город Ростов-на-Дону |
дело N А53-6543/2008-С4-7 |
28 июля 2008 г. |
15АП-4017/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Ивановой Н.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Профи-Дон": Михайлова В.В., паспорт, доверенность от 12 марта 2008 года, N 1.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия: представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
от общества с ограниченной ответственностью "Гарант К: представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07 июня 2008 года по делу N А53-6543/2008-С4-7
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профи-Дон"
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Гарант К",
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14 января 2008 года N 42/12-2007/ЗК-В,
принятое судьей Липатовой В.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Профи-Дон" (далее - общество, ООО "Профи-Дон") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14 января 2008 года N 42/12-2007/ЗК-В
Заявленные требования мотивированы следующим:
- общество не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
- обществу не была представлена возможность для ознакомления с материалами дела об административном правонарушении;
- постановление об административном правонарушении вынесено в день, составления протокол об административном правонарушении;
- к административной ответственности было привлечено лицо, не совершавшее административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечёно общество с ограниченной ответственностью "Гарант К".
Решением суда от 07 июня 2008 года признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия от 14.01 2008 года N 42/12-2007/ЗК В о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Профи-Дон" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Решение мотивировано следующим:
-Управлением были допущены нарушения процессуальных норм, выразившиеся в ограничении прав установленных законом для участников административных правоотношений;
-не была доказана вина общества во вменяемом административном правонарушении;
-к административной ответственности было привлечено ненадлежащее лицо, которое не совершало действий, повлекших наложение административной ответственности.
Не согласившись с указанными выводами, Управление обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2008г. по делу N А53-6543/2008-С4-7 полностью и принять по делу новое решение, мотивирую жалобу следующим:
-Управлением был установлен и зафиксирован факт совершения административного правонарушения ООО "Профи-Дон";
-общество было привлечено к ответственности с соблюдением всех процессуальных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на то, что Управлением не были представлены доказательства совершения административного правонарушения именно ООО "Профит-Дон", не была установлена вина общества в совершении вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель общества огласил доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу пояснив, что обществом были представлены документы подтверждающие факт того, что выемка кабеля производилась не ООО "Профи-Дон", а обществом с ограниченной ответственностью "Гарант К", что подтверждается многочисленными доказательствами, имеющимися в материалах дела. В отношении общества прокуратурой Сарпинского района Республики Калмыкия была проведена проверка, по результатам которой было установлено, что ООО "Профит-Дон" не совершало административного правонарушения в сфере природопользования.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Гарант К" и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, глава Администрации Сарпинского районного муниципального образования письмом от 20 ноября 2007 года N 1464 довел до сведения Управления, что ООО "Профи-Дон" проводится выемка кабеля без получения соответствующего разрешения, с нарушением природоохранного законодательства.
На основании данного обращения главы администрации и приказа от 18 декабря 2007 года N 173 в период с 24 по 28 декабря 2007 года административным органом проведена внеплановая проверка соблюдения требований федерального земельного и лесного законодательства ООО "Профи-Дон" в границах Сарпинского районного муниципального образования.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения проверки, для участия направлен не был.
24 декабря 2007 года был составлен акт обмера площади земельного участка, которым было установлено, что при выемке кабеля не произведено предварительное снятие и складирование верхнего плодородного слоя почвы, не проведена рекультивация нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на общей площади 28, 5 га.
25 декабря 2007 года Управление был составлен акт проверки N ПР-42/12-2007/ЗК-В в отношении ООО "Профи-Дон", которым установлено нарушение федерального земельного и природоохранного законодательства, выразившееся в осуществлении в границах Сарпинского районного муниципального образования без разрешительных документов демонтажа кабеля связи для собственных нужд, после чего не была произведена в установленном порядке рекультивация нарушенных при этом земель, причинён тем самым ущерб земельным ресурсам.
27 декабря 2007 года вынесено определение N ПР-42/12-2007/ЗК-В о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
14 января 2008 года государственным инспектором по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Черныховской Т.В. составлен протокол N 42/12-2007/ЗК-В об административном правонарушении в отношении ООО "Профи Дон" по факту правонарушения, предусмотренного статьей 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
14 января 2008 года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Калмыкия - Ленковой В.Д. в отношении ООО "Профи Дон" вынесено постановление N 42/12-2007/ЗК-В о назначении административного наказания.
В соответствии с 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8. 7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно статье 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела, в частности из протокола об административном правонарушении (л.д.61), а также постановления по делу об административном правонарушении (л.д.62), обществу вменено нарушение плодородного слоя почв и непроведение рекультивации данного участка, однако, вышеуказанные документы не содержат в себе информации о том, что данные работы были проведены именно ООО "Профи-Дон", более того, обществом были представлены доказательства того, что на данном участке работы по выемке кабеля были проведены обществом с ограниченной ответственностью "Гарант К", таковыми являются: договор N 7 от 28 мая 2007 года согласно которому ООО "Профи-Дон", именуемый в дальнейшем "продавец" продает, а ООО "Гарант К", именуем в дальнейшем "покупатель" заключили настоящий договор о нижеследующем: продавец обязуется передать в собственность покупателя кабель КМАБ 4 кабельной линии К 99 общей протяженностью 150 км, именуемый в дальнейшем "товар", а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную в настоящем договоре сумму (пункт 1.1). Согласно пункту 3.3 данного договора обязанность по выемке кабеля и согласование данных действий возлагается на покупателя, то есть на ООО "Гарант К" (л.д.9). Подтверждением данного обстоятельства также являются: Акт приема-передачи коаксиального кабеля специальной кабельной магистрали К99 (л.д.11-12), гарантийные письма ООО "Гарант К" (л.д.13-14),письмо N 67 от 24 октября 2007 года (л.д. 15).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что административным органом не была доказана вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие факт выемки кабеля именно ООО "Профи-Дон", а не ООО "Гарант К".
Статья 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяет: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Вина лица составляет основу любого административного правонарушения, без наличия которой невозможно наступление административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации обстоятельством, подлежащем выяснению по административному правонарушению, является виновность лица в совершении административного правонарушения, что в данном случае, административный орган не установил.
Суд первой инстанции также верно установил факт наличия процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении N 42/12-2007/ЗК-В составлен 14 января 2008 года (л.д.61), постановление о назначении административного наказания N 42/12-2007/ЗК-В вынесено также 14 января 2008 года, что свидетельствует о непредставлении лицу, привлекаемому к ответственности права ознакомится с материалами дела, дать соответствующие пояснения, воспользоваться помощью защитника и иным образом подготовиться к рассмотрению дела. Направляя извещения о дате и месте составления протокола, административный орган не указал, что одновременно состоится рассмотрение дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает неправомерным довод апеллянта о том, что принятое решение судом первой инстанции имеет процессуальные нарушения, выразившиеся в восстановлении процессуального срока без соответствующего ходатайства, данный довод является ошибочным, так как в материалах дела (л.д.4) содержится данное ходатайство с указанием причины пропуска, каковыми явились ненадлежащее уведомление административного органа о времени и месте проведения процессуальных действий.
Статья 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что восстановление срока возможно по ходатайству лица участвующего в деле. Установление уважительности причин является оценочным понятием, определяемом судьей в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела, что и было сделано в данном случае (л.д. 105).
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем вопрос о судебных расходах не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 июня 2008 года по делу N А53-6543/2008-С4-7 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6543/2008-С4-7
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Профи-Дон"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Гарант К", Михайлов Владислав Викторович (для ООО "Профи-Дон")
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4017/2008