город Ростов-на-Дону |
дело N А53-2831/2008-С2-42 |
09 июля 2008 г. |
15АП-3099/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тамахиным А.В.
при участии:
от истца: руководитель юр. отдела Панчихина И.В., дов. N 61.1.6-08/31 от 15.02.2008, паспорт; юрисконсульт Прокофьев О.А., дов. N 61.1.6-08/33 от 15.02.2008, удостоверение;
от ответчика: вед. специалист Ларичкина Н.Н., дов. N 3-ЕС от 09.01.2008; удостоверение;
от третьего лица: Дадача О.В., дов. N 58-14/84 от 10.01.2008, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала - УФПС Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2008 по делу N А53-2831/2008-С2-42
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала - УФПС Ростовской области
к ответчику - Министерству труда и социального развития Ростовской области
при участии третьего лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области
о взыскании 291 884 руб. 68 коп.,
принятое в составе судьи Пипник Т.Д.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала - УФПС Ростовской области (далее - ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 279 230 руб. 65 коп. - задолженности, 12 645 руб. 03 коп. - пеней.
Определением от 17.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что действующим законодательством не допускается оплата за счет бюджетных средств налога на добавленную стоимость, начисленного сверх стоимости услуги. Суд пришел к выводу о том, что сумма налога должна быть исчислена как часть совершенного платежа в пределах общей суммы - 1,5 % доставленных адресатам платежей. Кроме того, суд установил, что по спорному договору министерством приняты обязательства в сумме, превышающей лимиты бюджетных обязательств, а заключение договора, предусматривающего платеж в сумме, превышающей лимиты бюджетных обязательств противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, в части, превышающей установленный законом предел платежа, сделка является ничтожной.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неправомерность вывода суда вывод суда о том, что министерству не предусмотрено лимита бюджетных обязательств для оплаты услуг почты по доставке денежных выплат в размере 1,5 % от выплаченных сумм и расходов, а также связанных с уплатой почтой налога на добавленную стоимость, не соответствует обстоятельствам дела. По мнению истца, решением суда нарушены нормы налогового законодательства, поскольку спорная услуга не освобождена от налогообложения. Кроме того, наличие задолженности подтверждается подписанным сторонами актом сверки.
Министерство в отзыве указало, что предусмотренные договором услуги были оплачены исходя из лимитов бюджетных обязательств на 2007 год на доставку денежных средств отдельным категориям граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг. В областном бюджете средства на возмещение Управлению Федеральной почтовой связи оплаты услуг по доставке денежных средств в части, превышающей 1,5 % от выплаченных сумм, Министерству труда не предусмотрены. Министерству труда также не предусмотрены лимиты бюджетных обязательств областного бюджета на оплату налога на добавленную стоимость за доставку социальных выплат на территории Ростовской области в 2007 году.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Представитель третьего лица поддержала позицию ответчика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России" и Министерством труда и социального развития Ростовской области заключили договор на оказание услуг по доставке социальных выплат N 700/691 от 19.06.2007, по условиям которого ФГУП "Почта России" (исполнитель) обязалось по заданию Министерства труда и социального развития Ростовской области (заказчик) оказывать услуги по доставке на дом федеральным льготникам путем вручения на дому или в кассе исполнителя перечисленные исполнителем заказчиком сумм ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Подпунктом 2.1.1 министерство обязалось в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" оплачивать оказанные почтой услуги в порядке, установленном разделом 2 договора в размере 1.5% от выплаченных сумм без учета НДС (пункт 2.1.1 договора).
Согласно пункту 2.2 договора денежные средства, указанные в разделе 2 договора, перечисляются заказчиком исполнителю с учетом расходов, связанных с уплатой исполнителем налога на добавленную стоимость.
Во исполнение обязательств по договору ФГУП "Почта России" оказало министерству услуги по доставке ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), о чем сторонами составлены акты выполненных работ за июнь-ноябрь 2007 года.
ФГУП "Почта России" на основании подписанных сторонами актов выполненных работ выставляло на оплату своих услуг счета-фактуры, в которых сумма налога выделялась отдельной строкой и была начислена на сумму платежа за услугу, то есть сверх 1,5 % доставленных почтой сумм.
Для оплаты этих счетов министерством в Управление федерального казначейства по Ростовской области для перечисления денежных средств ФГУП "Почта России" ежемесячно представлялись платежные поручения N 18936 от 23.07.2007, N 21865 от 20.08.2007, N 24558 от 24.09.2007, N 27190 от 22.10.2007, N 30699 от 26.11.2007, N 33657 от 20.12.2007, в назначении платежа которых указывалась сумма с учетом налога на добавленную стоимость, исчисленного почтой. Однако Управлением федерального казначейства по Ростовской области, которое осуществляет кассовое исполнение бюджета, в осуществлении таких платежей отказано со ссылкой на неправильное исчисление налога - сверх установленного законом ограничения суммы оплаты за услуги.
20.08.2007 Управлением федерального казначейства по Ростовской области направило в адрес министерства письмо за исх. N 1-06/10820, в котором указало, что оплата суммы налога на добавленную стоимость по услугам за доставку льгот в денежной форме отдельным категориям граждан через кредитные организации, почтовые отделения связи за счет средств федерального бюджета противоречит статье 50 Федерального закона от 19.12.2006 "О федеральном бюджете на 2007 год".
Управлением федерального казначейства по Ростовской области суммы налога на добавленную стоимость не были перечислены почте, что послужило основанием для обращения ФГУП "Почта России" в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства по делу и правомерно счел требования истца не подлежащими удовлетворению в виду следующего.
Анализируя условия спорного договора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Статье 424 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Ответчиком в счет оплаты услуг ФГУП "Почта России" перечислена сумма, составляющая 1,5 % от выплаченных сумм и сторонами не оспаривается.
Сущность спора сводится к определению порядка уплаты министерством налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Услуги по доставке социальных выплат в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к операциям, не подлежащим налогообложению, следовательно, министерством должен оплачиваться налог на добавленную стоимость.
В то же время, Минфином Российской Федерации в письме от 07.05.2007 N 06-02-43 по вопросу финансирования расходов по оплате услуг на доставку денежных средств отдельным категориям граждан даны разъяснения следующего содержания.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов" форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
На основании принятого органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении гражданам указанных мер социальной поддержки в виде денежных средств расходы по предоставлению (доставке) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным категориям граждан в денежной форме через кредитные организации, почтовые отделения связи производятся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе и оплата суммы налога на добавленную стоимость по налогооблагаемым услугам в соответствии с налоговым законодательством.
При этом в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в порядке оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в 2007 году предоставлено право за счет субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций, осуществлять финансирование расходов по оплате услуг на доставку гражданам денежных средств для целей оплаты за жилищно-коммунальные услуги в пределах 1,5% выплаченных сумм без учета налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, согласно пункту 7 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Оценив содержание данного документа, суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости оплаты за счет бюджетных средств налога на добавленную стоимость, начисленного сверх стоимости услуги, а сумма налога должна быть начислена как часть совершенного платежа в пределах общей суммы - 1,5 % доставленных адресатам платежей.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда правильным в виду следующего.
Согласно Приложению 29 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" - Распределение субвенций бюджетам Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2007 год Ростовской области на эти цели было выделено из федерального бюджета 1 359 996, 7 тысяч рублей.
В соответствии с законом Ростовской области "Об областном бюджете на 2007 год" на эти цели выделено 1 378 934, 9 тысяч рублей федерального и областного финансирования. Эти статьи расходов в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О бюджетной классификации" имеют следующие коды бюджетной классификации: ФКР (функциональная классификация расходов бюджета) - 1003, КЦСР (классификация целевых статей расходов бюджета) - 519000, КВР (классификация видов расходов функциональной классификации расходов бюджета) - 611.
Как видно из лицевого счета министерства как получателя бюджетных средств по состоянию на 1.01.2008 (по итогам 2007 года) в рамках данных расходов отражены также расходы, имеющие код по экономической классификации расходов бюджета (ЭКР) 211. Согласно Приказу Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" подстатья 221 Услуги связи включает в себя расходы бюджетов по оплате договоров на приобретение услуг связи в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, с том числе - почтовую пересылку пенсий и пособий.
По лицевому счету министерства финансирование этих расходов отражено в сумме 16 105 000 рублей, что менее 1.5% указанных выше сумм субвенций, адресованных гражданам. В бюджете области средства на возмещение УФПС оплаты услуг по доставке денежных средств в части, превышающей 1,5% от выплаченных получателям сумм, министерству труда и социального развития Ростовской области не предусмотрены.
Из смысла статьи 50 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" следует, что финансирование расходов по оплате услуг на доставку гражданам денежных средств для целей оплаты за жилищно-коммунальные услуги осуществляется в пределах 1,5% выплаченных сумм без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, законодателем установлен верхний предел платы за услуги и при заключении договора стороны, реализуя принцип свободы договора, установленный статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе определить и меньший размер платежа.
Министерство труда и социального развития Ростовской области является субъектом, финансируемым из бюджета и реализующего функцию исполнения бюджета.
В соответствии со статьей 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Это означает, что заключение договора, предусматривающего платеж в сумме, превышающий лимиты бюджетных обязательств, противоречит названной норме Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
В бюджете области средства на возмещение ФГУП "Почта России" оплаты услуг по доставке денежных средств в части, превышающей 1,5 % от выплаченных получателям сумм, министерству труда не предусмотрены.
Министерство труда и социального развития Ростовской области действует в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Главы Администрации области от 16.01.2001 N 25, согласно которому министерство является областным органом исполнительной власти, обеспечивающим ведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты. В полномочия министерства входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственным ему учреждениям, финансирование программ и мероприятий в сфере труда и социальной защиты населения в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Финансирование расходов на содержание министерства и осуществление его финансовых полномочий производится за счет средств областного бюджета.
Министерство труда и социального развития Ростовской области - бюджетная организация, не имеющая собственных средств, и в соответствии с бюджетным законодательством является получателем бюджетных средств. На основании статьей 162, 163 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство обязано использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением и сводной бюджетной росписью на соответствующий год.
Положением не предусматривается ни финансирование из иных источников, ни осуществление министерством какой-либо деятельности, направленной на получение доходов, которые могли бы быть использованы на оплату услуг истца.
Таким образом, министерству труда и социального развития Ростовской области не предусмотрены лимиты бюджетных обязательств областного бюджета на оплату налога на добавленную стоимость за доставку социальных выплат на территории Ростовской области в 2007 году.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что сумма налога должна быть определена в пределах совершенного платежа (1.5% доставленных сумм) и истец не лишен права подать уточненные декларации по налогу и урегулировать свои отношения по поводу уплаты налога в установленном налоговом законодательстве порядке.
Ссылка заявителя жалобы на акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 27.12.2007 не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку акт не подписан Министром труда и социального развития Ростовской области.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Госпошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ФГУП "Почта России" в лице филиала - УФПС Ростовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2008 по делу N А53-2831/2008-С2-42 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.И. Корнева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2831/2008-С2-42
Истец: ФГУП "Почта России", ФГУП " Почта России" в лице УФПС Ростовской области-филиала ФГУП " Почта России"
Ответчик: Министерство труда и социального развития Ростовской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3099/2008