город Ростов-на-Дону |
дело N А53-21220/2007-С2-11 |
26 мая 2008 г. |
15АП-2594/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ткаченко Т.И.,
судей Колесова Ю.И., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Рзаева Видади Мазахим Оглы, паспорт 6005 N 378687, выдан ОВД Аксайского района Ростовской области 11.08.05;
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 04.02.08 N 271 Бодаховой Марии Мануковны, паспорт 6002 N 640275, выдан ОВД Аксайского района Ростовской области 24.04.02, представителя по доверенности от 09.01.2008 г. N 05 Степанковского Дмитрия Сергеевича, удостоверение N 34 от 24.09.01;
от ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ": представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 77599);
от Управления Роснедвижимости по Ростовской области: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 77600);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 77602);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рзаева Видади Мазахим Оглы
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2008 г. по делу N А53-21220/2007-С2-11
по заявлению индивидуального предпринимателя Рзаева Видади Мазахим Оглы
к Администрации Аксайского района Ростовской области
при участии ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ", Управления Роснедвижимости по Ростовской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ростовской области
о признании незаконным постановления Главы Администрации Аксайского района Ростовской области от 31.08.2007 г. N 1219 "Об отмене постановления Главы Администрации Аксайского района от 27.06.2006 г. N 801",
принятое судьей Икряновой Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Рзаев Видади Мазахим Оглы обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным Постановления Главы Администрации Аксайского района от 31.08.2007 г. N 1219 "Об отмене постановления Главы Администрации Аксайского района от 27.06.2007 года N 801".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2008 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что компетентный орган местного самоуправления при осуществлении публичных функций, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, вправе отменить ранее принятый другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Не согласившись с принятым судебным актом индивидуальный предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2008 года отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене Постановления Главы Администрации Аксайского района от 31.08.07 N 1219.
В обоснование изложенных в апелляционной жалобе доводов предприниматель сослался на то, что в момент заключения договора никаких ограничений на земельный участок установлено не было, земельный участок согласно договору аренды был отнесен к категории земель населенных пунктов.
Администрация Аксайского района Ростовской области в своем отзыве на апелляционную жалобу считает ее необоснованной и неподлежащей удовлетворению и просит оставить решение Арбитражного суда Ростовской области без изменения.
Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ФГУ "Севкавуправавтодор") также представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что администрация района приняв решение о предоставлении предпринимателю земельного участка, нарушила порядок использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Индивидуальный предприниматель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что между ним и администрацией был заключен договор аренды земельного участка. Постановлением Главы администрации было отменено постановление, которым был выделен земельный участок. Такие действия исполнительного органа являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель заинтересованного лица Степанковский в судебном заседании пояснил, что в 2006 году был заключен договор аренды. Однако договор по вине администрации не был согласован с Управлением автодорог. В администрацию поступило письмо от Управления автомобильных дорог, согласно которому было необходимо пересмотреть вопрос о предоставлении земельного участка, расположенного в границах плана федеральной автомобильной дороги. Таким образом, администрацией было отменено постановление Комитета по имущественным и земельным отношениям, которым был предоставлен в аренду земельный участок.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, не явившихся в судебное заседание.
Как следует из материалов дела 06.12.2006 г. между Комитетом по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области и индивидуальным предпринимателем Рзаевым Видади Мазахим Оглы был заключен договор аренды земельного участка (л.д.12), по которому предпринимателю во временное владение и пользование сроком на 5 лет был передан земельный участок с кадастровым номером 61:02:60 00 10:0181, находящийся по адресу: Ростовская область, Аксайский район, 1054 км автодороги Ростов-Воронеж. Основанием явилось Постановление Главы Администрации Аксайского района от 27.06.2006 г. N 801 (л.д.26).
Постановлением Главы Администрации Аксайского района от 31.08.2007 г. N 1219 было отменено Постановление Главы Администрации Аксайского района от 27.06.2006 г. N 801, на основании которого был заключен аренды спорного земельного участка. Данное постановление является предметом оспаривания по настоящему делу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно письму ФГУ "Севкавуправавтодор" от 06.08.2007 г. N 1398, направленному в адрес заместителя Главы Администрации Аксайского района Ростовской области, спорный земельный участок расположен в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги и в соответствии с действующим законодательством на него распространяется особый режим использования земель, который включает в себя ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос. Данный факт подтверждается лицами, участвующими в деле, и не оспаривается заявителем. Кроме того, из письма Территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области от 15.02.08 N 303 (л.д.68), направленного в адрес председателя Комитета по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, следует, что спорный земельный участок относится к категории земли промышленности, транспорта.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно применил следующие нормативные положения действующего законодательства.
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Частью 5 статьи 87 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, в том числе придорожных полос автомобильных дорог, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 г. N 1420 придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода.
В силу пункта 4 указанных Правил контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "б", "в" пункта 5 Правил в зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:
а) для автомобильных дорог IV и III категории - 50 метров;
б) для автомобильных дорог II и I категории - 75 метров.
В силу пункта 15 указанных Правил решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится в пределах придорожной полосы федеральной автомагистрали М-4 "Дон" в связи с чем на него распространяется особый режим использования земель, который включает в себя ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос. Поэтому с учетом пункта 15 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования решение о предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю, равно как и размещение объектов дорожного сервиса в пределах данного участка должно было быть согласовано с соответствующим органом управления федеральными автомобильными дорогами, которым в Ростовской области является ФГУ "Севкавуправавтодор".
Однако как видно из материалов дела Администрацией Аксайского района Ростовской области при принятии решения о предоставлении спорного земельного участка данный порядок не был соблюден и решение принято без согласования с компетентным органом. Указанные обстоятельства подтверждаются заинтересованным лицом.
В настоящий момент на данном участке автомобильной дороги начаты работы по строительству транспортной развязки и расширению автомобильной дороги. Вследствие этого, территория, на которой расположен объект дорожного сервиса, принадлежащий заявителю, находится в пределах придорожной полосы, на которой ведутся строительные работы.
ФГУ "Севкавуправавтодор", указывая на факт выдачи разрешений на размещение объектов дорожного сервиса на земельных участках, находящихся в пределах придорожной полосы федеральной автодороги, без согласования с компетентным органом управления федеральными автомобильными дорогами, обратилось в Администрацию Аксайского района с просьбой устранить вышеуказанные нарушения (л.д.43).
Рассмотрев данное обращение, Глава администрации Аксайского района принял постановление от 31.08.07 N 1219 об отмене постановления Главы Администрации Аксайского района от 27.06.06 N 801, которым был предоставлен в аренду предпринимателю Рзаеву Видади Мазахим Оглы спорный земельный участок.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене указанного постановления в силу следующих положений.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, с учетом необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в том числе в части порядка предоставления земельных участков, имеющих особый правовой режим, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности постановления, принятого руководителем Администрации Аксайского района Ростовской области.
В связи с этим у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.03.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП Рзаева В.М.О. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
Ю.И. Колесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21220/2007-С2-11
Истец: Рзаев Видади Мазахим Оглы
Ответчик: Администрация Аксайского района Ростовской области
Третье лицо: ФГУ " Федеральное управление автомобильных дорог " Северный Кавказ", Управление Роснедвижимости по Ростовской области, ТУ ФА по УФИ по РО, Администрация Аксайского района
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2594/2008