город Ростов-на-Дону |
дело N А32-3107/2008-39/43 |
24 сентября 2008 г. |
15АП-4369/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2008г. по делу N А32-3107/2008-39/43
по иску Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
к ответчику - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц - Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ"
о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - Департамент, ДИО Краснодарского края) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 001:0026, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, б/о ГУСМПП "Краснодарберегозащита", общей площадью 1306,7 кв.м. путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 01.11.2004 N 23-01/00-268/2004-265; о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 001:0026, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, б/о ГУСНПП "Краснодарберегозащита", общей площадью 1306,7 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее УФРС по Краснодарскому краю), Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ".
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 001:0026 общей площадью 1306,7 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, был предоставлен ГУСНПП "Краснодарберегозащита" (правопредшественнику ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ") в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации наблюдательного пункта в бухте Инал постановлением Главы Туапсинского района от 31.10.1997 N 781, выдан государственный акт серии КК-2 N 255000746. Наблюдательный пункт является объектом федеральной собственности, внесен в реестр федерального имущества и закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ". Согласно кадастровому плану спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий с особым режимом использования: береговая полоса побережья Черного моря. Поскольку границы и режим округа санитарной охраны курортов Туапсинского района Краснодарского края установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 г. N 406, в силу п.2 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", предусматривающего утверждение курортов федерального значения Правительством Российской Федерации, Туапсинский район Краснодарского края является курортом федерального значения. Кроме того, спорный земельный участок, расположенный в 500-метровой водоохраной зоне Черного моря, относящийся к землям особо охраняемых природных территорий, в силу ст.ст. 8,65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. ст.94,97,17 Земельного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации. В регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было отказано в связи с тем, что в ЕГРП зарегистрировано право собственности за субъектом РФ - Краснодарский край. Государственная регистрация права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок произведена с нарушением ст.ст.18 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 N101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Правовые основания для государственной регистрации права собственности ответчика на земельный участок отсутствовали.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2008г. исковые требования удовлетворены полностью. Суд установил, что спорный земельный участок расположен в береговой полосе побережья Черного моря и отнесен к землям особо охраняемых территорий, предоставлен ГУСНПП "Краснодарберегозащита", переименованного в ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ", на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации наблюдательного пункта. Земельный участок фактически используется по целевому назначению и разрешенному использованию. Имущество ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ", в т.ч. наблюдательный пункт в бухте Инал, включено в реестр федеральной собственности. Истец не представил доказательств изменения целевого назначения спорного земельного участка, а также размещение на земельном участке объектов находящихся в собственности Краснодарского края.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, исковое заявление оставить без рассмотрения. Жалоба мотивирована тем, что в силу п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.5 ст.4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" Туапсинский район признан курортом регионального значения. Право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок возникло в силу закона, а не при разграничении государственной собственности на землю. Истец не представил доказательств внесения спорного земельного участка в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности в процессе разграничения в порядке определенном ст. 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Учитывая сложившуюся судебную практику, регистрация права собственности Краснодарского края на земельный участок, расположенный в границах санитарной охраны курорта краевого значения Туапсе, является правомерной независимо от наличия на этом земельном участке объекта недвижимости, находящегося в собственности Российской Федерации.
ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему указало, что в силу п.1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям. Спорный земельный участок предоставлен ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации и обслуживания наблюдательного пункта. По смыслу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 исковые требования правомерно заявлены ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю, поскольку государственным предприятиям право на обращение в суд от имени Российской Федерации не предоставлено.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" и Департамент имущественных отношений Краснодарского края представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы Туапсинского района Краснодарского края N 371-р от 16.08.1995 "О разрешении производства проектно-изыскательских работ по пункту наблюдения ГСНПО "Краснодарберегозащита" в бухте Инал" были утверждены материалы предварительного согласования места размещения пункта наблюдения ГСНПО "Краснодарберегозащита", предусматривающего размещение объекта в бухте Инал в 20 м. от берега моря справа от подъездной дороги на участке площадью 0,06 га и дано разрешение на проведение проектно-изыскательских работ (л.д.127).
Постановлением главы администрации Туапсинского района от 24.11.1998 N 883 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию наблюдательного пункта ГУСН НПП "Краснодарберегозащита" от 23.11.1995.
Наблюдательный пункт в бухте Инал, пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очередь и участок волногасящего пляжа в северной части бухты Инал включены в реестр федерального имущества переданного ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ", что подтверждается выпиской из реестра от 21.02.2008 г.
В соответствии с постановлением главы администрации Туапсинского района Краснодарского края N 781 от 31.10.1997 года "О выдаче государственного акта на право пользования землей ГУСНПП "Краснодарберегозащита" истцу выдан государственный акт КК-2 N 255000746 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 0,13067 га для эксплуатации и обслуживания Наблюдательного пункта в бухте Инал, расположенный в пределах береговой охранной полосы побережья Черного моря.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 23:33:01 01 001:0026 с разрешенным использованием для эксплуатации наблюдательного пункта. Согласно кадастровому плану от 11.10.2007 спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (земли береговой полосы Черного моря) и принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю. ГУСНПП "Краснодарберегозащита" является субъектом права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок (т.1,л.д.18-20)
Согласно материалам проверки фактического использования земельного участка, проведенной государственным учреждением "Кубаньземконтроль" по поручению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 001:0026 площадью 1306,7, расположенный в п.Джубга, бухта Инал на землях особо охраняемых территорий, используется ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" по целевому назначению и разрешенному использованию - для эксплуатации наблюдательного пункта, представляющего собой нежилое двухэтажное капитальное строение, покрытое металлопрофилем, общей площадью 82,95 кв.м.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 18.12.2007 N 13/042/2007-484 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 001:0026 площадью 1306,7, расположенный в п.Джубга, бухта Инал, б/о ГУСМПП "Краснодарберегозащита" зарегистрировано за Краснодарским краем (т.1,л.д.23)
ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю, полагая, что основания для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок, на котором расположены объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации отсутствовали, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, обременения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Основаниями государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты органов государственной власти или органов местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации прав).
По смыслу приведенных норм оспаривание зарегистрированного права собственности предполагает как оспаривание оснований приобретения ответчиком права собственности на спорный объект, так и представление истцом доказательств наличия у него вещных прав на это имущество с использованием способов защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Судами установлено, что на спорном земельном участке расположено недвижимое имущество (наблюдательный пункт), включенное в реестр федеральной собственности. Основанием внесения указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Указом Президента Российской Федерации N 2144от 16.12.1993 "О федеральных природных ресурсах" (утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250) установлено, что к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности.
Данное положение впоследствии закреплено в статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", в статье 3 Закона Краснодарского края от 08.08.1995 N 13-КЗ "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" (в редакции Закона Краснодарского края от 19.07.2000 N 300-КЗ), а также в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, согласно абз. 3 ст. 3 Федерального закона N 101-ФЗ от 04.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" и статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" основанием возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки является предоставление земельного участка государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации. Спорный земельный участок государственным актом серии КК-2 N 255000746 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГУСНПП "Краснодарберегозащита" (правопредшественник ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ").
При таких обстоятельствах, основания для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок, предоставленный федеральному государственному унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, отсутствовали.
Кроме того, в силу статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент регистрации права собственности Краснодарского края, земли водоохранных зон морей относятся к землям природоохранного назначения, являющимися землями особо охраняемых природных территорий (подпункт 2 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно данным кадастрового плана от 11.10.2007 спорный земельный участок расположен в береговой полосе Черного моря.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" охраняемые или особым образом используемые природные объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О разграничении федеральной собственности на землю" от 17.07.2001 N 101-ФЗ к федеральной собственности относятся земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, эти земельные участки переданы государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с пунктом 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Следовательно, спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне Черного моря и является федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, включенного в реестр федеральной собственности, выделение спорного земельного участка правопредшественнику ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" и расположение земельного участка в природоохранной (водоохранной) зоне Черного моря являются основаниями для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Доводы ответчика о возникновения права собственности Краснодарского края на указанный участок в силу Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку объявление субъектом Российской Федерации особо охраняемой природной территорией регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого субъекта Российской Федерации, между тем, материалами дела подтверждается, что основания для возникновения права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зарегистрированное право собственности Краснодарского края на земельный участок является недействительным и признал право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:33:01 01 001:0026, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал, б/о ГУСНПП "Краснодарберегозащита", общей площадью 1306,7 кв.м.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2008г. по делу N А32-3107/2008-39/43 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3107/2008-39/43
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ", Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4369/2008