город Ростов-на-Дону |
дело N А53-3717/2008-С4-4 |
04 сентября 2008 г. |
15АП-5123/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесова Ю.И.
судей Н.Н. Ивановой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Феникс": Луценко Людмила Петровна (паспорт N 60 02 413305, выдан ОВД Первомайского района г. Ростова-на-Дону) по доверенности от 28.08.2008г., Карев Андрей Дмитриевич (паспорт N 60 03 195706, выдан ОВД Ленинского района г. Ростова-на-Дону 15.10.2002г.) по доверенности от 28.08.2008г.
от Ростовской таможни: Малыгина Марина Айдамировна (удостоверение ГС N 051206, действительно до 05.03.2012г.) по доверенности N02-32/767 от 08.08.2008г.
от ЮТУ: Романовская Елена Аркадьевна (удостоверение ГС N 038751, действительно до 26.01.2009г.) по доверенности от 11.08.2008г. N 49-29/12923,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феникс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.07.2008 года по делу N А53-3717/2008-С4-4
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
по заявлению ООО "Феникс" к заинтересованному лицу Ростовской таможне
при участии третьего лица Южного таможенного управления
о взыскании таможенной пошлины в сумме 1 069 538,94 руб., процентов в сумме 186 011,81 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Феникс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о взыскании 1255550,81 руб., из них 1069538,94руб. сумма уплаченной таможенной пошлины за декларирование ввезенной мелованной бумаги в рулонах, 186011,81руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 29.04.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное таможенное управление.
Решением суда от 07 июля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявителем пропущен срок обращения с заявлением о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей. Срок исчисляется с момента уплаты платежей, поскольку на момент подачи ГТД и оплаты таможенных платежей общество знало о том, что при ввозе указанной продукции законодательством и Соглашением от 17.06.1950г. "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера", применяемым на территории РФ, предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты таможеных платежей. Решение Ростовской таможни об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей не обжаловано обществом.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Феникс" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в 2003 г. правоотношения по ввозу бумаги и выпуску регулировались непосредственно международным Соглашением от 17.06.1950г. Отыскиваемые платежи не являются излишне уплаченными либо взысканными. Таким образом, судом неправомерно применены нормы п. 1 ст. 355 ТК РФ, ст. 78 НК РФ, поскольку эти нормы закона регулируют отношения по возврату излишне уплаченных и излишне взысканных сумм. Фактически требуемая сумма - это льгота. Обстоятельство, дающее право заявителю обратится с заявлением о возврате условно начисленной и фактически уплаченной пошлины, наступило со дня получения подтверждения от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, что бумага была использована в целях, установленных Международным соглашением. Подтверждение контролирующего органа о целевом использовании бумаги датировано 28.06.2006г., следовательно, с 29.06.2006г. у заявителя начинает течь годичный срок, в который он должен обратиться с заявлением о возврате условно начисленной таможенной пошлины.
В судебном заседании представители ООО "Феникс" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представители Ростовской таможни и ЮТУ возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании контрактов N 27/10702/М038 от 16.12.2002г., N 27/10703/М019 от 19.05.03г., N 27/10704/М001 от 14.01.04г., заключенных с фирмой "UMP-Kymmene Corporation Seven Seas" (Хельсинки, Финляндия) обществом с ограниченной ответственностью "Феникс" в период 2003-2004г.г. ввезен на таможенную территорию РФ товар - бумага. Товар оформлен по ГТД N N 10313070/210103/0000302, 10313070/270603/0003775, 10313070/121103/0006716, 10313070/180204/0000733 и был выпущен таможенным органом в свободное обращение (в соответствии с заявленным в ГТД режимом). В целях выпуска товара в свободное обращение ООО "Феникс" были уплачены таможенные платежи: платежное поручение N77 от 20.01.2003г. на сумму 225847,57руб., платежное поручение N548 от 24.06.2003г. на сумму 231666,31руб., платежное поручение N1463 от 16.02.2004г. на сумму 234075,74руб., платежное поручение N975 от 06.11.2003г. на сумму 225493,72руб.
ООО "Феникс" обратилось в Ростовскую таможню с заявлениями от 28.06.2006г. о возврате (зачете) таможенной пошлины, уплаченных при ввозе бумаги по ГТД N N 10313070/210103/0000302, 10313070/270603/0003775, 10313070/121103/0006716, 10313070/180204/0000733. Заявления мотивированы получением подтверждения целевого использования товара, к заявлениям приложены Письма Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям N80/2-14-7384/80-6322с от 08.06.2006г., N80/2-14-7392/80-5592с от 08.06.06г., N80/2-14-7393/80-5591с от 08.06.06г., N80/2-14-7385/80-6322с от 08.06.06г., подтверждающие что ввезенный товар является материалом, подпадающим под действие Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера.
Письмом от 20.07.06г. N 20-09/13599 Ростовская таможня сообщила обществу о направлении в ЮТУ соответствующего запроса о проведении проверки целевого использования ввезенной организацией мелованной бумаги по ГТД N N 10313070/210103/0000302, 10313070/270603/0003775, 10313070/121103/0006716, 10313070/180204/0000733, поскольку положительное решение вопроса о возврате ввозной таможенной пошлины может быть принято только после подтверждения целевого использования ввезенной мелованной бумаги.
Письмом от 20.08.2006г. N 20-09/16167 Ростовская таможня сообщила ООО "Феникс" о том, что вопрос о возврате таможенных платежей не может быть решен положительно, поскольку из ЮТУ получено письмо о невозможности проведения проверки целевого использования везенной ООО "Феникс" мелованной бумаги.
Считая незаконными действия Ростовской таможни об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, ООО "Феникс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании 1069538,94руб. суммы уплаченной таможенной пошлины, а также 186011,81руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 14, ст. 123 Таможенного кодекса РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Кодексом.
Статьями 123, 124 ТК РФ установлено, что товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде): заявляемый таможенный режим; сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
В соответствии с п. 2 ст. 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан: подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131); по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III Кодекса.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ возврат таможенных пошлин, налогов производится, в том числе, в случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины.
В силу п. 2 ст. 356 ТК РФ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 ст. 356 ТК РФ, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения пункта 7 статьи 355 настоящего Кодекса не применяются.
Таким образом, заявление о возврате таможенных пошлин в случае предоставления тарифных льгот должно быть подано не позднее одного года со дня, следующего за днем предоставления соответствующей льготы.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.
Порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей предусмотрен ст. 78 НК РФ. Пунктом 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В случае пропуска налогоплательщиком срока, установленного ст. 78 НК РФ для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога. При этом срок исковой давности надлежит исчислять в соответствии с правилами, установленными ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, первые таможенные платежи общество оплатило 20.01.2003г., а последний таможенный платеж был произведен 16.02.2004г. С заявлением о взыскании таможенных платежей ООО "Феникс" обратилось в арбитражный суд 27.02.2008г. (о чем свидетельствует штамп входящей документации).
Таким образом, заявление подано ООО "Феникс" с пропуском срока давности (о чем было заявлено таможенным органом при рассмотрении дела в суде первой инстанции), что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ООО "Феникс" о том, что судом первой инстанции неправомерно применены нормы п. 1 ст. 355 ТК РФ, ст. 78 НК РФ, поскольку эти нормы закона регулируют отношения по возврату излишне уплаченных и излишне взысканных сумм, а отыскиваемые платежи не являются излишне уплаченными либо взысканными, фактически требуемая сумма -это льгота.
Как указывалось ранее, в силу п.п. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ возврат таможенных пошлин, налогов производится, в том числе, в случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины.
При этом в силу п. 2 ст. 356 ТК РФ, ст. 3 ТК РФ, к отношениям по возврату таможенных платежей в случае предоставления тарифных льгот, подлежат применению положения ст.ст. 355 ТК РФ, ст. 78 НК РФ.
Также судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы общества о том, что обстоятельство, дающее право заявителю обратится с заявлением о возврате условно начисленной и фактически уплаченной пошлины, наступило со дня получения подтверждения от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о том, что бумага была использована в целях, установленных Международным соглашением. Подтверждение контролирующего органа о целевом использовании бумаги датировано 28.06.2006г., следовательно, с 29.06.2006г. у заявителя начинает течь годичный срок, в который он должен обратиться с заявлением о возврате условно начисленной таможенной пошлины.
Так, самим заявителем в апелляционной жалобе указано, что бумага была ввезена ООО "Феникс" в целях ее использования для издания литературы научного и культурного характера в рамках Международного Соглашения от 17.07.1950г. и Протокола от 26.11.1976г., предусматривающих освобождение от таможенной пошлины и сборов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что на момент подачи ГТД и оплаты таможенных платежей общество знало о том, что при ввозе указанной продукции действующим законодательством и Соглашением, применяемым на территории РФ, предоставлены льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей.
Однако при ввозе товара по спорным ГТД ООО "Феникс" таможенному органу не было заявлено о том, что бумага ввозится для использования по целевому назначению, предполагающему предоставление льготы по уплате таможенных платежей.
В связи с отсутствием в ГТД указанных отметок и заявлением таможенного режима (гр. 1 ГТД, код "ИМ 40"), предполагающего выпуск для внутреннего потребления, Ростовской таможней был осуществлен выпуск товара для внутреннего потребления, а ООО "Феникс", в свою очередь, добровольно произведена уплата начисленных таможенных платежей.
В случае заявления обществом при подаче ГТД целевого использования ввозимого товара - бумаги, товар не подлежал выпуску в свободное обращение.
Пунктом 1 статьи 1 Соглашения от 17.06.1950г. "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" и пунктом 1 Протокола к Соглашению от 26.11.1976г. установлено, что государства-участники Соглашения обязуются не взимать таможенные пошлины при ввозе или в связи с ввозом книг, публикаций, документов, а также материалов просветительного, научного и культурного характера, являющихся продукцией другого государства-участника и перечисленных в приложениях к Соглашению и Протоколу.
06.07.1994г. Правительством РФ принято Постановление N 795 "О присоединении РФ к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему".
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.07.1994г. N 795 предписано Государственному таможенному комитету Российской Федерации по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по печати и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму принять меры по исключению возможностей использования материалов, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках указанных в пункте 1 настоящего Постановления Соглашения и Протокола, в целях, отличных от предусмотренных в Соглашении и Протоколе.
Указанием ГТК РФ N 01-15/8613 от 17.03.1999г. "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и протокола к нему" начальники таможенных органов обязываются принять меры по исключению возможностей использования товаров (материалов образовательного, научного и культурного характера) в целях, отличных от предусмотренных в Соглашении и Протоколе.
Письмом ГТК РФ N 01-06/25936 от 27.06.2003г. утверждены "Методические рекомендации "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" в целях обоснованного предоставления таможенных льгот при ввозе товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера" (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций (в редакции от 27.06.03г.) при осуществлении таможенного оформления товаров, перечисленных в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения в качестве материалов образовательного, научного и культурного характера, производится условное начисление сумм ввозных таможенных пошлин. В отношении таких товаров должны быть соблюдены требования по характеру, номенклатуре и объемах (тиражах) товаров в случаях, оговоренных в указанных приложениях. В целях контроля за соответствием характера таких товаров условиям предоставления таможенных льгот рекомендуется принимать соответствующие подтверждения Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Пунктом 2.2 Методических рекомендаций установлено, что в случае обоснованных сомнений в правильности отнесения декларантом ввозимых товаров к категории материалов образовательного, научного и культурного характера и отсутствия в момент таможенного оформления подтверждения соответствующего министерства характера такого товара как материала образовательного, научного и культурного характера рекомендуется производить выпуск товара для свободного обращения с условным начислением ввозных таможенных пошлин с одновременным принятием следующих мер:
а) произвести в соответствии со статьей 135 Таможенного кодекса Российской Федерации взятие образцов ввозимого товара;
б) обязать декларанта на основании статей 174, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях осуществления таможенного контроля представить в установленный таможенным органом срок подтверждение от указанного в п. 2.1 настоящих Методических рекомендаций соответствующего министерства об образовательном, научном, культурном характере товаров.
В необходимых случаях таможни самостоятельно запрашивают указанные в п. 2.1 настоящих Методических рекомендаций министерства и ведомства о возможности отнесения товаров к материалам образовательного, научного, культурного характера с приложением к запросам отобранных образцов.
Таким образом, в случае заявления декларантом при таможенном оформлении ввозимого товара в ГТД информации о том, что ввозимый товар является материалом образовательного, научного и культурного характера, производится условное начисление таможенных платежей, а также осуществляется контроль, в первую очередь, таможенным органом за подтверждением соответствующего характера ввозимого товара и обоснованностью отнесения его к материалам образовательного, научного и культурного характера.
ООО "Феникс" в целях подтверждения целевого использования ввезенной бумаги представило таможенному органу письма Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Однако как следует из положений приведенных норм законодательства, контроль за целевым использованием ввезенного товара возложен на ФТС России, которая осуществляет контроль по согласованию с соответствующими ведомствами, в том числе с использованием предоставляемых указанными ведомствами подтверждений.
В настоящем же случае, ООО "Феникс" при ввозе бумаги по спорным ГТД не заявлялось об отнесении товара к материалам образовательного, научного и культурного характера. В связи с этим таможенное оформление товара происходило по обычной процедуре. Как указывалось ранее, товар был выпущен для внутреннего потребления, и обществом уплачены начисленные таможенные платежи. Контроль за целевым использованием выпущенного товара таможенным органом не производился, поскольку в ГТД декларантом не заявлялось о специальном характере ввозимого товара.
Частью 3 статьи 124 ТК РФ сведения о таможенном режиме, об исчислении таможенных платежей, о применении льгот по уплате таможенных пошлин, о применении тарифных преференций, отнесены к основным сведениям, заявляемым в декларации.
К основным сведениям относится также страна происхождения товара.
При этом действие Соглашения распространяется на отношения между договаривающимися государствами. В ГТД, по которым ООО "Феникс" ввезен товар страной происхождения заявлена Финляндия, которая является государством-участницей Соглашения. Однако документов, подтверждающих страну происхождения товара ООО "Феникс" при таможенном оформлении товара представлено не было.
В письме Ростовской таможни от 26.08.06г. N 20-09/16167 обществу "Феникс" было сообщено о том, что вопрос о возврате уплаченной таможенной пошлины не может быть решен положительно именно в связи с невозможностью проведения проверки целевого использования ввезенной обществом бумаги.
Невозможность проверки была обусловлена, в том числе тем, обстоятельством, что ООО "Феникс" обратилось в таможню по истечении 2-х лет со дня выпуска товара, утраты товаром статуса находящегося под таможенным контролем.
Следует также отметить, что решение Ростовской таможни об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей не было обжаловано обществом в установленном порядке.
Таким образом, при ввозе бумаги по спорным ГТД ООО "Феникс" не заявлялось о специальном характере ввозимого товара (материал образовательного, научного и культурного характера). В связи с этим таможенный орган был лишен возможности осуществления контроля за целевым использованием ввозимого товара. Заявление общества о возврате уплаченных таможенных платежей (в связи с наличием льготы обусловленной специальным характером ввезенного товара) подано в суд по истечении установленного законодательством срока.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Феникс" о взыскании с Ростовской таможни уплаченных при ввозе бумаги по ГТД N N 10313070/210103/0000302, 10313070/270603/0003775, 10313070/121103/0006716, 10313070/180204/0000733 таможенных платежей и процентов.
Решение суда от 07.07.2008г. является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, и была уплачена ООО "Феникс" при подаче жалобе. Поскольку при подаче жалобы обществом была оплачена госпошлина в размере, превышающем установленный НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 7888 рублей 88 копеек подлежит возврату ООО "Феникс" из федерального бюджета в соответствии со ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 июля 2008 года по делу N А53-3717/2008-С4-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Феникс" из федерального бюджета 7888 рублей 88 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Колесов |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3717/2008-С4-4
Истец: ООО "Феникс", общество с ограниченной ответственностью "Феникс"
Ответчик: Ростовская таможня
Третье лицо: Южное Таможенное Управление