город Ростов-на-Дону |
дело N А32-12539/2007-14/319 |
27 марта 2008 г. |
15АП-744/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Тимченко В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.
при участии:
от заявителя: не явился, уведомление от 26.02.2008 N 17331,
от заинтересованного лица: Павловой Инессы Стефановны по доверенности от 14.12.2007 N 03-01-31-7462,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2007 по делу N А32-12539/2007-14/319
по заявлению открытого акционерного общества "Геленджикагрокурортстрой", г. Геленджик
к Администрации муниципального образования город Геленджик
о признании недействительным постановления от 19.02.2007 N 247 "Об отмене постановления главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 "О регистрации права собственности за АООТ "Геленджикагрокурортстрой" на общежития для малосемейных N 10 и общежитие N 15 в микрорайоне Северный в г. Геленджике",
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Геленджикагрокурортстрой" (далее - ОАО "Геленджикагрокурортстрой", ОАО "ГАКС") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Администрация г. Геленджика) о признании недействительным постановления главы администрации г. Геленджика от 19.02.2007 N 247 "Об отмене постановления главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 "О регистрации права собственности за АООТ "Геленджикагрокурортстрой" на общежития для малосемейных N10 и общежитие N15 в микрорайоне Северный в г. Геленджике".
Заявленные требования мотивированы тем, что Постановлением главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 было зарегистрировано право собственности АООТ "Геленджикагрокурортстрой" на общежития для малосемейных N10 и N15 в микрорайоне Северный в г. Геленджике. В порядке действовавшего на тот момент законодательства, право собственности правопредшественника заявителя было зарегистрировано Геленджикским предприятием технической инвентаризации, о чем в реестровую книгу внесены записи NN 860,861 и выданы регистрационные свидетельства. 26 апреля 2007 года ОАО "ГАКС" стало известно об отмене постановления главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 постановлением главы администрации г. Геленджика N 247 от 19.02.2007. Оспариваемое постановление противоречит статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации которая не предусматривает решение главы местной администрации в качестве основания прекращения права частной собственности на объект недвижимости. В оспариваемом постановлении не указаны правовые основания для отмены постановления главы администрации г.Геленджика от 17.07.1995 N1258 "О регистрации права собственности за АООТ "Геленджикагрокурортстрой" на общежития для малосемейных N10 и общежитие N15 в микрорайоне Северный в г. Геленджике". Более того, поскольку государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством права собственности, то указанным постановлением Администрация г. Геленджика фактически оспаривает права ОАО "Геленджикагрокурортстрой" на общежития для малосемейных NN 10,15 в микрорайоне Северный г. Геленжика. Между тем, действующее законодательство не допускает оспаривание права собственности во внесудебном порядке.
Администрация г. Геленджик заявленные требования не признала, в отзыве указала, что ОАО "ГАКС" не представило доказательства наличия предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления. Постановление главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 было принято с нарушением Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 N 83, Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденной Приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 N 38 и Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми органы местного управления были не вправе осуществлять правовую регистрацию строений. Администрация г. Геленджика считает несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемым постановлением у ОАО "Геленджикагрокурортстрой" было прекращено право собственности на общежития NN 10,15 в микрорайоне Северный г. Геленджик, так как вступившим в законную силу решением Геленджикского районного суда от 21.06.2007 за муниципальным образованием г. Геленджик признано право собственности на часть в квартир в указанных общежитиях, регистрационные удостоверения ОАО "ГАКС", в части указанных квартир в спорных общежитиях, признаны недействительными.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2007 постановление главы администрации муниципального образования г. Геленджик от 19.02.2007 N 247 "Об отмене постановления главы администрации г.Геленджика от 17.07.1995 N 1258 "О регистрации права собственности за акционерным обществом открытого типа "Геленджикагрокурортстрой" на общежития для малосемейных N 10 и общежитие N 15 в микрорайоне Северный в г.Геленджике" признано недействительным как противоречащее Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Решение суда мотивировано тем, что в оспариваемом постановлении от 19.02.2007 отсутствует указание на основания отмены ранее принятого решения о регистрации права собственности заявителя на общежития N N 10,15 в микрорайоне Северный г. Геленджика, Администрация г. Геленджика не представила доказательства наличия правовых оснований для отмены постановления главы администрации от 17.07.1995 N 1258. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемым постановлением нарушен предусмотренный статьей 35 Конституции Российской Федерации порядок принятия решений о прекращении вещных прав.
Администрация муниципального образования город Геленджик в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2007 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных по настоящему спору. Заявитель жалобы указал, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закону Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", действовавшим на момент принятия постановления главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258, предусмотрено право органов местного самоуправления приостанавливать действие или отменять принятые ими правовые акты. Оспариваемым постановлением главы администрации г. Геленджика отменено постановление главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258, которое было принято органом местного самоуправления с превышением полномочий. Кроме того, указанное постановление принято с нарушение действовавшего на тот законодательства, так как Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, Инструкцией о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации и Гражданским кодексом Российской Федерации не было предусмотрено право органов местного управления осуществлять правовую регистрацию строений. Податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что оспариваемое постановление направлено на прекращение вещного права ОАО "ГАКС" на спорные объекты в связи с тем, что указанный правовой акт не содержит каких-либо оснований прекращения вещного права заявителя и не влечет автоматического прекращения этого права. Более того, право собственности ОАО "Геленджикагрокурортстрой" на здания общежитий NN 10,15 в микрорайоне "Северный" в г. Геленджике было прекращено решением Геленджикского городского суда от 21.06.2007. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление главы администрации г. Геленджика не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий, поскольку его вещное право прекращено в судебном порядке в силу статьи 35 Конституции Российской Федерации. Кроме того, ОАО "Геленджикагрокурортстрой" приобрел право собственности на общежитие NN 10,15 в микрорайоне "Северный" г. Геленджика в процессе приватизации в связи с чем, в соответствии с законодательством не требуется принятия органом местного самоуправления каких-либо решений о регистрации права собственности.
В судебном заседании представитель Администрации г. Геленджика апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2007 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Геленджикагрокурортстрой" в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил. В соответствии со статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие неявившегося заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Геленджика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решениями Исполкома Геленджикского городского Совета народных депутатов N 557/5 от 30.12.1981 и N 537 от 29.12.1983 были утверждены акты Гасударственной комиссии по приемке в эксплуатацию 155-квартирного общежития и 95-квартирного общежития в микрорайоне "Северный", дирекции "Росколхозкурортстрой" и администрации Объединенной дирекции строительства промбазы и здравниц Росколхозстройобъединения резрешена эксплуатация указанных зданий (т.1, л.д.45, т.2, л.д.4).
Из представленных в материалы исторической справки (т.1, л.д.13-15), постановления Правления "Росагропромстроя" "Об образовании акционерного общества открытого типа "Геленджикагрокурортастрой", постановления главы администрации г. Геленджика от 09.11.1993 N 2343, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 Серия 23 N 003373848 от 21.01.2003, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ Серия 23 N 005645469 следует, что открытое акционерное общество "Геленджикагрокурортстрой" является правопреемником кооперативно-государственного объединения "Геленджикагрокурортстрой" (правопреемник "Росколхозкуротстрой"), в состав которого входила межхозяйственная передвижная механизированная колонна "Геленджикская" (т.1, л.д.12-13, 89-92).
Пунктом 1 постановления главы администрации г. Геленджик от 17.07.1995 N 1258 было зарегистрировано право собственности за акционерным обществом открытого типа "Геленджикагрокурортстрой" на общежитие N 10 в микрорайоне "Северный" - пятиэтажное 90-квартирное кирпичное строение полезной площадью 2496 кв.м., жилой - 1511,3 кв.м.; общежитие N 15 в микрорайоне "Северный" - пятиэтажное 151-квартирное кирпичное строение, полезной площадью 4572 кв.м., жилой - 2498, 4 кв.м.(т.1, л.д.19).
На основании указанного постановления главы администрации г. Геленджика, муниципальным предприятием г. Геленджика "Предприятие технической инвентаризации" ОАО "Геленджикагрокурортстой" были выданы регистрационные удостоверения N N 860, 861 о праве собственности заявителя на спорные общежития NN 10,15 в микрорайоне "Северный" г. Геленджик (т.1, л.д. 20-21). Доказательства регистрации прав на спорные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество суду не представлены.
Постановлением главы администрации г. Геленджик от 19.02.2007 N 247 отменено постановление главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 "О регистрации права собственности за акционерным обществом открытого типа "Геленджикагрокурортстрой" на общежитие для малосемейных N 10 и общежитие N 15, в микрорайоне "Северный" в г. Геленджике". Отмена ранее принятого постановления мотивирована тем, что оно принято с превышением полномочий и в нарушение действовавшего на момент его принятия законодательства в соответствии которым, органы местного самоуправления не вправе осуществлять регистрацию строений (т.1, л.д.64).
Согласно Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда, утвержденной Приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 N 380, государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности, осуществлялся по единой системе регистрации и технической инвентаризации. Регистрацию проводили бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов после приемки их в эксплуатацию. Пункт 2 указанной Инструкции решения органов исполнительной власти, как основание установления и регистрации права собственности на жилой дом или жилое помещение не предусматривает. Аналогичные нормы содержала инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных, курортных поселках РСФСР, утвержденная Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968, действовавшая на момент принятия постановления главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1003 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда, поскольку они являлись, федеральной (государственной) собственностью и должны были передаваться в ведение администрации по месту расположения объекта.
Кассационным определением судебной коллегии Краснодарского краевого суда от 28.08.2007 установлено, что в нарушение действовавшего момент издания постановления главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258, законодательства, здания общежитий NN 10,15 в микрорайоне "Северный" в г. Геленджике не были переданы в ведение администрации г. Геленджика. В период с 1995 по 2001 годы большинство жильцов, занимавших квартиры в указанных общежитиях, на основании договоров социального найма, приобрели жилые помещения в собственность на основании договоров купли-продажи.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из представленного в материалы дела письма Администрации г. Геленджика от 23.04.2007 N 09-01-31-2092 усматривается, что ОАО "Геленджикагрокурортстрой" стало известно о принятии оспариваемого постановления 26.04.2007. Заявление о признании недействительным ненормативного акта было подано в Арбитражного суда Краснодарского края 02 июля 2007 года, в рамках установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации трехмесячного срока.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Таким образом, органы местного самоуправления наделены правом отменять ранее принятые правовые акты.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сохранялся действовавший ранее порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Предприятия технической инвентаризации регистрировали недвижимое имущество на основании Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной Приказом Минкомхоза РСФСР от 21.01.68 N 83.
В соответствии с § 14 указанной Инструкции на основании решения исполкома рай(гор)совета депутатов трудящихся бюро технической инвентаризации выдавало собственнику регистрационное удостоверение.
Между тем, указанная регистрация осуществлялась в целях учета объектов недвижимости в связи с чем, постановление главы администрации г. Геленджика от 17.07.1995 N 1258 не может рассматриваться в качестве государственной регистрации права ОАО "Геленджикагрокурортстрой" на общежития NN 10,15 по смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Геленджикского районного суда от 21.06.2007 по делу N 2-857/07 признаны недействительным зарегистрированное за ОАО "Геленджикагрокурортстрой" право собственности на общежитие для малосемейных N 10 и общежитие N 15 в мкр. "Северный" в г. Геленджике, а также регистрационные удостоверения N 860 и N 861 от 19.07.1995 в части регистрации права собственности за ОАО "Геленджикагрокурортстрой" на ряд квартир в указанных общежитиях (т.1, л.д.65-68).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О судебной системе", части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Обязательность актов, принятых судом общей юрисдикции, проявляется в том, что названные органы и должностные лица не вправе в своих действиях исходить из предположения, что вступивший в законную силу акт является неправильным, не вправе изменять или отменять решения, вынесенные по делам, рассмотренным судом. Решение, определение и постановления судов общей юрисдикции могут быть отменены или изменены только вышестоящим судом и в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции отклонят доводы ОАО "Геленджикагрокурортстрой" о том, что оспариваемое постановление главы администрации г. Геленджика фактически прекращает право собственности заявителя на общежития N N 10,15 в микрорайоне "Северный" г. Геленджика. Постановление главы администрации от 19.02.2007 N 247 не влечет для заявителя указанные им правовые последствия, так как право собственности ОАО "ГАКС" на спорные общежития и регистрационные удостоверения NN860, 861 признаны недействительными решением Геленджикского городского суда, с соблюдением установленного статьей 35 Конституции Российской Федерации порядка.
Из Устава акционерного общества открытого типа "Геленджикагрокурортстрой" усматривается, что АООТ "Геленджикагрокурортстрой" было создано в процессе приватизации в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.07.1993 N 5309-1 "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе" и Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (т.1, л.д.95-102).
Из содержания статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что основанием для регистрации прав на объекты недвижимого имущества, приобретенных в порядке приватизации являются документы, выдаваемые заявителю в процессе приватизации государственного или муниципального имущества.
Постановление главы администрации г. Геленджика от 17.07.195 N 1258 принято с нарушением компетенции и порядка, установленного законодательством, действовавшим на момент его принятия. В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" данное постановление не является правоустанавливающим документом, на основании которого осуществляется государственная регистрация права собственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление главы администрации г. Геленджика не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с чем, отсутствует одно из обязательных условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых суд признает ненормативный правовой акт органа местного самоуправления недействительным.
Поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2007 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Расходы по государственной пошлине за обращение с иском и апелляционной жалобой относятся на стороны в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2007 по делу N А32-12539/2007-14/319 отменить.
Открытому акционерному обществу "Геленджикагрокурортстрой", г.Геленджик в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Геленджикагрокурортстрой", г.Геленжик в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12539/2007-14/319
Истец: открытое акционерное общество "Геленджикагрокурортстрой"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Геленджик
Кредитор: ИФНС России по г.Геленджику