поэтому возможны отдельные технические сбои. Режим работы круглосуточный. В рабочее время по "Телефону доверия" отвечает сотрудник, в иное время можно представить информацию на автоответчик или передать факсимильное сообщение.
В отделе собственной безопасности УФНС сообщают, что в день поступает от 20 до 60 звонков:
- В основном налогоплательщики звонят для того, чтобы получить справки о местонахождении и телефонах инспекций, предоставлении налоговых вычетов, порядке начисления транспортного, земельного налогов, налога на имущество. То есть по вопросам, которые не входят в компетенцию "Телефона доверия". Часть звонков касается московских налоговых органов и других регионов. Пока поступило только несколько сигналов с информацией, для которой создан "Телефон доверия". Сейчас проверяют сведения, полученные по двум сообщениям.
Действительно, справки и консультации по вопросам налогового законодательства в отделе не предоставляют. Это можно уточнить и у своего инспектора, а вот если с ним не заладились отношения - звоните. Номер телефона: (495) 119-11-70. Чтобы жалобу приняли, о ситуации нужно подробно рассказать. Можно даже наговорить на автоответчик. Обязательно сообщите свою фамилию, имя и название фирмы, в которой работаете, и оставьте контакты (например, номер телефона организации). Также есть возможность послать жалобу факсом. Третий вариант связи - отправьте письмо с жалобой на электронную почту: dov@r50.nalog.ru. В дальнейшем с бухгалтером свяжутся инспекторы.
Вымогают взятку? Звоните, разберемся
В начале года в Москве был создан Комитет по борьбе с коррупцией, а в конце февраля при нем уже начала работать "горячая линия". Каждый звонок или заявление сотрудники заносят в базу данных, а затем начинают работать с полученной информацией. Кроме того, позвонив по телефону, можно получить бесплатную правовую поддержку. Заместитель руководителя правления организации "Комитет по борьбе с коррупцией" Анатолий Голубев рассказал "Московскому бухгалтеру", как работают с поступившими звонками:
- Ежедневно к нам обращаются около 400 человек. Оперативные сотрудники рассматривают поступившую информацию. Если она носит криминальный характер, мы доводим это до сведения правоохранительных органов. Если просто халатность чиновников, то мы связываемся с их руководством или вышестоящей инстанцией. Наша главная цель - не наказать, а устранить нарушения. Чиновники должны работать за те деньги, которые они получают.
Основная задача комитета - помочь москвичам противостоять той коррупции, с которой они сталкиваются ежедневно. Телефон "горячей линии" (495) 941-34-04.
"Московский бухгалтер", N 16, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007