город Ростов-на-Дону |
дело N А32-20452/2006-22/195 |
27 мая 2008 г. |
15АП-1416/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "3 Прогресс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу N А32-20452/2006-22/195
по иску прокурора Краснодарского края, г. Краснодар
в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г. Краснодар
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,
обществу с ограниченной ответственностью "3 Прогресс", г. Геленджик
при участии третьего лица Администрации Краснодарского края
о признании договора аренды недействительным,
принятое в составе судьи Чуприна Т.В.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснодарского края в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО Краснодарского края), обществу с ограниченной ответственностью "3 Прогресс" (далее ООО "3 Прогресс) о признании недействительным договора аренды N 0000001307 от 13.12.2005 г. земельного участка, расположенного в г. Геленджик, Тонкий мыс, заключенного между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ООО "3 Прогресс".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Краснодарского края.
Исковые требования мотивированы тем, что спорный земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта Геленджика и в силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, соответственно ДИО Краснодарского края не является надлежащим арендодателем земельного участка. Договор аренды является ничтожным, поскольку заключен неуполномоченным арендодателем.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21 января 2008 года иск удовлетворен, договор аренды земельного участка N 0000001307 от 13 декабря 2005 года, заключенный между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и обществом с ограниченной ответственностью "3 Прогресс" признан недействительным. Решение мотивировано следующим. Спорный земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны курорта Геленджика и относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение. Департамент имущественных отношений Краснодарского края не является собственником спорного земельного участка, не представил доказательств, подтверждающих его право сдавать в аренду спорный земельный участок, соответственно не является надлежащим арендодателем, спорный договор аренды является ничтожным ввиду его противоречия закону.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "3 Прогресс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске прокурору отказать. Заявитель апелляционной жалобы считает неправильным вывод суда о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью. Суд первой инстанции неправильно истолковал нормы Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Территория города Геленджика не была отнесена к курортам, в установленном порядке. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года N 591-р не является основанием для отнесения спорного земельного участка к категории земель федеральной собственности. Неразграниченными земельными участками вправе были распорядиться органы государственной власти Краснодарского края.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены. ООО "3 Прогресс" представило письменное ходатайство об отложении судебного заседания ввиду нахождения его представителя в командировке.
Протокольным определением суда от 20.05.2008 в удовлетворении ходатайства ООО "3 Прогресс" об отложении судебного заседания отказано.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Оценив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 22.11.2005 N 1071-р "О предоставлении в аренду земельных участков обществу с ограниченной ответственностью "3 Прогресс" для строительства и эксплуатации базы пансионата с общекурортной набережной в городе-курорте Геленджик", 13.12.2005 между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ООО "3 Прогресс" заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0000001307, в соответствии с которым ООО "3 Прогресс" предоставлен в аренду сроком на 25 лет до 22.11.2030 г. земельный участок из земель поселений площадью 35000 кв.м. с кадастровым номером 23:40:04 01 030:0053, расположенный по адресу: г.-к. Геленджик, Тонкий мыс, б/н, в границах указанных в кадастровом плане земельного участка, для строительства и эксплуатации пансионата с общекурортной набережной.
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке отделом по г. Геленджик Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с ним 31.01.2006 произведена запись о регистрации за N 23-23-12/047/2005-512.
В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы по материалам предварительного выбора земельного участка для проектирования ООО "3 Прогресс" пансионата с общекурортной набережной, утвержденным приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю N 1.04/86 от 27.12.2004 г., земельный участок, являющийся предметом договора аренды N 0000001307 от 13.12.2005 г., расположен во 2-й зоне санитарной охраны курорта Геленджик (л.д. 24-27).
Судом первой инстанции правильно установлены и не оспариваются лицами, участвующими в деле, фактические обстоятельства дела.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты - п.1 ст.2 указанного Закона. Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Границы и режим округа санитарной охраны г. Геленджика предусмотрены Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.87 N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае". Поскольку в настоящий момент Правительством Российской Федерацией не принято Постановление, определяющее границы зоны санитарной охраны курорта Геленджик, при определении границ зон санитарной охраны надлежит руководствоваться указанным Постановлением Совета Министров РСФСР.
Земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с п.13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425, режим второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Любой участок, сформированный в пределах зоны особо охраняемых территорий федерального значения, относится по общему правилу к федеральной собственности. Право государственной собственности возникает в данном случае на основании закона, независимо от регистрации этого права в реестре.
Спорный земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны курорта Геленджика (заключение N 90 государственной экологической экспертизы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю) и относится к землям особо охраняемых природных территорий, имеющих федеральное значение, соответственно является федеральной собственностью.
В соответствии с п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы государственной власти осуществляют от имени Российской Федерации права собственника имущества в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"" функции между федеральными органами исполнительной власти распределяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Департамент имущественных отношений Краснодарского края не является собственником земельного участка и не представил доказательств, подтверждающих его право сдавать в аренду участок. Следовательно, договор аренды N 00000001307 от 13 декабря 2005 года был заключен субъектом, который не имел надлежащих правомочий действовать от имени собственника - Российской Федерации. Данный договор не соответствует требованиям закона, а именно требованиям п. 1 ст. 125, ст. 209, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, является ничтожной сделкой. В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Данная статья не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь. По смыслу упомянутой статьи и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" право федеральной собственности может быть признано не на категорию земель особо охраняемых природных территорий, а на образованные в установленном законом порядке и с определенными границами земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения. Право собственности Российской Федерации на указанный участок возникло на основании Федерального закона Российской Федерации от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", с момента вступления закона в силу. Спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, поэтому является федеральной собственностью.
Разграничение государственной собственности на землю, является самостоятельным основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки, законодательством предусмотрен иной порядок получения земельных участков в собственность Российской Федерацией, чем в случае отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации в силу закона, в связи с чем, положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" о праве органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками до разграничения государственной собственности на землю к спорным правоотношениям не применимы.
Довод апелляционной жалобы о том, что в отношении города Геленджика в установленном порядке не принималось решение об отнесении его к курортам союзного, республиканского либо местного значения, судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду следующего.
В постановлении Совета Министров РСФСР от 8 августа 1975 года N 461 город Геленджик прямо отнесен к категории городов-курортов (СП РСФСР, 1975, N 17, Ст.123). Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1987 года N 494 были утверждены границы и режим округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов, куда включен и город Геленджик.
Пунктом 3 раздела 2 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Таким образом статус г.Геленджика и границы зон санитарной охраны курорта установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.87 N 494 "Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае".
Правительство Российской Федерации не принимало никаких решений об утрате данного статуса, поэтому является ошибочным довод апелляционной жалобы о том, что после принятия Федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях" требовалось принятие новых положений о курортах. Более того, Правительство Российской Федерации вновь подтвердило статус курорта при издании распоряжения N 591-р от 12 апреля 1996 года.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на ООО "3 Прогресс".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу N А32-20452/2006-22/195 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20452/2006-22/195
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Прокурор Краснодарского края
Ответчик: ООО "3 Прогресс", общество с ограниченной ответственностью "3 Прогресс", Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1416/2008