город Ростов-на-Дону |
дело N А53-17747/2007-С3-26 |
16 апреля 2008 г. |
15АП-1743/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потаповой С.С.
при участии:
от истца: представитель Акопян Т.С. по доверенности от 10.01.2008г. N 5
от ответчика Отдела образования администрации Чертковского района Ростовской области: не явился, извещен (уведомление N 74905)
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век": представитель Ишмахометова Е.В. по доверенности от 13.12.2007г.
от третьего лица: не явился, извещен (уведомление N 74907)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 февраля 2008 г. по делу N А53-17747/2007-С3-26
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
к ответчикам Отделу образования администрации Чертковского района Ростовской области, обществу с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век"
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро "Консул"
о признании размещения заказа недействительным,
принятое в составе судьи Бондарь Т.С.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Отделу образования Чертковского района о признании размещения заказа недействительным.
Определением от 19.11.2007г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век". В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проектное бюро "Консул" (т.1,л.д.81).
Решением от 11 февраля 2008 г. исковые требования удовлетворены. Размещение заказа на устройство охранно-пожарной сигнализации в образовательных учреждениях Чертковского района Ростовской области путем открытого конкурса признано недействительным.
Судебный акт мотивирован тем, что размещение заказа проведено с нарушением положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - N 94-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" обратилось с апелляционной жалобой в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" просит отменить решение от 11.02.2008г., мотивируя свои требования тем, что судом не был исследован вопрос о том, были ли нарушены чьи-либо права и законные интересы в ходе проведения размещения заказа; контракт исполнен; заявитель апелляционной жалобы ссылается, что критерий "соответствие перечню и объемам необходимых работ и срокам их выполнения" не противоречит критерию "срок выполнения работ"; извещение о проведении конкурса (3-х месячный срок) и конкурсная документация (срок до 15.08.2008г.) не содержали различных сроков исполнения контракта, поскольку в документации, а именно - в проекте контракта, содержался желаемый срок его исполнения; конкурсная документация содержит порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; по мнению заявителя жалобы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области не обладает полномочиями для осуществления контроля в сфере размещения заказов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Отдел образования администрации Чертковского района Ростовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, направил в суд отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство принято судом.
Общество с ограниченной ответственностью "Проектное бюро "Консул", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не направило.
В связи с изложенным, ответчик - Отдел образования администрации Чертковского района Ростовской области, и третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Проектное бюро "Консул" считаются извещенными надлежащим образом, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение подлежит оставить без изменения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", 01 июня 2007 г. общество с ограниченной ответственностью "Проектное бюро "Консул" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области с жалобой на действия заказчика (Отдела образования Чертковского района) и единой комиссии при проведении размещения заказа на устройство охранно-пожарной сигнализации в образовательных учреждениях Чертковского района Ростовской области путем открытого конкурса.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области была проведена проверка, по результатам которой истцом было установлено, что при проведении Отделом образования Чертковского района (заказчиком) размещения заказа на устройство охранно-пожарной сигнализации в образовательных учреждениях Чертковского района Ростовской области путем открытого конкурса заказчиком были допущены нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94 -ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, возложена обязанность по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) конкурсной комиссии при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.
Внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.
Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний.
В соответствии с Постановлением Правительства от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов (подпункт "д" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы").
В соответствии с пунктом 4.20. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено Приказом ФАС России от 15 декабря 2006 г. N 324, зарегистрировано в Минюсте 24 января 2007 г. N 8842) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы России осуществляет полномочия, предоставляемые Федеральной антимонопольной службой, в пределах ее компетенции.
В соответствии с Приказами Федеральной антимонопольной службы России от 01 марта 2006 г. N 45, от 28 апреля 2006 г. N117, от 23 июня 2006 г. N163, Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 февраля 2007 г. N28, с изменениями, внесёнными Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 апреля 2007 г. N102, была создана комиссия но контролю в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 5 статьи 10 N 94-ФЗ нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обладает полномочиями для осуществления контроля в сфере размещения заказов.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" ссылается, что судом не был исследован вопрос о том, были ли нарушены чьи-либо права и законные интересы в ходе проведения размещения заказа. Указанный довод не принимается судом апелляционной инстанции во внимание ввиду следующего.
Часть 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Исследование судом вопроса о нарушении прав и законных интересов лиц может иметь место для определения того, является ли заинтересованным лицо, обращающееся в суд с требованием о признании недействительными торгов.
В настоящем случае с исковыми требованиями обратился уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 10 N 94-ФЗ, чье право на обращение с настоящими исковыми требованиями следует из перечисленных выше законодательных актов.
В качестве довода апелляционной жалобы заявитель указывает, что критерий "соответствие перечню и объемам необходимых работ и срокам их выполнения" не противоречит критерию "срок выполнения работ". Указанный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Статья 22 N 94-ФЗ, устанавливающая требования к содержанию конкурсной документации, закрепляет следующие положения:
- сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса (ч.6 ст.22).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса N 29-3457/ИКон от 14.04.2007г. (т.1,л.д.7) в качестве критерия оценки заявок указано: "срок выполнения работ, наименьшая цена".
В пункте 15 информационной карты (конкурсная документация) указано, что критериями оценки заявки на участие в конкурсе являются: " - соответствие перечню и объемам необходимых работ и срокам их выполнения; - цена контракта" (т.1,л.д.30).
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок N 41-3457М/ПОКон от 26.05.2007г. (т.1,л.д.56-57) победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век", в качестве обоснования указано, что победителем конкурса предложена наиболее низкая цена по заявленному заказчиком сроку выполнения работ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фактически критерием для оценки заявок участников размещения заказа явилась только предложенная участником размещения заказа цена.
В качестве довода апелляционной жалобы заявитель ссылается, что извещение о проведении конкурса (3-х месячный срок) и конкурсная документация (срок до 15.08.2008г.) не содержали различных сроков исполнения контракта, поскольку в документации, а именно - в проекте контракта, содержался желаемый срок его исполнения. Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в пункте 3 информационной карты (т.1,л.д.25) срок окончания работ - 3 месяца с момента подписания контракта.
В пункте 6.1. проекта контракта на выполнение проектной продукции (т.1,л.д.51), являющемся приложением N 8 к конкурсной документации, срок исполнения обязательств по контракту - до 15.08.2007г.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отражение заказчиком различных сведений относительно сроков окончания работ и критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе в конкурсной документации и извещении о проведении открытого конкурса, нарушает требования части 6 статьи 22 N 94-ФЗ, предъявляемые к содержанию конкурсной документации.
Статья 22 N 94-ФЗ, устанавливающая требования к содержанию конкурсной документации, закрепляет также следующие положения:
- конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (п.15 ч.4 ст. 22);
Судом апелляционной инстанции отмечается, что конкурсная документация (т.1,л.д.8-54) не содержит порядка оценки и сопоставления заявок.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении заказчиком пункта 15 части 4 статьи 22 N 94-ФЗ является правомерным.
В соответствии с частью 4 статьи 28 N 94-ФЗ, устанавливающей требования к оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе, для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
Как следует из протокола оценки и сопоставления заявок N 41-3457М/ПОКон от 26.05.2007г. (т.1,л.д.56-57), конкурсная заявка общества с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" условиями исполнения контракта содержит: стоимость - 620000 рублей, срок исполнения контракта - 3 месяца со дня подписания контракта; конкурсная заявка общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро "Консул" условиями исполнения контракта содержит: стоимость - 727220 рублей, срок исполнения контракта - 10 дней со дня подписания контракта.
Учитывая, что в пункте 6.1. проекта контракта на выполнение проектной продукции (т.1,л.д.51), являющемся приложением N 8 к конкурсной документации, срок исполнения обязательств по контракту установлен до 15.08.2007г., а протокол оценки и сопоставления заявок N 41-3457М/ПОКон датирован 26.05.2007г. (т.1,л.д.56-57), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предложенный участником размещения заказа обществом с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" срок исполнения обязательств - 3 месяца со дня подписания контракта, превышает заявленный в конкурсной документации срок - до 15.08.2007г. и в случае применения конкурсной комиссией при оценке и сопоставлении конкурсных заявок критерия "соответствие перечню и объемам необходимых работ и срокам их выполнения", указанного в конкурсной документации, мог повлиять на итог конкурса.
Таким образом, ввиду того, что фактически критерием для оценки заявок участников размещения заказа явилась только предложенная участником размещения заказа цена, срок выполнения работ участником размещения заказа как критерий оценки заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией не был учтен, хотя в конкурсной документации был поименован в качестве обязательного критерия (т.1,л.д.30, 51), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при организации и проведении конкурса заказчиком были допущены нарушения, которые могли бы повлиять на результаты конкурса, а, следовательно, указанные обстоятельства правомерно были приняты судом первой инстанции в качестве основания для признания размещения заказа недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что контракт исполнен, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области признало конкурсную комиссию нарушившей:
1). п.15 ч. 4 ст.22 Закона о размещении заказов, в соответствии с требованиями которого конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
2). ч.6 ст. 22 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса;
3). п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации
В связи с изложенным, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области было вынесено решение от 07.06.2007г. и предписание от 07.06.2007г. N 116 об устранении нарушений, допущенных конкурсной комиссией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения рамках дела N А53-8176/2007-С4-48 общества с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 07.06.2007г. N 116, решения от 07.06.2007г. Решением от 17.01.2008г. по делу N А53-8176/2007-С4-48 (т.1,л.д.138-144) в удовлетворении исковых требований отказано.
Как установлено судом апелляционной инстанции, вынесенный судебный акт обществом с ограниченной ответственностью "Безопасность 21 век" обжалован не был и вступил в законную силу. Контракт N 313 по итогам конкурса был заключен сторонами 20.08.2007г. (т.1,л.д.122-135).
Учитывая, что на момент вынесения решения от 07.06.2007г. и предписания от 07.06.2007г. N 116 контракт заключен не был, а по итогам проверки законности вынесенных актов антимонопольного органа они оставлены судом в силе, суд апелляционной инстанции считает, что в момент заключения контракта стороны знали о возможности наступления неблагоприятных последствий в случае исполнения контракта, сторонами не были предприняты меры для избежания данных обстоятельств, в связи с чем довод апелляционной жалобы о невозможности признания размещения заказа недействительным в данном случае подлежит отклонению.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2008 г. по делу N А53-17747/2007-С3-26 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17747/2007-С3-26
Истец: Управление Антимонопольной службы по Ростовской области
Ответчик: Отдел образования Администрации Чертковского района Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью " Безопасность 21 век"
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью " Проектное бюро " Консул"
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1743/2008