город Ростов-на-Дону |
дело N А32-20281/2007-41/476 |
11 апреля 2008 г. |
15АП-1043/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.
при участии:
от заявителя: заместитель начальника юридического отдела Холопик С. А., по доверенности N 13/03 от 09.01.2008 г.
от ответчика: 1. конкурсный управляющий ГСП "Светлый путь" Сафронова Е. В. паспорт 03 00 N 759616 выдан 15.05.2001 г. ПВС УВД Западного округа г. Краснодара, утверждена определением от 06.03.2008 г. Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11736/2003-27/111-Б; 2. представитель конкурсного управляющего Малявина Ю. В. паспорт 03 01 N 1721 56 выдан 16.08.2001 г. ПВС УВД Прикубанского округа г. Краснодара, по доверенности б/н от 07.04.2008 г.
от третьих лиц: 1. Общества с ограниченной ответственностью "Таманская управляющая компания" - представитель не явился, извещен надлежащим образом; 2. Общества с ограниченной ответственностью "Таманский рис" - представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 января 2008 года по делу N А32-20281/2007-41/476
принятое в составе судьи Миргородской О.П.
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
к Конкурсному управляющему ГСП "Светлый путь"
при участии третьих лиц 1. Общества с ограниченной ответственностью "Таманская управляющая компания", 2. Общества с ограниченной ответственностью "Таманский рис"
об исключении имущества из конкурсной массы
УСТАНОВИЛ:
ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Конкурсному управляющему ГСП "Светлый путь" Антонову Алексею Евгеньевичу (далее - конкурсный управляющий) об исключении из конкурсной массы имущества рисовой системы, инвентарный номер 012101, общей площадью 5 886га, расположенной по адресу: Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП "Светлый путь".
Судебный акт мотивирован тем, что спорная рисовая система является внутрихозяйственной (согласно статье 13 Федерального закона от 10.01.96 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративная система индивидуального пользования может находиться в собственности юридического лица). Рисовая система, инвентарный номер 012101, общей площадью 5 886 га, расположенная по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП "Светлый путь", как объект гражданских прав не относится к объектам, изъятым из оборота, поэтому должна быть включена в конкурсную массу.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило отменить судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, суд, при вынесении решения, неправильно применил нормы Федерального закона "О мелиорации земель", устанавливающего правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель. Между тем, к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять нормы гражданского права, в том числе, законодательства Российской Федерации о приватизации государственного имущества. Нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации императивно установлено, что мелиоративные системы относятся исключительно к федеральной собственности и запрещены к приватизации, независимо от того, являются ли они межхозяйственными либо внутрихозяйственными мелиоративными системами. Рисовая оросительная система ГСП "Светлый путь" относится исключительно к собственности Российской Федерации и подлежит исключению из конкурсной массы имущества ГСП "Светлый путь", так как не может быть отчуждена в частную собственность. Суд не исследовал обстоятельства дела, не истребовал дополнительные доказательства, подтверждающие, что спорная оросительная система является неотъемлемой частью межхозяйственной Азовской рисовой оросительной системы, включающей в себя оросительные системы двух сельскохозяйственных предприятий: ГСП "Светлый путь" и АПФ "Ордынская" (в настоящее время - ООО СОПХ "Ордынское"), функционирование которых осуществляется благодаря находящемуся на их территории комплексу межхозяйственных гидротехнических и других сооружений и устройств, что подтверждается письмом от 07.02.2008 г. N 06-98 ОАО Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект", проектировавшего спорную рисовую оросительную систему ГСП "Светлый путь", с приложением Плана Азовской рисовой оросительной системы, а также письмом от 14.02.2008 г. N 20 Федерального государственного учреждения "Темрюкский филиал Управления "Кубаньмелиоводхоз", эксплуатирующего Азовскую рисовую оросительную систему. Рисовая оросительная система ГСП "Светлый путь" является составной частью Азовской рисовой оросительной системы, обладающей всеми признаками межхозяйственной рисовой оросительной системы, осуществляющей межхозяйственное водораспределение, находится исключительно в собственности Российской Федерации, а значит, изъята из оборота и не подлежит отчуждению в частную собственность. При таких обстоятельствах, неприменение судом норм законодательства Российской Федерации о приватизации, наличие в решении выводов о том, что спорная рисовая оросительная система является внутрихозяйственной (индивидуальной) и обслуживает только одно хозяйство - ГСП "Светлый путь", являются ошибочными, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю поддержал доводы жалобы.
Конкурсный управляющий ГСП "Светлый путь" доводы жалобы оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГСП "Светлый путь" является государственным унитарным предприятием, имущество которого находится в федеральной собственности. Предприятие признано банкротом и открыто конкурсное производство.
На основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество, находящееся во владении и пользовании организаций совхозов, отнесено к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена. Данная норма подлежит применению с учетом принятого позднее Федерального закона от 10.01.96 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Согласно статье 3 Закона государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд.
Статья 11 Закона определяет, что к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных данным Законом. Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и надзору за мелиоративным состоянием земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ определено, что мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно статье 2 того же Закона мелиоративные мероприятия - это проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
В соответствии с той же статьей мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорная рисовая система является внутрихозяйственной (согласно статье 13 Федерального закона от 10.01.96 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративная система индивидуального пользования может находиться в собственности юридического лица)
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание письмом Федерального государственного учреждения "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" N 8 от 22.01.08г., из текста которого следует, что спорный объект не является мелиоративной системой, обеспечивающей межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд, поскольку имеют лишь внутрихозяйственное назначение. При этом, указано, что рисовая система, принадлежащая ГСП "Светлый путь" Темрюкский район, является мелиоративной системой индивидуального пользования. Рисовая система, принадлежащая ГСП "Светлый путь" Темрюкского района, размещается на территории одного субъекта РФ - Краснодарского края. Рисовая система, принадлежащая ГСП "Светлый путь" Темрюкского района, не осуществляет межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение. Рисовая система, принадлежащая ГСП "Светлый путь" Темрюкского района, не используется для осуществления полномочий РФ, установленных ФЗ N 4 от 10.01.1996 г. "О мелиорации земель".
Из письма Минсельхоза России от 20.03.08г. следует, что внутрихозяйственные оросительные рисовые системы ГППР "Краснооктябрьский" и ГСП "Светлый путь" входят в состав Азовской и Темрюкской рисовой оросительной систем и не являются автономными по характеру их функционирования, а являются неотъемлемой частью государственной рисовой системы, технологическое единство которой должно быть сохранено.
В соответствии с Актом приемки в эксплуатацию рисовой системы совхоза "Светлый путь" от 30.11.70г. включены объекты, обозначенные как "внутрихозяйственная сеть, состоящая из типовых гидротехнических сооружений, коллекторной и внутрихозяйственной сбросной и дорожной сети". В свою очередь, это соответствует определению рисовой оросительной системы как внутрихозяйственной сети - система орошения полей, состоящая из внутрихозяйственных оросительных и дренажно - сбросных каналов с сооружениями, обеспечивающими подачу воды, коллекторы с сооружениями, отводящими дренажно - сбросную воду и водоприемники.
В соответствии с письмом Темрюкского филиала ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" от 14.12.08г., внутрихозяйственные объекты принадлежат одному хозяйству и служат для подачи и сброса воды с рисового поля (чека). Объекты внутрихозяйственной сети стоят на балансе соответствующего хозяйства.
Межхозяйственные объекты - водозаборные сооружения, магистральные каналы, рыбозащитные сооружения, сбросные каналы первого порядка, указанные в письме от 13.02.08г. N 31-10/1393, в конкурсную массу предприятия банкрота не включены и не могли быть включены, т.к. согласно письма Темрюкского филиала ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" от 14.02.08г. находятся на балансе их филиала.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рисовая система, инвентарный номер 012101, общей площадью 5 886 га, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП "Светлый путь" как объект гражданских прав не относится к объектам, изъятым из оборота, поэтому должна быть включена в конкурсную массу.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана правильная правовая оценка, поэтому суд первой инстанции на основании анализа представленных сторонами доказательств вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю заявил о применении обеспечительных мер в виде запрещения конкурсному управляющему ГСП "Светлый путь" - Антонову А.Е. и иным юридическим и физическим лицам совершать какие - либо сделки по отчуждению и обременению рисовой системы - инвентарный номер 012101, общей площадью 5886 га, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП "Светлый путь". Запретить Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю осуществлять государственную регистрацию возникновения, прекращения перехода прав каких - либо лиц на имущество рисовой системы - инвентарный номер 012101, общей площадью 5886 га, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый путь, ГСП "Светлый путь".
Конкурсный управляющий возражал против принятия обеспечительных мер.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о банкротстве требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством. При рассмотрении указанных споров обеспечительные меры, предусмотренные процессуальным законодательством в части ограничения распоряжения ответчиком принадлежащим ему имуществом, не применяются, если в отношении должника (ответчика в исковом производстве) введены процедуры финансового оздоровления (пункт 1 статьи 81 Закона), внешнего управления (пункт 1 статьи 94 Закона), конкурсного производства (пункт 1 статьи 126 Закона).
Арест имущества должника, а также иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть применены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника.
Кроме того, решение суда является законным и обоснованным, при таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявления ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю о применении обеспечительных мер отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 января 2008 г. по делу от 16 января 2008 года по делу N А32-20281/2007-41/476 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20281/2007-41/476-2008-47/29
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
Ответчик: Конкурсный управляющий ГСП "Светлый путь" Антонов Алексей Евгеньевич
Кредитор: Некоммерческое партнерство "Краснодарская межрегиональная СРО арбитражных управляющих "Единство"
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю , Сафронова Е. В. для ГСП "Светлый путь" , общество с ограниченной ответственностью "Таманский рис", общество с ограниченной ответственностью "Таманская управляющая компания", Джамбатов А. А. (для ГСП Светлый путь), ГСП "Светлый путь", Арбитражный суд Крансодарского края