город Ростов-на-Дону |
дело N А53-1675/2007-15 |
26 марта 2008 г. |
15АП-242/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.
судей Авдониной О.Г., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Галовым В.В.,
при участии:
от истца: ООО "Сулинавтотранс" - директор Горячкин С.А.,
от ответчика: Администрации Красносулинского городского поселения - представитель Климова Н.В. (ордер адвоката N 2/7 от 14 февраля 2008 года, доверенность от 11 сентября 2007 года), представитель Чекрыжов В.И. (доверенность от 11 сентября 2007 года, ордер адвоката N 1/2 от 14 февраля 2008 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14 декабря 2007 г. по делу N А53-1675/2007-15,
принятое в составе судьи Лусегеновой З.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс"
к ответчикам: Администрации Красносулинского городского поселения, Администрация Красносулинского района
при участии третьих лиц: Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, УМП ПТ "Лайнер", ЧП "Водолей"
о признании права собственности на объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации Красносулинского городского поседения, Администрации Красносулинского района Ростовской области о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования г. Красный Сулин и Красносулинский район на автостанцию с пристройкой, расположенную по адресу: г.Красный Сулин Ростовской области, ул.Придорожная, б/н, записи о регистрации N 61-01/53-21/2004-430 от 20 сентября 2004 года, о признании права собственности общества с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" на автостанцию с пристройкой, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, г. Кранный Сулин, ул. Придорожная, б/н, площадью 228,9 кв.м. (по внутреннему обмеру0, литер А (с учетом уточненных требований).
Администрацией Красносулинского городского поселения предъявлен встречный иск к обществу с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" о признании недействительными сделок по договорам купли-продажи автостанции и пристройки к ней, совершенные между государственным унитарным предприятием федеральной собственности "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие" и обществом с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" от 31 января 2005 года N 14 и 01 ноября 2006 года (без номера).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, УМП ПТ "Лайнер", ЧП "Водолей", территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14 декабря 2007 года обществу с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" в удовлетворении иска отказано, встречный иск Администрации Красносулинского городского поселения удовлетворен. Решение суда мотивировано тем, что договоры купли-продажи были заключены с нарушением норм Федерального закона "О банкротстве (несостоятельности)".
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" обжаловало решение суда в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе приведены следующие доводы:
- Администрация Красносулинского городского поселения и Красносулинского района не доказали основания возникновения у них права муниципальной собственности на здание автостанции с пристройкой,
- ошибочно отказано в признании права собственности на здание автостанции с пристройкой за истцом, поскольку установлено, что имущество государственного унитарного предприятия "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие" относилось к федеральной форме собственности, и было приобретено по договорам купли-продажи у конкурсного управляющего,
- ошибочны выводы суда о допущенных нарушениях при отчуждении имущества конкурсным управляющим и о недоказанности продажи имущества с торгов, торги в установленном порядке не были признаны недействительными,
- при признании недействительными договоров купли-продажи невозможно проведение реституции, поскольку в отношении ГУП "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие" завершено конкурсное производство, и оно исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
На апелляционную жалобу поступил отзыв Администрации Красносулинского городского поселения, в котором содержится просьба оставить решение суда без изменения. В обоснование доводов приведено следующие обстоятельства. Здание автостанции было реконструировано в 1992 году по заказу Администрации Красносулинского района, а затем до 1999 года находилось во владении акционерного общества "Пищевик". О включении здания автостанции в состав федерального имущества в качестве части имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие" Администрация Красносулинского района не знала. Пристройка к автостанции никогда не входила в перечень федерального имущества. Администрация Красносулинского района заинтересована в признании сделок недействительными, поскольку областным законом Ростовской области здание автостанции с пристройкой передано в муниципальную собственность Красносулинского городского поселения. Здание автостанции используется для перевозок в муниципальном образовании.
В суде апелляционной инстанции директор ООО "Сулинавтотранс" Горячкин С.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Администрации Красносулинского городского поселения Климова Н.В. (доверенность от 11 сентября 2007 года) и Чекрыжов В.И. (доверенность от 11 сентября 2007 года) поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчик - Администрация Красносулинского района, и третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, УМП ПТ "Лайнер", ЧП "Водолей", в заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства извещены. В отношении участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, и не явившихся в суд, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" и конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие" заключили договор от 31 января 2005 года N 14 в отношении здания автостанции, расположенной по улице Придорожной (без номера) в городе Красный Сулин (т.1 л.д.20-21), а по договору от 7 ноября 2006 года - здание пристройки к автостанции (т.1 л.д.24).
Данное имущество было продано в рамках конкурсного производства, введенного решением Арбитражного суда Ростовской области от 3 марта 2004 года по делу А53-13713/03-С2-24 в отношении государственного унитарного предприятия федеральной собственности "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие". Здание автостанции было включено в конкурсную массу. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 2 ноября 2006 года разрешено реализовать автобусы по цене металлолома, здания и сооружения - по цене стройматериалов.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" приобрело указанное имущество по договору купли-продажи, что дает ему основание для возникновения титула собственности в силу пункта 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента государственной регистрации (пункт 2 ст.8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы встречного искового заявления Администрации Красносулинского района о ничтожности сделок купли-продажи по мотиву противоречия нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" признаются судом апелляционной инстанции неубедительными.
Порядок реализации имущества с публичных торгов установлен Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве" в целях защиты прав и законных интересов участников конкурсного производства. Поэтому, независимо от того: имелись ли нарушения в процедуре продажи имущества государственного унитарного предприятия "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие", поскольку Администрация Красносулинского городского поселения не относилась к участникам конкурсного производства, она не вправе требовать признании недействительными сделок по продаже имущества. Лицо, обращающееся в суд, вправе ссылаться в обоснование своих требований только на нарушение собственных прав и законных интересов. Нарушение прав и интересов других лиц, а, следовательно, нарушение норм права, устанавливающих эти права и интересы, не могут служить основанием для удовлетворения иска о признании сделки недействительной (соответствующая правовая позиция высказана в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2005 года N Ф08-345/2005). Ссылаясь на нарушение порядка продажи имущества, Администрация Красносулинского городского поселения пытается защищать чужие права и интересы - конкурсных кредиторов, на что законом не уполномочена. Конкурсное производство завершено определением Арбитражного суда Ростовской области от 20 декабря 2006 года (т. 3 л.д. 108-110), организация исключена из государственного реестра юридических лиц.
Не может быть признано наличие интереса в оспаривании сделки муниципальным образования по мотиву наличия у него права собственности на здание автостанции и пристройки к ней. Администрация Красносулинского городского поселения не доказала наличия у нее права собственности на спорные здания.
Не может принято в обоснование возникновения права собственности у городского поселения участие Администрации Красносулинского района в 1992 году в реконструкции здания автостанции. Как установлено материалами дела, Администрация Красносулинского района знала, что здание автостанции находится в собственности акционерного общества "Пищевик", а затем - в федеральной собственности. Спорное имущество было включено в реестр федеральной собственности на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Ростовской области (в то время выполнявшем и функцию соответствующего территориального подразделения Министерства имущественных отношений Российской Федерации - письмо Мингосимущества РФ от 7 мая 1998 года N ЮМ-3/5016 от 5 марта 2002 года N 9/145). Данное решение подписано Председателем комитета - Заместителем губернатора Ростовской области.
Право федеральной собственности на указанное имущество подтверждается письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области от 25 июля 2007 года (т. 2 л.д. 104-105).
Право федеральной собственности на имущество государственного унитарного предприятия "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие" никогда в установленном порядке не было оспорено ни Ростовской областью как субъектом Российской Федерации, ни Администрацией Красносулинского района как муниципальным образованием. Более того, в отзыве Администрации Красносулинского района, адресованному Арбитражному суду Ростовской области, прямо признаны исковые требования истца и отмечено, что Администрация Красносулинского района не обращалась в суд с требованием о признании муниципальной собственности на здание автостанции (т. 1 л.д. 139-140).
Кроме того, Глава Администрации Красносулинского района письмом от 17 августа 2007 года N 396 обращался в Законодательное Собрание Ростовской области с просьбой внести изменение в областной закон, которым здание автостанции было передано в собственность Красносулинского городского поселения, поскольку здание было федеральной собственностью. Собрание депутатов Красносулинского района Ростовской области от 29 августа 2007 года как представительный орган местного самоуправления также пришло к выводу, что здание автостанции принадлежало Российской Федерации и включение его в областной закон произведено без основания.
Согласно письму Территориального управления Росимущества по Ростовской области от 29 февраля 2008 года N 05-1676/01 распоряжения по передаче имущества, входящего в имущественный комплекс ГУП "Красносулинское ПАТП" в областную (муниципальную) собственность территориальным управлением не издавалось.
Письмом от 4 марта 2008 года N 19/1862 Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области сообщило суду, что не располагает информацией о передаче в государственную собственность Ростовской области здания автостанции с пристройкой в г. Красный Сулин.
Единственное основание возникновения прав на спорное имущество у Администрации Красносулинского городского поселения, на которое она ссылается, является областной закон Ростовской области от 30 марта 2007 года N 683-ЗС, которым здание автостанции передавалось из муниципальной собственности Красносулинского района в муниципальную собственность Красносулинского городского поселения.
Однако, поскольку апелляционный суд установил отсутствие надлежащего титула собственника у муниципального образования Красносулинский район и у субъекта Российской Федерации - Ростовской области, областным законом не могло быть передано право на здание автостанции с пристройкой Красносулинскому городскому поселению.
При таких обстоятельствах, когда у муниципального образования "Красносулинское городское поселение" отсутствуют имущественные права и законные интересы в отношении здания автостанции, оно не вправе оспаривать совершенные сделки.
Поскольку запись о праве муниципальной собственности в отношении спорного здания автостанции с пристройкой совершена на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 г. Красный Сулин от 6 сентября 2004 года, отмененного как незаконного постановлением президиума Ростовского областного суда от 20 октября 2005 года, а поворот исполнения решения произведен не был, требования истца о погашении регистрационной записи подлежат удовлетворению.
Поскольку общество с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" приобрело здание автостанции и пристройку к ней на основании договоров купли-продажи, заключенных уполномоченных лицом - конкурсным управляющим государственным унитарным предприятием "Красносулинское пассажирское автотранспортное предприятие", и апелляционный суд не установил оснований для признания указанных договоров ничтожными, для защиты своих прав, возникших из договора, общество вправе требовать погашения ранее произведенной в Едином государственном реестра записи о праве собственности.
Заявленные истцом требование о признании недействительным права муниципальной собственности апелляционный суд рассматривает как доказывание оснований отсутствия надлежащего правового титула у муниципального образования на здание автостанции с пристройкой. Если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним зарегистрировано право собственности на объект в отсутствие достаточных оснований для публичного признания его как объекта права собственности, в отсутствие административных предпосылок для регистрации объекта, без аннулирования этой регистрационной записи нарушение частного интереса пресечено не будет. Защита частного интереса требует приведения реестра в состояние, существовавшее до регистрации права собственности на спорный объект, произведенного на основании отмененного впоследствии решения мирового судьи.
Что касается требования истца о признании за ним права собственности на здание автостанции с пристройкой, данное требование рассматривается апелляционным судом не как самостоятельное, а как производное от требования об аннулировании регистрационной записи о праве муниципальной собственности. Само по себе возникновение права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, отчужденного по договору купли-продажи, привязано к государственной регистрации сделки, поэтому право собственности возникнет в момент совершения регистрационной записи органом Федеральной регистрационной службы на основании договоров купли-продажи.
Поскольку пристройка к автостанции является принадлежностью главной вещи - автостанции и поскольку договором от 31 января 2005 года не установлено иного, в силу ст.135 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежность следует юридической судьбе главной вещи, безотносительно того, была ли она зарегистрирована как объект недвижимости или нет.
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Ростовской области о необходимости признания сделок купли-продажи как ничтожных не соответствует действительным обстоятельствам дела и нормам материального права. В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на государственную пошлину в размере 2000 рублей при подаче иска и 1000 рублей при подаче апелляционной жалобы относятся на счет ответчика - Администрации Красносулинского городского поселения и подлежат взысканию в возмещение понесенных судебных расходов в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 10 декабря 2007 года по делу А53-1675/2007-15 отменить.
Признать недействительным зарегистрированное право собственности муниципального образования город Красный Сулин и Красносулинский район на автостанцию с пристройкой, расположенную по адресу: г.Красный Сулин Ростовской области, ул.Придорожная, б\н, погасить запись о государственной регистрации права собственности N 61-01/53-21/2004-430 от 20 сентября 2004 года в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В иске Администрации Красносулинского городского поселения к обществу с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" о признании недействительными договоров купли-продажи от 31 января 2005 года N 14 и от 7 ноября 2006 года - отказать.
Взыскать с Администрации Красносулинского городского поселения в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс" 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1675/2007-15
Истец: ООО "Сулинавтотранс", общество с ограниченной ответственностью "Сулинавтотранс"
Ответчик: Администрация Красносулинского района, Администрация Красносулинского городского поселения
Кредитор: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношекний, финансового оздоровления предприятий, организаций
Третье лицо: ЧП "Водолей", Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, УМП ПТ "Лайнер", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-242/2008