Комментарий к письму Минфина РФ от 18 июля 2006 г. N 03-05-01-04/215
Фирма проводит стимулирующую лотерею. В выигрыше все: участники получают призы, организация рекламирует свои товары. Однако не все так просто. Подарок физлицо должно получить за минусом НДФЛ. А по какой ставке нужно удерживать этот налог? Кто отвечает за перечисление НДФЛ? Ответы на эти вопросы дает Минфин в опубликованном письме. В комментарии к документу мы расскажем, что делать, если для участников предусмотрены неденежные призы. А также рассмотрим порядок учета расходов на проведение акции.
Лотерея как рекламная акция
Стимулирующей считают лотерею, право на участие в которой не нужно "покупать". Здесь призовой фонд формирует устроитель за счет собственных средств (подп. 2 п. 3 ст. 3 Закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"). Такая лотерея - конкурс для потребителей. И зачастую, чтобы принять в ней участие, покупатель должен приобрести какое-то количество товаров и прислать, например, этикетки.
Минфин в своем письме относит стимулирующие лотереи к рекламным акциям. При этом он руководствуется определением рекламы из старого закона. Однако выводы финансистов не противоречат и Закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", который действует с 1 июля этого года. Ведь стимулирующие лотереи:
- нацелены на доведение до потребителей информации об организации и ее продукции;
- предназначены для неопределенного круга лиц;
- привлекают внимание к фирме и ее продукции и способствуют реализации товаров.
Отнесение стимулирующих лотерей к рекламе - важный момент при налогообложении. Во-первых, именно поэтому НДФЛ с подарков нужно удерживать по ставке 35 процентов, а не 13 процентов, как с призов по "нерекламным" лотереям (ст. 224 НК РФ). Причем ответственна за его перечисление именно фирма - устроитель лотереи. При этом не имеет значения, сама ли она проводила конкурс или подключила к его организации стороннюю компанию. Такое разъяснение дают финансисты в опубликованном письме. Дело в том, что источником дохода в любом случае является фирма-устроитель. А значит, именно ей необходимо выполнять функции налогового агента. Отметим, что исключение, предусмотренное подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, на стимулирующие лотереи не распространяется. Ведь самостоятельно платить НДФЛ граждане должны лишь по призам, полученным в ходе лотерей, основанных на риске.
Во-вторых, расходы на проведение таких конкурсов включают в состав рекламных. При расчете налога на прибыль затраты на проведение стимулирующей лотереи нужно относить к рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ). Отметим, что затраты на покупку подарков уменьшают прибыль лишь в пределах нормативов, то есть в размере не более 1 процента выручки от реализации. Кроме того, передача права собственности на товары на безвозмездной основе - это их реализация. Значит, начислять НДС, раздавая призы, нужно (естественно, это касается только презентов в натуральной форме). Налоговую базу в такой ситуации определяют как рыночную цену передаваемого подарка (п. 2 ст. 154 НК РФ). Не облагают НДС только дешевые сувениры стоимостью не более 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Приз или деньги?
Выиграть в лотерею можно подарок как в денежной, так и натуральной форме. В первом случае налог на доходы физлиц фирме удержать несложно. Денежный приз выплачивают участнику сразу за минусом налога. А что делать, если подарок "натуральный"? В таком случае организатор лотереи должен в течение месяца письменно сообщить в свою инспекцию о невозможности удержать налог и о сумме задолженности получателя приза перед бюджетом. НДФЛ должен будет заплатить человек, получивший приз.
Рассчитывать и уплачивать налог нужно только с подарков стоимостью выше 4 000 рублей. Призы на меньшую сумму освобождены от обложения НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ). "Льгота" на подарки стоимостью до 4 000 рублей установлена для всего налогового периода. А значит, если в течение календарного года физлицо получает несколько презентов, такие доходы суммируют.
Е.Н. Тарасова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 16, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.