город Ростов-на-Дону |
дело N А32-6136/2007-12/69 |
28 апреля 2008 г. |
15АП-1375/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокур И.Г.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лукошкиной С. Н.
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 ноября 2007 года по делу N А32-6136/2007-12/69
принятое в составе судьи Савченко Л.А.
по заявлению: Индивидуального предпринимателя Лукошкиной Светланы Николаевны
к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику
о признании недействительным решения от 06.03.07г. N 14 в части
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лукошкина Светлана Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 06.03.07г. N 14 в части п.п. 1.7-1.16 полностью, п. 2.2. в части налога на игорный бизнес в сумме 45 000 руб., п. 2.3. в части пени по налогу на игорный бизнес в сумме 16 524,5 руб.
Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ заявлениями от 29.05.07г., от 16.07.07г., от 21.09.07г., от 05.10.07г. уточнил требования. Уточнение требований принято судом.
Решением суда от 13 ноября 2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что игровые автоматы в нарушение пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе не зарегистрированы; исчисление и уплата налога на игорный бизнес за июле-сентябре 2005 года не производились; декларации по этому налогу за этот период не представлялись. Автоматы "Кран-машина" (КМ-4) подпадают под понятие "игровой автомат" данное в статье 364 Налогового кодекса РФ и являются объектом обложения налогом на игорный бизнес. Заявителем не представлена техническая документация, а также доказательства, из которых бы следовало, что после оплаты игровой автомат выдает предмет стоимостью не менее произведенной оплаты, а также доказательств технической возможности возврата уплаченных денежных средств в случае нежелания участника продолжить попытку по извлечению игрушки. Таким образом, игра, проводимая с использованием автомата "Кран-машина", являясь одним из способов развлечения и направленная на развитие реакции либо способности к анализу, не лишена наличия элементов азарта и риска. Применение к заявителю положений статьи 9 Закона от14.06.1996 N 88-ФЗ после 16.03.25004г. является неправомерным. Проверяющими доказан факт эксплуатации игровых автоматов за период с 01.07.2005г.- по 30.09.2005г. Суд пришел к выводу о том, что болезнь дочери предпринимателя Лукошкиной С.Н. в данном случае не может рассматриваться в качестве обстоятельства смягчающего налоговую ответственность.
Индивидуальный предприниматель Лукошкина Светлана Николаевна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, вынести по делу новый об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, два игровых автомата не представляют собой указанные в определениях в ст. 364 НК РФ игровые автоматы, а соответственно не подлежат регистрации в качестве игровых автоматов с целью уплаты налога ни игорный бизнес. Они представляют собой абсолютно такие же автоматы, как автомат для покупки пепси-коллы, шоколадных батончиков, чипсов и др. товаров, в многочисленных количествах, установленных в местах массового нахождения людей (вокзалы, аэропорты, набережные и т.д.), с той лишь разницей, что играющий имеет возможность выбора игрушки. Следовательно, ИП Лукошкина не обязана была в 2004 и 2005 годах регистрировать эти два автомата как игровые, так как они не подпадают под объект налогообложения. А так как у заявителя отсутствовал объект налогообложения, то соответственно неправомерно заявителю доначислен налог на игорный бизнес за 2005 год в сумме 45 000 руб., пени в сумме 16 524, 5 руб. и привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, а так же по п. 2 ст. 119 НК РФ и по п. 2 ст. 129.2 НК РФ. Статья 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ утратила силу с 01.01.05. В период до 01.01.04 в силу требований, указанных в статьях 2, 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", автоматы "Кран-машина" с вещевым выигрышем в виде мягкой игрушки не были отнесены к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес. С введением в действие с 01.01.2004 главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации игровые автоматы "Кран-машина" были включены в состав объектов обложения налогом на игорный бизнес. При привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 2 ст. 129.2 НК РФ налоговый орган указал, что основанием для привлечения по этой статье является факт не постановки на учет 2-х игровых автоматов. В п. З ст. 112 НК РФ дано определение повторности совершенного правонарушения "Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа". Заявитель ни разу не привлекалась к ответственности по данной статье, а нарушение порядка регистрации 2-х автоматов не является фактом совершения правонарушения, состав которого подпадает под действие п. 2 ст. 129.2 НК РФ.
От инспекции поступили письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство удовлетворено судебной коллегией.
ИП Лукошкина С.Н. в судебное заседание не явилась.
Статья 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.96 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", приступая к судебному разбирательству, надлежит установить, извещены ли о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона не явившиеся лица, участвующие в деле.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
По смыслу части 2 данной статьи дело может быть рассмотрено судом в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле, если суд сделал все зависящее от него для надлежащего извещения таких лиц о времени и месте судебного разбирательства и использовал все доступные способы для обеспечения возможности заинтересованному лицу участвовать в процессе.
Определение суда от 01.04.2008г. об отложении рассмотрения апелляционной жалобы на 22.04.08г. направлено предпринимателю заказным письмом с уведомлением по всем известным суду адресам. Кроме того, судом направлены телеграммы по адресу, указанному предпринимателем в жалобе и ее представителю Замятину Е.А.
Исходя из пункта 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, (далее - Правила) почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Согласно пункту 35 Правил при неявке адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
В данном случае порядок вручения почтовых отправлений, установленный названными Правилами, соблюден, следовательно, предприниматель считается надлежаще извещенным о дне и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по г. Геленджику на основании Решения N 517/26 от 29.06.2006г. проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Лукошкиной С.Н. по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей и сборов за период с 01.01.2003г. по 31.03.2006 г. Для направления запросов в другие налоговые органы о проведении встречных проверок решением N 517/26/1 от 30.10.2006г. проверка была приостановлена. На основании решения N 517/26/2 с 30 ноября 2006 г. выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя была возобновлена. По результатам проверки составлен Акт выездной налоговой проверки N 8 от 29.01.2007 г., которым установлена неполная уплата налога на игорный бизнес в сумме 45 000 руб., неуплата целевого сбора на содержание местной милиции за 2003 г. в сумме 36,0 руб., непредставление в установленный законом срок налоговых деклараций по НДС за 1,2,3,4 кв. 2003 г., 1 кв. 2004 г., 3 кв. 2005 г., по ЕСН за 2003 г., по НДФЛ за 2003 г., несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС за 2,4 кв. 2004 г., за 2,4 кв. 2005 г., налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за июнь, июль, август 2004 г., налоговой декларации по ЕСН за 2005 г. 08.02.2007г. в адрес Инспекции налогоплательщиком представлены возражения по Акту проверки. Указанные разногласия были рассмотрены 27.02.2007г. и вынесен Протокол N 8 рассмотрения возражений (объяснений) по акту проверки N 8 от 29.01.2007г. предпринимателя. Заместителем начальника Инспекции ФНС России по г. Геленджику Краснодарского края, на основании Акта проверки N 8 от 29.01.2007г., вынесено Решение N 14 о привлечении индивидуального предпринимателя Лукошкиной Светланы Николаевны к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщик, в том числе привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на игорный бизнес за июль, август, сентябрь 2005 г. в виде штрафа в сумме 9000 руб., по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июнь, июль, август 2004 г. в виде штрафа в сумме 4 750 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июль, август, сентябрь 2005 г. в виде штрафа в сумме 63 000 руб., по п. 2 ст. 129.2 НК РФ за не постановку на учет в налоговом органе игровых автоматов в количестве 2-х штук в виде штрафа в сумме 90 000 руб. Также налогоплательщику в соответствии с о ст. 45 НК РФ доначислен налог на игорный бизнес в сумме 45 000 руб., согласно ст. 75 НК РФ исчислены пени по налогу на игорный бизнес в сумме 16 524,5 руб.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель обжаловала решение инспекции в части в арбитражный суд.
По мнению налогового органа в июле-сентябре 2005 года в с.Дивноморское, ул.Ленина, 15 предприниматель установил два игровых автомата "Кран-машина", которые в нарушение пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе не зарегистрированы; исчисление и уплата налога на игорный бизнес за июле-сентябре 2005 года не производились; декларации по этому налогу за этот период не представлялись.
В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Статьей 364 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях главы 29 "Налог на игорный бизнес" под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Согласно пункту 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес является игровой автомат.
Игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения (статья 364 Кодекса). Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки этого объекта. Налогоплательщик также обязан регистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта (пункты 2 и 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Правилами проведения испытания игровых автоматов с денежными выигрышами с целью подтверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденными Приказом Госстандарта России от 24.01.2000г. N 22 и зарегистрированными в Минюсте России от 04.02.2000г. N 2075, под игровым автоматом с денежным выигрышем (далее -игровой автомат) понимается специальное устройство, которое после внесения в него денежной ставки предоставляет игроку право провести игру с возможностью получения денежного выигрыша, под электронным игровым автоматом с денежным выигрышем - игровой автомат, в котором результат игры определяется электронной схемой под воздействием заложенной игровой программы, а под ставкой понимается вносимая в игровой автомат сумма, выраженная в рублях или средствах, их заменяющих (например, в жетонах), и позволяющая провести игру.
Игровой автомат должен иметь центральный блок управления, под которым понимается функциональный блок, содержащий устройства, определяющие процесс игры (микропроцессор, микроконтроллер, постоянные и оперативные запоминающие устройства, интерфейсы ввода-вывода информации и др.), а также специальные устройства - акцептор и хоппер для приема и идентификации, а также накопления и выплаты монет, денежных купюр и их заменителей.
Судом первой инстанции правильно установлено, что заявителем эксплуатировался развлекательный игровой автомат типа "Кран-машина" (согласно сертификата соответствия N 6006711).
В соответствии с руководством по эксплуатации данной модели игрового аппарата -детский развлекательный аппарат предназначен для оказания услуг развлекательного характера. Аппарат развивает координационные способности человека и способствует снятию психологического напряжения. Аппарат предназначен для эксплуатации в качестве развлекательного. А функция беспроигрышной игры подразумевает следующее: игроку дополнительно дается возможность призовой игры (Джек Пот).
Суть игры на этом автомате состоит в том, что участник игры должен опустить необходимое количество монет в монетоприемник, после чего, управляя краном аппарата путем перемещения джойстика, совершить попытку поймать мягкую игрушку и достать ее через место выдачи призов. При этом из руководства по эксплуатации игрового автомата следует, что заранее неизвестно окажется ли попытка поймать мягкую игрушку удачной или нет. Кроме того, аппарат может быть настроен его владельцем на определенные режимы работы в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Таким образом, игра, проводимая с использованием подобных автоматов основана на риске, предусматривает соглашение о вещевом выигрыше между участниками игры и владельцем игрового автомата по правилам, установленным данным владельцем, получающим доход от организации игры в виде платы и, следовательно, является азартной.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что игра, проводимая с использованием автомата "Кран-машина", являясь одним из способов развлечения и направлена на развитие реакции либо способности к анализу, не лишена наличия элементов азарта и риска.
В материалах проверки имеется справка сервисного центра ООО "Вендоре" от 18.01.2007 г., о том, что данные игровые автоматы перепрограммированы на беспроигрышный режим работы.
Согласно Руководства по эксплуатации игрового автомата "Кран-машина", функция беспроигрышной игры дает игроку дополнительную возможность призовой игры (Джек Пот) и после перепрограммирования на указанную функцию других характеристик беспроигрышной игры в руководство по эксплуатации игрового автомата указанный центр не вносил.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что автоматы "Кран-машина" (КМ-4) подпадают под понятие "игровой автомат" данное в статье 364 Налогового кодекса РФ и являются объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Кроме того, решением N 14 от 06.03.2007г. заявитель по итогам 2004 года привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за июнь, июль и август 2004 года.
Судом первой инстанции правильно установлено, что данные декларации индивидуальным предпринимателем сданы в налоговый орган с нарушением установленного п. 2 ст. 370 НК РФ срока представления.
Судом первой инстанции правомерно признан несостоятельным довод налогоплательщика о применении в отношении него статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" по следующим снованиям. Из п. 1.4. Акта выездной проверки и выписке из ЕГРИП следует, что ИП Лукошкина С.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.03.2000г. регистрационный номер 664. 25.02.2003 г. заявитель снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя. 25.03.2003г. Лукошкина С.Н. вновь зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 24.12.2004г. внесена запись в ЕГРН за N 304230435900236 о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного до 01.01.2004года. Согласно выписки из ЕГРИП, индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности: 52.62 - розничная торговля, 92.71- деятельность по организации азартных игр, 92.72 - прочая деятельность по организации отдыха и развлечений.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия; для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Четырехлетний льготный период, гарантирующий субъектам малого предпринимательства неизменность условий налогообложения, следует исчислять с момента их государственной регистрации.
Из представленных в дело документов видно, что предприниматель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.03.2000г. и снята с учета 25.02.2003г, вновь зарегистрирована в качестве предпринимателя с 25.03.2003г.
Действие данной статьи не может распространяться на случаи, когда лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, прекращают предпринимательскую деятельность в добровольном порядке и вновь начинают ее, поскольку иное позволило бы злоупотреблять названной льготой и пользоваться ею в течение неограниченного срока, что противоречит самому смыслу установления этой гарантии.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применение к заявителю положений статьи 9 Закона от 14.06.1996 N 88-ФЗ после 16.03.2004г. является неправомерным. Кроме того, ИП Лукошкиной С.Н. с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. не осуществлялась предпринимательская деятельность, что подтверждается п.2.1.1.,2.2.1. акта проверки. Налоговые декларации в 2003 году не представлялись.
С введением в действие с 01.01.2004 главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации игровые автоматы указанного типа включены в состав объектов налогообложения.
Данные изменения порядка налогообложения не могли создать менее благоприятные условия налогообложения для предпринимателя, по сравнению с ранее действовавшими, поскольку деятельность в 2003 году предпринимателем не осуществлялась.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ухудшения условий для предпринимателя, определенных в Определении Конституционного суда РФ от 05.06.03г.N 277-0, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.02г.N 37-0, а именно, возложение дополнительного налогового бремени, необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых, применяются меры налоговой ответственности не произошло.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованным доводы предпринимателя о неправомерном привлечение его к налоговой ответственности по 1 ст. 129.2 НК РФ, в связи с неправильной квалификацией правонарушения.
Нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 366 НК РФ, влечет взыскание с него штрафа в соответствии со статьей 129.2 НК РФ в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Если данное деяние совершено более одного раза, то к правонарушителю применяется пункт 2 данной статьи и взыскивается штраф в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес.
По мнению инспекции, проверяющими доказан факт эксплуатации игровых автоматов за период с 01.07.2005г.- по 30.09.2005г. В соответствии со ст.368 НК РФ налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц. Следовательно, объекты налогообложения налогом на игорный бизнес должна быть зарегистрированы заявителем в налоговом органе в каждом налоговом периоде. Однако объекты зарегистрированы не были ни в одном из налоговых периодов, в виду чего привлечение заявителя к ответственности по п.2 ст. 129 НК РФ является обоснованным.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что налоговая инспекция при привлечении предпринимателя к налоговой ответственности неправильно квалифицировала состав вменяемого ему налогового правонарушения, неправильно применила норму материального права - пункт 2 статьи 129 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как подлежал применению п. 1 ст. 129 НК РФ. Налогоплательщик обязан был в силу п. 2 ст. 366 НК РФ за 2 рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения, зарегистрировать их в налоговом органе. Обязанность регистрировать объекты налогообложения в каждом налоговом периоде НК РФ не предусмотрена.
Судебные органы не могут подменять функции налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, суду не принадлежит право переквалификации налогового правонарушения. В силу ст. 101 НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимает руководитель налогового органа, а не суд. Суд лишь дает правовую оценку этому решению, проверяя правильность применения налоговым органом нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела.
На основании изложенного, решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 129 НК РФ подлежит признанию недействительным, а решение суда в данной части надлежит изменить.
Судом первой инстанции отказано предпринимателю в удовлетворении требований в части признания решения инспекции недействительным в части штрафа в виду отсутствия смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что болезнь дочери ИП Лукошкиной С.Н. не может рассматриваться в качестве обстоятельства смягчающего налоговую ответственность.
Данный вывод суда судебная коллегия считает неправильным в виду следующего.
В подпункте 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ указано, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
В подпунктах 1 - 2.1 пункта 1 статьи 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Таковыми признаются: совершение правонарушения вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Однако этот перечень не является исчерпывающим, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ. Согласно названной норме Кодекса (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) обстоятельства могут быть признаны смягчающими ответственность лица судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
Суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе дела о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований статьи 112 НК РФ при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 112 НК РФ, суд вправе признать недействительным решение налогового органа в части необоснованно (без учета имеющихся смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств) наложенных санкций.
Частями 1 и 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Право оценки доказательств по делу и определения размера санкции с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность предоставлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации судам первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия установила, что предприниматель заявляла инспекции о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, просила уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа в виду тяжелого материального положения и болезни дочери. Налоговая инспекция отказала в удовлетворении ходатайства предпринимателя. Суд первой инстанции также не усмотрел наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, так как из материалов дела следует, что предприниматель имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, представила доказательства сложного материального положения, связанного с болезнью дочери, получавшей платные медицинские услуги (т. 1 л.д. 43). Кроме того, размер оспариваемого штрафа в сумме 76 750 руб. не соразмерен последствиям правонарушения и подлежит снижению до 30 000 руб., решение инспекции в части штрафа в сумме 46 750 руб. признанию незаконным, решение суда подлежит в данной части изменению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 ноября 2007 года по делу N А32-6136/2007-12/69 изменить:
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Геленджику от 06.03.07г. N 14 в части привлечения к ответственности по п. 2 ст. 129.2 НК РФ в сумме 90 000 руб. и в части взыскания штрафа в сумме 46 750 руб.
Возвратить ИП Лукошкиной С.Н. из федерального бюджета РФ излишне уплаченную госпошлину в сумме 950 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6136/2007-12/69
Истец: индивидуальный предприниматель Лукошкина Светлана Николаевна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Геленджику
Третье лицо: Лукошкина Светлана Николаевна , Лукошкина Светлана Николаевна, Замятин Евгений Анатольевич (для Лукошкиной С. Н.)