город Ростов-на-Дону |
дело N А32-1148/2008-50/3 |
12 сентября 2008 г. |
N 15АП-5403/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2008 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания судьёй смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: генерального директора Таранова С.Н. (протокол общего собрания от 03.10.07г.), представителя по доверенности Армиста В.С. (доверенность от 02.09.08г. сроком действия до 31.12.08г.)
от заинтересованного лица: ведущего специалиста Пьянковой М.В. (доверенность от 12.02.08г. N 02-01.01-211/08-31 сроком действия до 31.12.08г.)
от третьих лиц: представители не явились (ТУ ФАФИ, Департаменту копии определения переданы по факсу 09.09.08г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стак"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03 июля 2008 г. по делу N А32-1148/2008-50/3
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стак"
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования Ейский район
при участии третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа в приватизации земельных участков и обязании соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём подготовки проекта договора купли-продажи испрашиваемого участка и направления его заявителю,
принятое в составе судьи Анциферова В.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стак" (далее -общество) обратилось Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края (далее - администрация) со следующими изменёнными в соответствии со ст. 49 АПК РФ требованиями(л.д. 3, 51): 1) о признании незаконными действий администрации по отказу в приватизации обществом земельного участка площадью 44206 кв.м с кадастровым номером 23:08:01 01 001:0011, находящегося под существующей базой отдыха "Мечта", по адресу: Краснодарский край, Ейский район, станица Должанская, коса Долгая; 2) об обязании администрации передать обществу в собственность за плату земельный участок площадью 44206 кв.м с кадастровым номером 23:08:01 01 001:0011, находящегося под существующей базой отдыха "Мечта", по адресу: Краснодарский край, Ейский район, станица Должанская, коса Долгая (далее - спорный земельный участок).
Заявленные требования мотивированы тем, что на спорном земельному участке находится ряд объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности (база отдыха "Мечта"), в связи с чем, согласно ст. 36 ЗК РФ, общество имеет право на получение в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов. Общество также указывает на то, что спорный земельный участок не находится в границах памятника природы коса Долгая, так как с момента установления границ административно-территориальных единиц Ейского района Краснодарского края он вошёл в категорию земель населенных пунктов в составе земель станицы Должанской. Заявление также мотивировано тем, что Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральный закон от 21.12.01г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - закон N 178-ФЗ) не содержат запрета на приватизацию земельных участков, находящихся в водоохраной зоне моря.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУФИ) и Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент).
ТУ ФАУФИ и Департамент возражали против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что спорный земельный участок находится к категории земель особо охраняемых природных территорий, поскольку Коса Долгая, на которой он находится, отнесена к категории памятников природы регионального значения. ТУ ФАУФИ также сослалось на то, что постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.10.07 г. по делу N А-32-2567/2007-22/25 подтверждено право собственности Краснодарского края на территорию косы Долгая в станице Должанской.
Решением суда от 03.07.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок относился к землям особо охраняемых территорий и в силу этого не подлежит приватизации в соответствии с п.8 ст. 28 закона N 178-ФЗ и п.2 ст. 27 ЗК РФ. В обоснование довода о статусе спорного земельного участка суд сослался на то, что спорный земельный участок находится в составе территории Косы Долгой в станице Должанской, которая отнесена к государственным памятникам природы, включена в перечень региональных памятников на основании решения исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.88 N 326, а территория станицы Должанской признана курортом местного значения постановлением главы администрации Краснодарского края от 07.08.97 N 332 "О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения" (в редакции постановлений от 08.09.99 N 639, 17.08.06 N 709).
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и удовлетворить заявленные требования. Жалоба мотивирована ссылками на доводы, приведённые в рассмотренном судом первой инстанции заявлении, а также на то, что с включением спорного земельного участка в состав станицы Должанской и отнесением его к категории земель населённых пунктов этот земельный участок утратил статус особо охраняемого. При этом, для такого изменения категории не требовалось проведения процедуры перевода его из одной категории в другую, так как это произошло вследствие изменения черты поселения - станицы Должанской, в состав земель которой он теперь включён. В жалобе также указано, что у администрации отсутствовали основания для вывода о вхождении спорного земельного участка в состав земель памятника природы - Косы Долгой и наличия в связи с этим у него статуса памятника природы. В этой связи общество указывает, что фактически такого памятника природы, как "Коса Долгая" не существует. Этот довод мотивирован тем, что до настоящего времени в установленном законом порядке не установлены границы Косы Долгой и она не передавалась под охрану лицам и организациям, использующим находящиеся на ней земельные участки, как памятник природы на основании охранного обязательства.
ТУ ФАУФИ отзыва на жалобу не представило.
Департамент в отзыве на жалобу возражал против её удовлетворения, сославшись на то, что спорный земельный участок не подлежит приватизации в силу ст. 27 ЗК РФ, ст. 28 закона N 178-ФЗ, так как он входит в состав зоны особо охраняемой территории - памятника природы краевого (регионального) значения - косы Долгой, которая имеет этот статус в соответствии с решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.88 N 326, которым она отнесена к ландшафтным памятникам природы с заказным режимом использования (л.д. 147-149).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
ТУ ФАУФИ и Департамент своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, Департамент известил суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя. Представители общества и администрации не возражали против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей третьих лиц по делу. Учитывая изложенное, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ТУ ФАУФИ и Департамента.
Представители общества настаивали на отмене решения суда, сославшись на доводы, приведённые в апелляционной жалобе, представили карту станицы Должанской и косы Долгой (л.д. 150).
Представитель администрации возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на законность решения суда. Дополнительно пояснила следующее. На косе Долгой находится вся станица Должанская. По состоянию на дату рассмотрения апелляционной жалобы ведутся работы по определению границ косы Долгой и эти работы в ближайшее время завершены не будут, однако, это не является основанием для удовлетворения заявления общества, поскольку, в силу своего статуса памятника природы регионального значения, не подлежат приватизации ни Коса Долгая в целом, ни её части. На часть косы Долгой в границах станицы Должанской уже оформлено право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. До тех пор, пока собственность на оставшуюся часть косы Долгой не разграничена, функции по распоряжению входящими в её состав земельными участками, право собственности на которые пока не оформлено за Краснодарским краем или Российской Федерацией, осуществляет администрация муниципального образования Ейский район.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.05.03г. обществом были получены свидетельства (повторные) серии 23-АБ о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на территории базы отдыха "Мечта", в Ейском районе, ст. Далжанская, на косе Долгой (л.д. 10-25).
10.02.04г. постановлением главы Ейского района Краснодарского края N 98 обществу в долгосрочную аренду на 25 лет для эксплуатации зданий и сооружений базы отдыха "Мечта" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:08:01 01 001:0011, площадью 44206 кв.м., из земель особо охраняемых территорий (рекреационного значения), расположенный в Ейском районе, на косе Долгой (л.д. 6).
10.02.04г. на основании указанного постановления между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключён договор аренды N 0800000463 спорного земельного участка категории земель особо охраняемых территорий сроком действия до 01.01.2029 года (л.д. 7-9).
28.05.04г. право аренды по названному договору прошло государственную регистрацию, о чём обществу выдано свидетельство о регистрации права аренды земельного участка категории земель особо охраняемых территорий серии 23-АБ N 474491 (л.д. 29).
30.10.07г. общество обратилось в администрацию с заявлением (вх. N 02-01-30/5195 от 31.10.07 г.) о приватизации на основании ст. 36 ЗК РФ спорного земельного участка, используемого на основании договора аренды от 10.02.04г. N 0800000463 и имеющего следующие ориентиры: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, коса Долгая (л.д. 33).
23.11.07г. в ответ на указанное заявление о приватизации участка управление имущественных отношений администрации направило обществу письмо N 02-14-18/1619 с отказов в его удовлетворении. Отказ в приватизации был мотивирован тем, что решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.88 N 326 территория Косы Долгой в станице Должанской отнесена к государственным памятникам природы и имеет заказной режим пользования, в связи с чем находящийся на этой коме спорный земельный участок в силу п.п. 2, 5 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации (л.д. 34).
21.01.08г. общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ с заявлением о признании данного отказа незаконным и обязании администрации устранить допущенное нарушение путём передачи спорного земельного участка ему в собственность, с учётом уточнённых требований (л.д. 2-3, 51).
Повторно рассмотрев заявленные обществом требования с учётом заявленных участвующими в деле лицами на стадии апелляционного обжалования дополнительных доводов и возражений, суд апелляционной инстанции признал правомерным и обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления общества о признании незаконными действий администрации по отказу обществу в передаче в частную собственность на основании ст. 36 ЗК РФ спорного земельного участка, занятого принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости, а также об обязании передать этот участок в собственность обществу.
В частности, согласно ст.36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом собственники объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Корреспондирующее положение закреплено также в ст. 28 закона N 178-ФЗ, согласно которой отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.2 ст. 15 ЗК РФ, определяющей базовые условия и порядок предоставления земельных участков, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К числу таких земель отнесены, в том числе, земли категории особо охраняемых территорий, режим оборота которых определён гл. 7 ЗК РФ. В соответствии с п.п.1 п.2 ст. 94 г. 7 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий отнесены также земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В п.2 ст. 95 гл. 7 ЗК РФ указано, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Аналогичное ограничение также закреплено в п.8 ст. 28 закона N 178-ФЗ, согласно которому отчуждению в соответствии с этим законом (т.е., приватизации) не подлежат, в том числе, земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.88 N 326 территория Косы Долгой полностью отнесена к государственным памятникам природы и включена в перечень региональных памятников как ландшафтный памятник природы заказного режима использования.
Указанный статус косы Долгой как регионального памятника природы также констатирован в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в от 30.01.08г. N 133/08 "Об отказе в принесении протеста в Президиум ВАС РФ" по делу N А-32-2567/2007-22/25 и Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 30.10.07 г. N Ф08- 7113/07 по тому же делу.
В соответствии с п.1 ст. 95 ЗК РФ и п.п. д) п.1 ст. 2 Федерального Закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - закон N 33-ФЗ), к землям особо охраняемых природных территорий относятся также земли памятников природы.
Таким образом, в качестве регионального памятника природы коса Долгая в силу п.п.1 п.2 ст. 94, п.1 ст. 95 ЗК РФ относится к категории особо охраняемых природных территорий и, в силу этого, на неё распространяются установленные ЗК РФ и закона N 178-ЗК РФ ограничения в её обороте и, в частности, в приватизации.
В частности, в соответствии с п.2 ст.95 ЗК РФ, ст.ст.2 (часть 6), 25, 26 закона N 33, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.7 ст. 2 закона N 33-ФЗ, территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возможности нахождения памятника природы в частной собственности.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о законности что оспариваемого в рамках настоящего дела отказа администрации обществу в приватизации спорного земельного участка, поскольку он относится к категории земель особо охраняемых природных территорий (памятника природы) и в силу этого ограничен в обороте, не может находиться в частной собственности.
Доводы общества об отсутствии доказательств вхождения спорного земельного участка в состав памятника природы - косы Долгой, суд апелляционной инстанции оценивает критически, как не основанные на фактических обстоятельствах дела.
В частности, во всех адресах спорного земельного участка и находящихся на нём объектов недвижимости базы отдыха "Мечта", указанных в свидетельствах о праве собственности на объекты недвижимости, свидетельстве о регистрации права аренды, постановлении администрации о предоставлении спорного земельного участка в аренду, договоре аренды, кадастровом плане земельного участка, выписке из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и других имеющихся в материалах дела документах в качестве составляющего адреса спорного земельного участка указано "коса Долгая". Этот же адрес (со ссылкой на то, что спорный земельный участок находится на косе Долгой) указан и самим обществом как в заявлении о приватизации, так и в рассматриваемом в рамках настоящего дела заявлении, дополнении к нему и в апелляционной жалобе.
Ссылка общества на то, что пока в установленном законом порядке на определены границы памятника природы "Коса Долгая", такого памятника не существует вообще и по этой причине неправомерно включать в состав этого памятника спорный земельный участок, также неправомерна.
Так, коса Долгая возведена в ранг регионального ландшафтного памятника природы с местоположением: берег Азовского моря, Ейский район, в качестве естественного природного образования, называемого "коса". Под природным образованием, обозначаемым словом "коса", понимается низкая и узкая намывная полоса суши в береговой зоне моря или озера, причленённая одним концом к берегу, сложенная песком, галькой, гравием, ракушей. Как правило, коса образуется при вдольбереговом перемещении наносов, в результате огибания потоком наносов выступа берега. Однако, иногда коса образуется при поступлении наносов вдоль берега с двух противоположных сторон, такая коса резко выдаётся в открытое море и называется стрелкой. Примером такого строения является коса Долгая, которая резко выдается в Азовское море (её длина составляет около 17 км., а ширина - примерно 0,5 км.)
То есть, коса Долгая фактически является берегом Азовского моря, который выходит в Азовское море, выступая примерно на 17 км. от общей береговой линии. Соответственно, вся эта выступающая от общей линии часть берега Азовского моря, является частью косы Долгой (поскольку коса фактически и есть выступающая часть берега), которая выходит в море, резко выдаваясь за общую линию берега. В данном случае, применительно к поставленному обществом вопросу о границах косы Долгой, дополнительному выяснению мог бы подлежать вопрос о границах этой косы в том месте, где она причленяется к берегу. Однако, исходя из местоположения спорного земельного участка, этот вопрос не относится к предмету рассматриваемого дела, так как этот участок находится на том участке косы Долгой, в котором она стрелой выходит в открытое море (л.д. 150) и находится примерно в 1/3 длины этой 17-километровой стрелы от общей береговой линии. То есть, вне зависимости от того, какие границы косы Долгой будут установлены впоследствии, спорный земельный участок войдёт в её границы, поскольку он находится на теле этой косы. Этот земельный участок в числе прочих прямо образует косу Долгую, так как находится в её выходящей в открытое море части (на стреле) и кроме как в состав земель косы он не может быть включён ни в какие другие земли (разве что в состав дна моря). С земельными участками, образующими ровную береговую линию, из которой выходит стрела косы Долгой, спорный земельный участок не граничит, что ясно видно на карте косы (л.д. 150).
Как неосновательный отклоняет суд апелляционной инстанции довод общества об утрате спорным земельным участком статуса особо охраняемой природной территории в связи с его включением в состав земель станицы Должанской и указанием в его кадастровом плане N 08/07-03-3053 от 28.07.07г., что он относится к землям населенных пунктов (л.д. 26).
Согласно материалам дела, коса Долгая является памятником природы, включённым в перечень региональных памятников природы. Этот статус косе Долгой был присвоен решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14.07.88 N 326.
В силу ст. 26 закона N 33-ФЗ, природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Соответственно, лишение косы Долгой статуса регионального памятника природы возможно в том же порядке, что и присвоение ей этого статуса. Доказательств проведения процедуры исключения косы Долгой из числа региональных памятников природы общество суду не представило. Как следует из отзывов на заявление и жалобу, предоставленных администрацией, Департаментом и ТУ ФАУФИ, коса Долгая статуса памятника природы не лишена. Согласно материалов дела, в 2007 году в рамках дела N А-32-2567/2007-22/25 арбитражными судами рассматривался спор относительно законности регистрации Краснодарским краем права собственности на часть земель, входящих во состав земель косы Долгой как регионального памятника природы. В связи с изложенным отнесение станицы Должанской к курортам местного значения постановлением главы администрации Краснодарского края от 07.08.97 N 332 "О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения" (в редакции постановлений от 08.09.99 N 639, 17.08.06 N 709) и включение её части в границы станицы Должанской не лишает часть косы Долгой (в составе которой выделяется и спорный земельный участок), проходящей по территории этой станицы, статуса регионального памятника природы. Соответственно, не является таким переводом из земель регионального памятника природы в земли населённых пунктов и указание в кадастровом плане спорного земельного участка на то, что он относится к категории земель населённых пунктов. Кроме того, в силу ст. 95 ЗК РФ и ст. 2 закона N 33-ФЗ, земли курортов также относятся к землям особо охраняемых природных территорий, в связи с чем их приватизация также осуществляется с определёнными ограничениями.
Таким образом, оспариваемые действия администрации по отказу обществу в приватизации спорного земельного участка соответствовали требованиями ст.ст. 15, 27, 94, 95 ЗК РФ, ст. 28 закона N 178-ФЗ, ст.ст. 2, 26 закона N 33-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции также полагает, что общество не доказало нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок в настоящее время используется обществом на праве аренды, срок действия этого договора установлен до 2029 года. Доказательств того, что в настоящее время арендатор принимает меры к расторжению этого договора суду не представлены.
В связи с этим, в деле отсутствуют оба из установленных ст. 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд также считает необходимым разъяснить обществу, что отказ в удовлетворении рассматриваемого в рамках настоящего дела заявления не лишает общество права на повторное обращение к уполномоченному органу с заявлением о приватизации спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1148/2008-50/3
Истец: ООО "Стак", общество с ограниченной ответственностью "Стак"
Ответчик: Администрация муниципального образования Ейский район, Администрация МО Ейский район
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5403/2008