город Ростов-на-Дону |
дело N А53-13567/2007-С4-19 |
04 июля 2008 г. |
15АП-3229/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Колесова Ю.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,
при участии:
от Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес" - директора Лисьих Н.В.,
от Управления Росприроднадзора - Раздоркиной Н.Н. по дов. от 23.04.2008 года N 01.1-09/655, удостоверение N 996 от 14.11.2005 года, Плотниковой Е.А. по дов.от 25.04.2008 года N 01-09/684,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 06 мая 2008 года по делу N А53-13567/2007-С4-19
по заявлению Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области (ГАУ РО) "Лес"
к заинтересованному лицу - Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления от 27 августа 2007 года N 7/991
принятое судьей Колесник И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Ростовской области "Верхнедонской лесхоз" (далее - лесхоз) - правопредшественник Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области (ГАУ РО) "Лес" (далее - учреждение "Лес") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27 августа 2007 года N 7/991, которым общество было привлечено к ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с наложением штрафа в сумме 30 000 рублей.
Требования мотивированы отсутствием события правонарушения, поскольку учреждение считает себя не нарушившим пункты 3, 9 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
Решением суда от 15 октября 2007 года, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 26 декабря 2007 года требования лесхоза удовлетворены в связи с составлением протокола по делу об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лесхоза, не извещенного о времени и месте составления протокола.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2008 года решение суда первой и постановление апелляционной инстанции отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как указал суд кассационной инстанции, из объяснения, написанного Асташовым В.Д. собственноручно, следует, что директор с протоколом об административном правонарушении не согласен и от его подписи отказывается, что подтверждает присутствие законного представителя лесхоза при составлении протокола.
При новом рассмотрении дела решением суда от 06 мая 2008 года в удовлетворении требования отказано. Решение мотивировано доказанностью события правонарушения, что суд установил из акта проверки и объяснений директора учреждения. Остальные доводы признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Не согласившись с указанным выводом, учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило его отменить, удовлетворить заявленное требование. Как указывает податель жалобы, судом не исследован факт совершения учреждением правонарушения, не дана оценка фактическим обстоятельствам дела, на которые указывал Верхнедонской лесхоз в заявлении. Подробно ссылка на указанные обстоятельства изложена в тексте апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление настаивает на законности и обоснованности принятого решения.
В судебном заседании директор учреждения "Лес" дал следующие пояснения. Натурного осмотра территории пожара не проводилось; от точек остановки проверяющих, объезжавших горельник на машине по квартальным линиям, до лесосек не менее 300, а где-то и 700-800 м.; тот факт, что проверяющие из машины не выходили, подтвердили прежний директор лесхоза Асташев В.Д. и лесничий Карташев; из окна машины можно определить естественную захламленность или следствие рубок, но не более того.
Ссылаясь на пункт 3 подпункт б) Правил противопожарной безопасности в лесах, указал, что обвинять лесхоз в недоочистке нельзя, т.к. лесхоз находится на содержании государства; лесхоз выполнял плановые объемы работ в этой области, и этот факт не опровергнут; попытки изменить ситуацию лесхозом предпринимались, о чем свидетельствует письмо-запрос лесхоза от декабря 2006 года об увеличении объема работ, на что был дан ответ: работать в пределах выделяемых средств. Объем финансирования был ограничен цифрами утвержденного перспективного плана, тем не менее, лесхоз за счет собственных средств производил работы. Так, из 1 104 тыс. объема выполненных на 01.01.07 года работ на 611 тыс. работы выполнены за счет бюджетных средств, на 492,5 тыс. - за счет собственных средств.
Не согласен с доводами Управления относительно непроведения весенней доочистки - она применяется лишь по результатам зимних рубок, а последний лесорубочный билет был выдан в сентябре. По каждому лесорубочному билету составлялся акт освидетельствования лесосеки о порубочных остатках. Согласно акту от 10.04.2007 года лесхоз был признан готовым к работе, при этом 50% работ было проведено именно в том лесничестве, где возник пожар, поскольку это пожароопасная территория - в 2007 году из 16 признанных пожаров 11 произошли из-за удара молнии. О готовности лесхоза к работе свидетельствовали справки о горюче-смазочных материалах, наличие плана пожаротушения, факт оперативного тушения пожара, рассматриваемого в данном деле (несмотря на то, что по бездорожью быстрое преодоление пути в 35 км представляло собой большую трудность).
Исходя из изложенного считает, что все подпункты пункта 3 Правил противопожарной безопасности в лесах лесхозом были выполнены.
Просил суд учесть тот факт, что из требуемых 51,2 млн.рублей на противопожарные мероприятия выделено лишь 6 млн. рублей; захламленность леса не была допущена; распространению пожара способствовала не захламленность леса, а погодные условия, что отмечено и проверяющими.
Сослался на то, что естественная захламленность может устраняться тремя способами, в частности, по мнению одного из специалистов в области леса, на территории Ростовской области не стоит убирать опавшую древесину в целях образования питательного почвенного слоя.
Огласив доводы отзыва, представитель Росприроднадзора дополнительно пояснили, что размер ущерба от пожара составил 3 352 102 руб.; доказательство того, что лесхоз на противопожарные мероприятии просил выделить деньги, не имеется; лесхоз ссылается на готовность технической части с точки зрения противопожарной безопасности, но не состояния лесных насаждений; лесхоз не доказал, что не было натурного осмотра; тушение пожаров - уставная деятельность лесхоза (пункт 2.2 Устава); захламленность - естественный процесс, может произойти самовозгорание при жаркой сухой погоде, в связи с чем необходимо захламленность устранять. Не в пользу лесхоза свидетельствует и прекращение окарауливания очагов возгорания (дымящиеся пни), это является его неправомерным бездействием. Вину лесхоза в непринятии должных мер противопожарной безопасности считают подтвержденной документами (материалами лесоустройства), из которых следует, что на участках рос полосами лес, мероприятия рубки и ухода были назначены, но прореживание не выполнялось, имел место естественный отпад леса. Росприроднадзор не изучал причину пожара; это компетенция правоохранительных органов; изучалось и в вину лесхозу поставлено нарушение правил пожарной безопасности, вызвавшее распространение пожара на большую территорию. В частности, лесосека была не до конца очищена после пожара 2004 года. Таксационный план лесхоза подтверждает доводы Росприроднадзора: там обозначена "гарь" и "уборка захламленной территории", лесхоз также не доочистил территорию после сплошных рубок. Возразили, что весенняя доочистка должна производится не только по зимним рубкам; лесхоз доочистку не проводил ни зимой, ни весной, ни осенью, о чем и указывают лесоустроители в документах; указано, что лес посажен между горельниками 1996 года. Лесхоз на захламленной территории создавал новые насаждения, тем самым создавая пожарную ситуацию, подвергая молодые насаждения угрозе. Уповать на естественное гниение было опрометчиво, так как в сухой зоне, каковой является Ростовская область, естественный отпад древесины лежит 10-летиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09 августа 2007 года по результатам проверки факта крупного лесного пожара, происшедшего 01 августа 2007 года в Дубровском лесничестве ГУ РО "Верхнедонской лесхоз" специалистами Управления Росприродназора был составлен акт, где зафиксирован факт нарушения пунктов 9,17 Правил пожарной безопасности в лесах. Как указано в акте, при натурном обследовании выявлено, что пожар возник в квартале 117 Дубровского леаничества в насаждениях сосны 40 лет, распространился на насаждения сосны возрастом 40 лет в квартале 108, далее по направлению ветра по территории гари 2002 года в квартале 108 перешел в насаждения сосны возрастом 40 лет в квартале 99 и распространился на насаждения сосны возрастом 8 лет в квартале 98 и квартале 89.
20 августа 2007 года и.о.руководителя Росприроднадзора вынесено определение N 8/991 об административном правонарушении; 27 августа 2007 года - постановление о привлечении ГУ РО "Верхнедонской лесхоз" - правопредшественника учреждения "Лес" - по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Рассматривая законность постановления, суд первой инстанции исходил из доказанности события правонарушения и вины учреждения "Лес" в его совершении.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод обоснованным.
В соответствии со статьей 8.32 Кодекса нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (далее - Правила), в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 9 Правил 9 запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно пункту 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Актом проверки (том 1 л.д.60) и иными материалами дела подтверждается выполнение лесхозом указанных мероприятий не в полном объеме. Так, рубки ухода не проводились; после пожара 2002 года образовалась гарь в кварталах 108, 117; согласно акту освидетельствования лесосек, произведена очистка на лесной площади гари в квартале 108; однако по состоянию на 2006 год, согласно разделу "хозяйственные мероприятия" таксационного описания лесоустройства Дубровского лесничества, имела место захламленность после повреждения сосны низовым пожаром 2002 года. Изложенное свидетельствует о том, что уборка последствий пожара 2002 года за период до 2006 года произведена не должным образом, что, как правильно отмечает Управление Росприроднадзора в акте, является одной из причин, способствовавшей распространению пожара, возникшего на небольшом участке лесного фонда в квартале 117 Дубровского лесничества, на площадь 150 га.
Податель жалобы ссылается на непроведение натурного обследования, без которого, как он полагает, нельзя было установить причину пожара. Однако, как верно указывает Росприроднадзор, учреждение "Лес" привлечено к ответственности не за виновные в возникновении пожара действия, а за нарушение правил пожарной безопасности, при этом состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса, является формальным, т.е. не зависит от последствий нарушения указанных правил. В данном деле факт нарушения правил подтверждается.
Указывая на принятие мер к поддержанию материально-технической базы в готовности к пожаротушению и наличие соответствующих планов мероприятий; недостаточное финансирование мероприятий ухода за лесом; использование на указанные мероприятия собственных средств; отсутствие в законе необходимости в проведении весенней доочистки рубок, и подтверждаемые актами освидетельствования мест рубок проведенную в полном объеме очистку указанных мест, податель жалобы фактически ссылается на отсутствие вины в совершении правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая доводы подателя жалобы на этот счет, суд апелляционной инстанции не может согласиться с тем, что учреждением "Лес" были приняты все необходимые и достаточные меры по соблюдению норм пожарной безопасности: как указано выше, не убраны площади гари пожара 2002 года от последствий пожара; из объяснительной директора лесхоза Асташова В.Д. (том 1 л.д.62) следует, что расчищено лишь 27.21 га, в то время как площадь гари 84 га. Акты освидетельствования мест рубок зафиксировали надлежащую уборку мест рубок; вместе с тем, в них указано на уборку порубочных остатков путем складирования в кучи и сжигания в пожаробезопасный период. Реализация этих мероприятий опровергается данными проверки, согласно которым не закончена весенняя доочистка лесосек.
Вместе с тем, в силу пункта 3 Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России 17 ноября 1997 года, ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.
Не могут считаться обоснованными и доводы учреждения "Лес" относительно того, что в результате естественных процессов погибшие после пожара деревья сгнивают, а потому уборке не подлежат. Данные доводы не подтверждены заключением соответствующих специалистов; как указывает Управление Росприроднадзора, в условиях лесостепи и сухого климата ожидать естественного сгнивания не приходится; кроме того, в процессе гниения может произойти возгорание.
Также вина общества в нарушении противопожарных правил заключается в непринятии мер достаточному окарауливанию места возникновения пожара, что подтверждается постановлением и.о.начальника ОГПН по Верхнедонскому району от 27.07.2007 года, исследованным судом апелляционной инстанции.
Обстоятельства составления протокола по делу об административном правонарушении оценены судом кассационной инстанции; иных нарушений порядка привлечения к ответственности не имеется; постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о судебных расходах не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 мая 2008 года по делу N А53-13567/2007-С4-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу Верхнедонского государственного автономного учреждения Ростовской области "Лес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Ю.И. Колесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13567/2007-С4-19
Истец: Верхнедонское государственное автономное учреждение Ростовской области (ГАУ РО) "Лес"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3229/2008